Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 10:57, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявить особенности банковского менеджмента.
Работа состоит из 3-х глав.
В первой главе рассматривается понятие банковского менеджмента и даётся его общая характеристика.
Во второй главе характеризуются элементы банковского менеджмента.
В третьей главе предлагаются некоторые направления совершенствования деятельности коммерческих банков с точки зрения менеджмента.
Введение ……………………………………………………………………………. 4
1 Понятие банковского менеджмента и его общая характеристика ………….… 8
1.1 Сущность, задачи и функции банковского менеджмента …………………... 8
2 Характеристика элементов банковского менеджмента ……………………… 11
2.1 Финансовый менеджмент в коммерческом банке …………………………. 11
2.2 Организационная структура коммерческого банка ………………………... 16
2.3 Менеджмент персонала банка ………………………………………………. 19
3 Совершенствование деятельности банковского учреждения ……………….. 21
Заключение ……………………………………………………………………….. 32
Список использованных источников ……………………………………………. 36
д) Обоснование финансовых решений;
е) Управление издержками банка.
6)
Информационно-аналитическое
а) Создание информационно-аналитической системы планирования и реализации финансовых операций.
7) Администрирование;
а) Приведение организационной структуры банка, классификации и квалификации персонала в соответствие с выбранной стратегией развития банка.
Особенности банковской деятельности (финансовое посредничество, связанное с организацией расчетов и размещением привлеченных денежных средств юридических и физических лиц; высокая степень кредитного, процентного, валютного и других рисков; конфиденциальность информации об операциях по банковским счетам клиентов и партнеров; необходимость обеспечения безопасности банка и его персонала; обязательность государственного регулирования банковской деятельности и др.) дают основание рассматривать банковский менеджмент в качестве обособленной системы управления.
Основные требования к банковскому менеджменту выражаются в принципах управления, являющимися общими для всех сфер деятельности.
К общим принципам современного менеджмента относятся, в частности, принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении, принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности, принцип демократизации управления. Наряду с общими в каждой сфере могут действовать принципы, выражающие специфические требования к управлению в данной сфере деятельности, отражающие ее особенности.
Исходя из особенностей банковской системы, основные принципы банковского менеджмента можно сформулировать следующим образом:
-
разграничение функций между
двумя уровнями банковской
-
сочетание экономических
- поднадзорность коммерческого банка Центральному банку;
- минимизация банковских рисков.
Банковский
менеджмент осуществляется на правовой
основе, которую составляют банковское,
гражданское, залоговое, налоговое, трудовое
законодательство, другие федеральные
законы РФ, указы Президента РФ, нормативные
акты, издаваемые директивными органами,
ЦБ РФ и др. Взаимоотношения банков с вкладчиками,
банками-корреспондентами и иными контрагентами
строятся на основе договоров, определяющих
права, обязанности и ответственность
сторон, т.е. на правовой основе.
2
Характеристика элементов банковского
менеджмента
2.1
Финансовый менеджмент в коммерческом
банке
Финансовый менеджмент охватывает управление движением денежного продукта, его формированием и размещением в соответствии с целями и задачами конкретного банка. Основными направлениями финансового менеджмента являются:
-
разработка банковской
- банковский маркетинг;
- управление активами и пассивами банка;
-
управление ликвидностью и
-
управление собственным
-
управление кредитным
-
управление банковскими
Особенностью
финансового менеджмента
Объектом деятельности финансового менеджмента в коммерческом банке являются процессы исследования финансовых операций банка и управления потоками денежных средств банковской клиентуры.
Предмет деятельности финансового менеджмента в коммерческом банке заключается в следующем:
-
в разработке и использовании
систем и методик
-
в реализации финансовых
Цель финансового менеджмента в коммерческом банке — определение рациональных требований и методических основ построения оптимальных организационных структур и режимов работы функционально-технологических систем, обеспечивающих планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживающих его устойчивость при заданных параметрах, направленных на приращение собственного капитала (акционерного капитала) и/или прибыли при условии сохранения стабильности и устойчивости коммерческого банка.
Финансовый менеджмент в коммерческом банке, как и любая система управления, состоит из двух подсистем:
-
управляемой, или объекта
-
управляющей, или субъекта
Основной объект управления в финансовом менеджменте в коммерческом банке — денежные средства, находящиеся в деловом обороте коммерческого банка с помощью финансовых операций.
Субъектом управления финансового менеджмента в коммерческом банке являются высшее руководство, аппарат управления, персонал банка, которые посредством различных форм управленческого воздействия осуществляют целенаправленное функционирование объекта.
Объект управления — денежные средства банковской клиентуры совершают движение в соответствии с оформленными сделками (договорами). Правовая сторона этого процесса осуществляется непосредственно через субъект управления — коммерческий банк как юридическое лицо. Экономическая сторона процесса основана на финансовых операциях банка (банковских продуктах, операциях, услугах), которые отвечают потребностям объекта управления. В процессе финансового менеджмента, в соответствии с объектом, предметом и целью его деятельности, денежные потоки банковской клиентуры трансформируются в финансовые операции банка, и за счет этого создается добавленная стоимость, обеспечивающая приращение капитала банка.
По целевому назначению можно различать следующие классы операций:
1) Пассивные операции — аккумулирование денежных ресурсов для предоставления банковских услуг;
2) Активные операции — использование собственных и привлеченных средств для получения текущих и будущих доходов;
3) Посреднические операции — обслуживание клиентов за комиссионное вознаграждение.
Рассмотрим более детально структуру предметных областей операций банка. Для этой цели используем новое понятие "банковская триада", которое определяется следующим образом.
Банковская триада — сочетание трех понятий "продукт – операция – услуга".
Продукт — регламент (документально оформленная упорядоченная совокупность правил) выполнения операции по обслуживанию клиента.
Операция — упорядоченная совокупность действий по удовлетворению заказанной потребности (обслуживанию) клиента.
Услуга — результат обслуживания клиента (выполнения операции) .
По
степени сложности можно
Целесообразность введения понятия "банковская триада" определяется возможностью с ее помощью уточнить содержание понятия "банковская технология обслуживания клиентов" и классифицировать множество этих понятий. Схема установления соответствия между понятиями "банковская технология обслуживания клиентов" и "банковская триада" следующая: Технология = (материал + инструмент + набор действий) -> удовлетворение потребности.
Банковская технология обслуживания клиентов = (потребности клиентов + продукты + операции) -> услуги = банковская триада + взаимосвязи между ее элементами.
Установленное соответствие позволяет классифицировать банковские технологии обслуживания клиентов аналогично банковским триадам на элементарные, комбинированные и интегрированные.
Объектом
реинжиниринга процессов
Предметом деятельности реинжиниринга процессов обслуживания клиента является разработка и реализация индивидуальной интегрированной банковской технологии обслуживания клиентов.
Работа
с клиентом формально может быть
описана следующей
1) Информирование клиента о сфере услуг банка.
2) Консультирование клиента о порядке оформления договоров на покупку услуг.
3) Подготовка документов для принятия решений старшим руководством банка об условиях и системе банковского обслуживания клиента.
4) Подготовка документов для утверждения старшим руководством банка регламента (технологии) обслуживания клиента (если в этом возникает необходимость).
5) Обслуживание клиента и контроль за соблюдением им принятых обязательств.
6) Подготовка предложений по договору на следующий календарный период.
В настоящее время известны две системы работы с клиентами:
1)
Система, ориентированная на
2) Система, ориентированная на процесс и реализующая принцип интеграции отдельных операций в интегрированную технологию обслуживания клиента.
Поскольку
первая система эффективна при обслуживании
мелких и средних клиентов и клиентов,
нуждающихся в отдельных
Таким
образом, следующая предметная область
финансового менеджмента — создание продуктового
ряда банка — не только отвечает потребностям
коммерческого банка по управлению его
коммерческой и функциональной устойчивостью,
но обеспечивает надежность объекта управления,
удовлетворяя потребности клиентов. Отсюда
реализуется основная концепция любого
коммерческого банка: надежный клиент
— устойчивый банк.
2.2
Организационная структура коммерческого
банка
Организационная структура — это подразделения банка (административные, учетные, производственные и вспомогательные) и их связи между собой.
Организационная структура банка является важной составляющей успешного достижения целей менеджмента. Очень часто недостатки в организационных структурах приводили даже достаточно мощные банки к кризисным ситуациям. Поэтому выбор организационной структуры, наилучшим образом соответствующей внутренним и внешним факторам, определяющим деятельность банка, является стратегической целью менеджмента, основой диверсификации банковского обслуживания.
Банки в рыночных условиях специализируются на оказании различных видов услуг, ставят перед собой различные цели, и, следовательно, их организационные структуры могут варьироваться в широких пределах. Каждый из видов организационных структур имеет свои преимущества и недостатки, которые должны учитываться в процессе выбора оптимальной структуры, организации, соответствующей конкретным рыночным условиям. Организационная структура банка призвана обеспечить рациональную работу банковских служащих, успешное осуществление всех функций управления, максимальное удовлетворение потребностей клиентов и, в конечном счете, достижение целей, стоящих перед банковским менеджментом.