Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:10, реферат
Менеджмент – профессионально осуществляемое упр-ие п/п, орг-ей в условиях рын. отношений, направленное на получение прибыли путем рац-го исп-ия ресурсов. Под мен-том можно понимать вид деятельности упр-ия, науку упр-ия, к-ая составляет теор. базу практики упр-ия, искусство упр-ия, опред. категорию людей, менеджеров, и орган упр-ия на п/п.
1 БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА: МЕНЕДЖМЕНТ, ОРГАНИЗАЦИЯ, СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ, УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ, ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ СРЕДА.
Менеджмент – профессионально осуществляемое упр-ие п/п, орг-ей в условиях рын. отношений, направленное на получение прибыли путем рац-го исп-ия ресурсов. Под мен-том можно понимать вид деятельности упр-ия, науку упр-ия, к-ая составляет теор. базу практики упр-ия, искусство упр-ия, опред. категорию людей, менеджеров, и орган упр-ия на п/п. Конечной целью мен-та является обеспечение при-быльности на основе удов-ия потребностей. Прибыльность-свидетельство эффективности пред-ия, ее произ-но-сбыт-ой деят-ти, кот-ая осущ-ся путем мин. затрат и макс, доходов от рез-ов произ-ва. Основные функ-ии мен-та: план-ие, орг-ия, мотив-ия и контроль.
Основная сфера деятельности мен-та: производство, мар-г, финансы. Орг-ия - группа людей, деят-ть кот-ых сознательно координируется для достижения общей цели. Требования к орг-ии: не менее 2-х чел; Наличие одной и более цели; наличие членов группы, которые работают вместе для достижения цели. Существуют формальные и неформальные орг-ии. Неформ-ые возникают спонтанно. В любой форм-ой орг-ии сущест-ет неформ-ая.
Любая система состоит из объекта и субъекта упр-ия.
Объект упр-ия – это та часть системы упр-ния, на к-ую направлена упр-ющая дея-сть. Субъект упр-ия (упр-щая п/с) – это чел-ек (группа людей), к-ый осущ-ет упр-ние объектом. Связь между субъектом и объектом упр-ия осуществл-ся с помощью ин-форм-ии для эффект-го процесса упр-ия необх-мо наличие прямых и обратных связей. Информ-ия - основа для выработки командных воздействии, кот-ые поступают в объект упр-ия для исполнения. Субъект пользуется не только внутренней, но и внешней информацией.
В менед-е выделяют 2 вида раздел-ия труда: гориз-ое и вертик-ое.
Горизон-ое - разделение всей работы на составляющие компоненты (например, отдел кадров, плановый отдел, отдел труда, финансовый). Т.к. работа в организации разделяется на составляющий, то кто-то должен координировать работу групп, для того, чтобы работа была успешной, поэтому возн-ет необход-ть в вертикальном разделении труда. Верт-ое разд-е труда харак-ет выделение уровней управления. Рук-лей делят на три категории: рук-ль низового звена (нах-ся непосредственно над неупр-щим персоналом), рук-ль среднего звена (корд-ют и конр-ют работу рук-лей низ. звена, готовят инф-ию для решений, принятых на высшем уровне упр-я, и передают эти реш-я в трансф-ом виде рук-лям низ. звеньев), рук-ли высшего звена (прин-ют важнейшие для орг-ции реш-я и предс-ют орг-цию во внеш. среде). Внутренняя среда орг-ции – часть общ. среды, к-ая нах-ся в пределах орг-ции. Хар-ки внутр-ей среды: цели, люди, технология, структура, задачи.
Цель - конкретное конечное состояние объекта упр-ия или желаемый конеч. рез-ат, на достижение к-ых направлена деяте-сть орг-ции или чел-ка.
Структура орг-ции – система взаимосвязей уровней упр-ия и функ. областей, к-ая позволяет эф-но достигать целей орг-ции. Функц. Области – прои-во, марке-нг, снабжение, кадры. Важный аспект орг. структуры: сфера контроля (масштаб упр-ти).
Сфера контроля - число лиц, подчиненных одному руков-лю. Если руковод-лю подчин-ся большое кол-во людей, то широкая структура контроля (плоская стр-ра упр-ия), если малое кол-во людей, то узкий масштаб упр-ти (многоуровневая стр-ра упр-ия).
Задача – работа или её часть, кот-ая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.
Технология – сово-ть средств и способов преобразования входов орг-ции или подразделения в выходы. Лучшая технология – та технология, к-ая дает мах выходы на ед-цу входа.
Люди яв-ся цетр. фактором в любой модели упр-ия, поскольку устанавливают цели, задачи, разраб-ют стр-ру и яв-ся её эле-ми, выпол-ют задачи с помощью технологии. 3 осн. аспекта челов. переменной в ситуац. подходе к упр-ию: поведение отдел. людей, людей в группах, хар-ер поведения рук-ля с т. зр. его влияния на поведение отдел. людей и групп.
Внеш. среда орг-ции–та часть общ.среды, к-ая нах-ся за пределами орг-ции. Хар-ки внешней среды:
1. взаимосвязанность факторов внеш. среды - уровень силы, с кот-ой изменение одного фактора воздействует на др. факторы,
2. сложность
внеш. среды - число факторов, на
к-ые орг-ия обязана
3. подвижность среды – скорость, с кот-ой происходит изменение в окружении орг-ии. Неопределенность внеш.среды – относит-ое кол-во информ-и о среде и уверенность в ее точности.
––––––––––––––––––––––––––––––
2. ШКОЛА НАУЧНОГО МЕН/ТА. ОСН. КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ТЕЙЛОРА
Шк. науч. упр-я (80х гг.19 в–20е гг.20 в),Ф.Тейлор,Ф.Гилбрет, Г. Гантт.
Важной заслугой этой шк. Было положение о том, что упр-ть можно научно опираясь на эк., технич. и соц. эксперимент, а также на науч. анализ явлений и факторов упр-го процесса и их обобщения.
Осн. теор. положения концепции Тейлора изложены в его работа «Сдельная система», 1895г., «Упр-ие фабрикой», 1903г., «Принципы науч. упр-ия», 1911г.
Целью Тейлора было создание науч. орг-ции труда, базир-ся на основе экспери-ых данных и анализе процессов труда и его орг-ций.
Выделяют след. методы и принципы рацион. сис-мы Тейлора:
1. Расчленение произв. операций на составные эл-ты. Каж. работу Тейлор разбивал на состав. элементы, а эл-ты – на приемы и достижения с целью сокращения времени на их выпол-ие и устранение ненужных, излишних ненужных движений.
2. Администрация п/п на основе науч-установл. признаков производит тщат. отбор, а затем обучает и развивает способ-ти каж. раб-ка, в то время, как ранее он сам выбирал себе спец-ть и обучался как умел.
3. Планир-е
выделялось в кач-ве особой
ф-ции упр-я и вменялось в
кач-ве обязат. деят-ти на п/п.
Рабочий не должен сам
4. Была введена сис-ма оплаты тр., стимулир-щая выпо-ие и перевыполнение научно обоснованных норм выработки. При перевы-ии норм рабочий получал доп. оплату к осн. сдельной расценке.
5. Одностороннее
влияние управл. сис-мы на рабочего
и беспрекословное его
подчинение менеджеру. Этому
6. Сотруднич-во
м/у адм-цией и раб-ками в
деле практ. внедрения научно
разработанной сис-мы и
7. нормальное
обслуживание рабочих мест
––––––––––––––––––––––––––––––
3. Административная школа управления.
Принципы управления Файоля Родоначальником административной школы управления является франц исследователь Анри Файоль . В отличии от школы научного управления которая занималась в основном вопросами рационал организации труда отдельного рабочего представители классической школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организации в целом. Это объясняется тем что Тейлор и его последователи как правило начинали свою деятельность простыми рабочими в то время как Файоль и его последователи имели опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Например Файоль на протяжении 30 лет был управляющим горнодобывающего и металлургического концерна.
Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том что он впервые рассмотрел управление как универсальный процесс состоящий из нескольких взаимосвязанных функций.
Файоль разделил все функции управления на общие относящиеся к любой сфере деятельности и специальные относящиеся непосредственно к управлению промышленными предприятиями. Файоль определил что деятельность по управлению включает в себя 5 функций: 1) предвидение (организация) 2) организация 3) распорядительство 4) координирование 5) контроль
Файоль сформулировал 14 принципов управления:
4. ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ, ТИПЫ РЕШЕНИЙ, ЭТАПЫ ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ УПР.РЕШЕНИЯ.
Решение - это выбор альтернативы (Мескон). Решение – это один из видов волевого действия, к-ый предпол-ет предварит. анализ аргументов «за» и «против» выполнения действия. Решение – результат анализа, прогноз-ия, оптимизации, эк. обоснования и выбора альтернативы из неск. вариантов достижения цели.
Упр.Решения можно классиф-ать по неск. Признакам:
1.По
сфере дея-ти(эк.,технич.,
Процесс принятия Р. в упр-ии сос-ит из след. этапов:
1.анализ пробл. ситуации: для этого необх-мо четко сформу-ать сущность проблемы (несоотв-ие м/у желаем. и фактич. состоянием объекта упр-ия) и описать сит-цию, т.е.комплекс условий, в к-ом сущ-ет проблема. Содержание анализа:1)определ-ие сущ-ия проб-ы;2)опред-ие новизны пробл. ситуа-ции для выявления возмож. прецедентов и аналогий;3)установл-ия причин возник-ия проб. сит-ции;4)опред-ие взаимосвязей дан. Проблемы с др. проб-ми орг-ции;5) опред-ие степени полноты и доставер-ти инф-ции о проб. ит-ции.
2. формирование целей принятия Р.: необходимость этого опред-ся след. причинами:1)формулировка целей дает возможность четко опред-ть желаем. результаты Р.;2)в ряде случаев анализ пробл. сит-ции может скрывать необх-ть измен-ия целей дея-ти орг-ции;3)формирование целей Р. проблемы способ-ет выработке у рук-лей знания и опыта в формировании умения правильно ставить цель;4)формир-ие неск. целей Р. проблемы концент-ет усилия на поиске комплексного многоцелевого Р., что способ-ет экономии времени и ресурсов.