Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 17:04, курсовая работа
Однако серьезным недостатком этой реформы явилась медленная приватизация финансовой сферы, особенно коммерческих банков, в которых государственный капитал, организационные и административные связи с государственными структурами управления по прежнему играют определяющую роль. Критерии эффективности отходят на второй план. В частности в банковской практике имеет место недоверие к новым производственным и коммерческим структурам и готовность продолжать кредитование неплатежеспособных госпредприятий, с которыми имеются давние связи. Расчет делается на то, что задолженность госпредприятия банку будет рано или поздно погашена за счет госбюджета.
Введение
Глава I. Сущность и основные тенденции развития
банковского менеджмента.
1.1. Развитие финансовой системы.
1.2. Сущность и основные этапы развития банковского
менеджмента.
Глава II. Организационные основы банковского менеджмента.
2.1. Выбор рациональной организационной структуры
коммерческого банка.
2.2. Развитие сети банковских филиалов.
Заключение
Список использованной литературы.
- степени обученности
и профессионального умения
- развития программно-
- маркетинга финансовых услуг.1
____________________
1. Новые явления
в сфере финансовых услуг в
промышленно развитых
Для Молдовы особое значение имеет финансовая стабилизация и прекращение спада в экономике, развитие внешнеэкономических связей и освоение современных методов менеджмента.
Исходя из вышеуказанных финансовых услуг, предоставляемых банками и другими финансовыми учреждениями, можно провести параллель, которая показывала бы возможности их использования коммерческими банками Республики Молдова и, именно, АКБ "Banca Social=" (схема 1).
Схема № 1
Услуги, оказываемые АКБ "Banca Social="
Прием, выдача вкладов и других сбережений Привлечение и предоставле-ние кредитов
Осуществление расчетов по
пору-чению клие-нтов и банков-корреспон-дентов
Покупка у организаций и граждан и продажа им наличной валюты, находя-щейся на счетах и во вкладах Кассовое обслуживание клиентов
Покупка и продажа за границей драгоценных металлов и природных драгоценных камней, а также изделий из них Ведение счетов клиентов и банков-корреспонден-тов
Привлечение и размеще-ние драгоценных метал-лов на счета и во вклады и иные операции с этими ценностями в соответст-вии с международной банковской практикой Финансирование капита-льных вложений по пору-чению владельцев или распорядителей инвести-руемых средств
Оказание консультацион-ных услуг
Покупка, хранение и про-дажа платежных докумен-тов, ценных бумаг и дру-гие, связанные с ними операции
Выдача поручи-тельств, гаран-тий и иных обя-зятельств в поль-зу третьих лиц
Доверительные операции: при-влечение
и раз-мещение средств, управ-ление
ценными бумагами по по-ручению клиен-тов
КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК
В условиях межбанковской
конкуренции эффективная
Задачу закрепиться на рынке, найти свою "нишу" решают, практически, все коммерческие банки, включая и те, чьи стартовые условия отличались существенным преимуществом, образованные на базе бывших госбанковских структур; "Молдова-Агроиндбанк", "Молдиндконбанк", Банка сочиалэ", "Банка де економий". Одновременно на финансовый рынок Модовы внедряются банки "новой волны" - "Петролбанк", "Виктория-банк", "Мобиасбанк", "Эксимбанк", "Ынтрепринзбанк", активно наращивающие капиталы, по-новому строящие как свои отношения с клиентами, так и стратегию поведения на рынке.
1.2. Сущность и основные этапы развития банковского
менеджмента.
В упрощенном понимании, менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент - функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент - это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент - это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществлляет работу по управлению.1
Значимость менеджмента на Западе была ясно осознана уже в 30-е годы. Уже тогда деятельность эта превратилась в профессию, в область знаний - в самостоятельную дисциплину, а социальный слой - в весьма влиятельную общественную силу, растущая роль которой заставила заговорить о "революции менеджеров".
Первый прорыв в управленческой мысли, происшедший в начале века, связан с теорией Ф.Тейлора. "Тейлоризм" был основан на положении о том, что управлять можно "научно", перенеся идеи инженерных наук на управление в низовом производственном звене.
____________________
1. М.Х.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури. Основы менеджмента. - Пер. с англ.: - М.: 1992.
Последующий крупный шаг в развитии западной управленческой мысли состоял в расширении "принципов управления", сформулированных А.Файолем в рамках "науки администрирования". Не случайно американцы называют этого француза отцом менеджмента. Согласно А.Файолю1, процесс менеджмента состоит из пяти функций:
1) планирование (Planning);
2) организация (Organizing);
3) приказы (Commanding);
4) координация (Co-ordinating);
5) контроль (Controlling);
___________________
1. Supervisory Skilis. Certificate. l. 1993
А.Файоль выявил 14 признаков управления:
1. Разделение труда, целью
которого является выполнение, при
тех же условиях, работы, большей
по объему и лучшей по
2. Полномочия (право отдавать приказ) и ответсвенность.
3. Дисциплина, предполагающая
послушание и уважение к
4. Единоначалие (работник должен получать приказ только от одного непосредственного начальника).
5. Единство направления,
согласно которому каждая
6. Подчиненность личных
интересов общим (интересы
7. Вознаграждение персонала,
обеспечивающее верность фирме,
8. Централизация в рациональном сочетании с децентрализацией.
9. Скалярная цепь, включающая
ряд лиц на руководящих
10. Порядок и организованность.
11. Справедливость, сочетающая доброту и правосудие.
12. Стабильность рабочего места, предупреждение высокой текучести кадров, снижающей эффективность организации.
13. Инициатива персонала в процессе разработки плана и его усиленной реализации.
14. Корпоративный дух как результат гармонии персонала.
В настоящее время в зарубежной литературе управление рассматривается как реализация функции планирования, организации, мотивации и контроля, необходимая для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.
Питер Вейлл1 считает теорию управления основой движения за компетентность управления. Он полагает, что существуют различные, относительно независимые друг от друга, виды компетентности в управлении. В работе менеджера определенные результаты достигаются благодаря определенным видам компетентности, причем компетентность менеджера в достижении эффективности управления представляет собой переменную величину высшего порядка.
Банковский менеджмент, как особая сфера управления, возникает лишь в условиях развитой рыночной экономики. При административной системе перечисление безналичных, по сути, условных сумм со счета одного предприятия на счет другого не вызывало у банка особых проблем. При переходе к рынку банк не ограничивается узким кругом функции ростовщичества - привлечением денежных ресурсов и выдачей их под проценты. При расширении круга банковских операций до уровня, принятого в цивилизованных странах, в эти услуги входят операции с ценными бумагами, кредитными карточками, валютой, помощь в экономии и распространении акций других банков и коммерческих структур, помощь клиентам в рациональном вложении их средств, оценке инвестиционных проектов, лизинг, факторинг и другие услуги. Кроме того, уставной капитал банка может стать резервным фондом для других коммерческих банков. Рыночная экономика немыслима без банковского менеджмента, основанного на реальной конкуренции на финансовом рынке между кредитными учреждениями, замене государственного финансирования предприятий, ведущего к инфляции, рыночным механизмом кредитования конкретных инвестиционных проектов и бизнес-планов, ориентированных на создание новой товарной массы. Банковский менеджмент призван не просто кредитовать ту или иную программу, но и следить за расходованием кредитов, особенно льготных, на заявленные цели, их своевременным возвратом.
Денежно-кредитная политика Национального банка Молдовы оказала существенное влияние на менеджмент коммерческих банков. Один из наиболее важных инструментов денежно-кредитного регулирования - уровень обязятельных резервов. Нормативы резервирования в соответствии с рекомендациями МВФ повышались, были унифицированы, но дифференцировались в зависимости от класса и типа учреждения, или величины и вида вклада, как это принято за рубежом. На данном этапе резервные требования сократились с 28% в первой половине 1994 года до 20% во второй половине и до 12% в декабре 1994 года. С 1 октября 1995 года норма отчислений составляет 8%, независимо от срока привлечения средств.
Ставка рефинансирования
также была повышена. Одновременно
был отменен потолок процентных
ставок по кредитам, предоставляемым
коммерческими банками своим
клиентам. Все это привело к
сокращению возможностей предоставления
кредитов и резкому повышению
процентных ставок, в том числе
по кредитам, предоставляемым коммерческими
банками друг другу. Процентная ставка
Национального банка
Самая низкая в прошлом году ставка в 20 процентов годовых была зафиксирована на аукционе 18 сентября, она продержалась до 4 декабря.
Ровно 20 кредитных аукционов провел в 1995 году Национальный банк Молдовы. На них в общей сложности было продано 413 миллионов 900 тысяч лей. Национальный банк пока еще не перешел на долгосрочное кредитование, предоставляя кредитные ресурсы лишь на 3-4 месяца.
Учитывая, что еще в
прошлом году экономические агенты
проявляли все большую
Ставка рефинансирования в прошлом году с каждым аукционом планомерно снижалась на 1-2 процента. Если 2 февраля 1995 года, на первом в 1995 году аукционе, ресурсы были проданы под 42 процента годовых, то 6 ноября 1995 года - под 20 процентов годовых, - самая низкая ставка прошлого года.
4 декабря 1995 года Нацбанк
провел первый аукцион по
Среднегодовая ставка рефинансирования кредитных ресурсов Национального банка составила в 1995 году 23,35 процента годовых. Если же учесть, что с 24 августа 1995 года Нацбанк продавал кредитные ресурсы под 20-21 процент годовых, можно прогнозировать, что в нынешнем, 1996 году, именно эти цифры лягут в основу среднегодовой ставки 1996 года.
Инфляция в 1995 году составила 21,7 процента. Это значит, что Национальный банк продал свои ресурсы со среднегодовой выгодой 3,65 процента годовых.
Снижение ставки рефинансирования повлияло и на снижение коммерческими банками прцентных ставок за предоставляемые кредиты. Если в январе кредит в комбанке можно было получить под 91-120 процентов годовых, то в декабре - под 40-45 процентов годовых. Данный факт не может не сказаться положительно на экономику республики в целом.
В 1996 году Национальный банк намерен снизить ставку рефинансирования своих кредитов до 15 процентов годовых.
Продуманная денежно-кредитная
политика в течение 1994-1995 годов позволила
снизить процентную ставку по кредитам
НБ, 80 процентов которых
Понижение процентной ставки по рефинансированию кредитов НБ положительным образом сказалось на резком снижении уровня инфляции. По сравнению с 1994 годом, уровень инфляции в котором составлял 110 процентов, в 1995 году этот показатель едва превысил 20 процентов.
По словам представителя НБ, в текущем году уровень годовой инфляции составит не более 10 процентов. "Если ситуация в экономике Молдовы, которая наблюдалась в 1995 году будет сохраняться и в 1996 году, то не исключено укрепление молдавского лея по отношению к СКВ", - подчеркнул представитель НБ.
Межбанковские кредиты - важный источник формирования привлеченных средств коммерческих банков. Они становятся особенно привлекательными, поскольку не подлежат резервированию в Национальном банке. В итоге резко повысился спрос на межбанковский кредит, коммерческие банки практически прекратили выдачу не только долгосрочных, но и среднесрочных кредитов - на срок выше 6 месяцев. Наиболее распространено кредитование на 1-2 месяца.
Для решения этой проблемы, на наш взгляд, целесообразно:
1. Разграничивать политику
банка и формы менеджмента
по долгосрочным и
2. Стимулировать
3. Предоставлять долгосрочные
централизованные инвестиции