Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 10:57, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявить особенности банковского менеджмента.
Работа состоит из 3-х глав.
В первой главе рассматривается понятие банковского менеджмента и даётся его общая характеристика.
Во второй главе характеризуются элементы банковского менеджмента.
В третьей главе предлагаются некоторые направления совершенствования деятельности коммерческих банков с точки зрения менеджмента.
Введение ……………………………………………………………………………. 4
1 Понятие банковского менеджмента и его общая характеристика ………….… 8
1.1 Сущность, задачи и функции банковского менеджмента …………………... 8
2 Характеристика элементов банковского менеджмента ……………………… 11
2.1 Финансовый менеджмент в коммерческом банке …………………………. 11
2.2 Организационная структура коммерческого банка ………………………... 16
2.3 Менеджмент персонала банка ………………………………………………. 19
3 Совершенствование деятельности банковского учреждения ……………….. 21
Заключение ……………………………………………………………………….. 32
Список использованных источников ……………………………………………. 36
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………………. 4
1 Понятие банковского менеджмента и его общая характеристика ………….… 8
1.1 Сущность, задачи и функции банковского менеджмента …………………... 8
2 Характеристика
элементов банковского
2.1 Финансовый
менеджмент в коммерческом
2.2 Организационная структура коммерческого банка ………………………... 16
2.3 Менеджмент персонала банка ………………………………………………. 19
3 Совершенствование
деятельности банковского
Заключение ……………………………………………………………………….. 32
Список использованных источников ……………………………………………. 36
ВВЕДЕНИЕ
Современное банковское дело относится к одной из самых динамичных сфер экономики. Техническая революция, усиление конкурентной борьбы, стремительная инфляция, экономические кризисы привели к повышению рискованности банковской деятельности. На нынешнем этапе развития банковской системы главная задача заключается в поиске реальных путей минимизации рисков и получения достаточных доходов для сохранения средств вкладчиков и поддержания жизнедеятельности банка. Успешное решение этой сложной проблемы требует использования многих методов, приемов, способов, систем и разработки новых подходов к управлению коммерческим банком, объединенных понятием менеджмента.
В общем понимании менеджмент - это наука о наиболее рациональных системах организации и управления определенными видами деятельности. Отметим, что единого мнения относительно определения термина «менеджмент» в экономической литературе не существует. Под менеджментом понимают как систему управления финансовыми и организационными сферами деятельности, так и управленческий персонал, осуществляющий управление, т.е. руководящий состав организации.
Все
принципы менеджмента, цели и задачи
присущи и банкам.
Банковский менеджмент нельзя изучать
отдельно от понятия «менеджмент» в целом.
Менеджмент – это система управления,
подходы к управлению, это совокупность
человеческой мысли и его действия.
Во всем мире менеджмент рассматривается как один из важнейших факторов повышения эффективности деятельности. В условиях жесткой конкуренции, сопровождающий развитие рыночной экономики, необходимо постоянно совершенствовать системы и формы управления, быстро овладевать накопленных в теории и практике знаниями, находить новые неординарные решения в динамичной ситуации. Только такой подход к управлению обеспечивает выигрыш в конкурентной среде или менее нормальные условия развития организации.
Банковская деятельность в современном мире - одна из наиболее конкурентных, поэтому успех и жизнедеятельность банка существенно определяется его менеджментом. Банковский менеджмент имеет определенную специфику, обусловленную характером и особенностями осуществления банковских операций.
Коммерческий банк - это финансовый институт, который предлагает широкий спектр услуг по кредитованию, сбережения средств и проведения платежей. Банк выполняет разнообразные финансовые функции любого предприятия в экономике, а также является проводником монетарной политики государства. Всего банки хранят и распоряжаются общественным капиталом, а следовательно, должны нести ответственность перед владельцами за сохранность денежных средств. Специфической особенностью банковской деятельности является то, что банки работают в основном с чужими деньгами, которые временно аккумулированные на их счетах. Поэтому надежность отдельного банка и банковской системы в целом рассматривается как необходимое условие их деятельности.
Однако банки - не благотворительные организации, и главной целью их деятельности является получение прибыли от предоставления финансовых услуг и осуществления банковских операций. Доходность выступает главным показателем эффективности работы любого банка, а уровень надежности определяется размером совокупного риска, на который подвергается конкретный банк. Именно эти категории - прибыль и риск - рассматриваются как основные критерии оценки уровня банковского менеджмента. Увеличение доходности и снижение риска являются двумя основными направлениями банковского менеджмента.
Главная цель деятельности банковского учреждения, как и любого коммерческого предприятия, заключается в получении прибылей. Но перечень задач, стоящих перед банковским менеджментом и требуют эффективного решения, гораздо шире, чем максимизация прибылей.
Эффективность процесса управления зависит от способности предсказывать будущее, думать на перспективу и пристально контролировать риски. Определяющим является качество подготовки и уровень профессионализма, компетентности всего персонала банка. Кроме того, успех этого дела невозможен без приоритета общечеловеческих ценностей в системе ценностей банка. Как видим, большинство перечисленных признаков не подлежащих количественному измерению и относятся к группе качественных характеристик банковского менеджмента. Банковский менеджмент нередко рассматривают как искусство, которое не поддается точному определению, а воплощается на практике, подчиняясь собственным законам. Ведь управленческие решения часто основываются на интуиции, восприятии и ожидании изменений параметров рынка, предусмотренные движения финансовых показателей. Поскольку банковская деятельность тесно связана с состоянием финансовых рынков, а основной их характеристикой является изменчивость, то результат управления банком существенно определяется умением предвидеть эти изменения и соответственно реагировать и координировать деятельность.
В современном мире активно переоцениваются ценности, и все больше людей приходят к выводу, что деньги являются отнюдь не единственным и главным показателем в системе общечеловеческих ценностей. Акционеры и клиенты банка начинают интересоваться направлениями использования их денег. Они становятся не безразличны к тому, из каких источников и какими средствами получена прибыль. Банки, которые провозглашают и осуществляют программы охраны окружающей среды, жилищного строительства, социальные программы, такие как кредитование малого бизнеса, пользуются все более широкой поддержкой населения. Но и при таких условиях банк не превращается в благотворительную организацию. Разумное сочетание собственных и общественных интересов помогает банку улучшить свой имидж, привлечь более широкий круг клиентов, а следовательно, повысить доходы.
В последние годы менеджменту придается особое значение, поскольку менеджмент позволяет добиваться высоких конечных результатов при относительном снижении затрат, не прибегая к дополнительному вложению капитала. Основная цель менеджмента – получение прибыли путем применения наиболее рациональной системы управления.
Стремление к получению прибыли – не единственная цель менеджмента. В современном менеджменте возрастает роль социальной этики, что означает акцент в деятельности менеджмента на удовлетворение общественных потребностей. Не стремление к наживе, росту прибылей, а к расширению производства товаров и услуг, необходимых обществу – вот что определяет социальную этику предпринимательства. В последние годы к его целям относится также решение социальных программ коллектива, без чего человек не может в полной мере реализовать свой потенциал и трудиться с полной отдачей сил.
Банковский менеджмент – следует рассматривать через профессионализм руководителя, ответственных работников.
Человек – главная фигура.
Банк будет плохим, если нет в нем качественного менеджмента.
Цель курсовой работы – выявить особенности банковского менеджмента.
Работа состоит из 3-х глав.
В
первой главе рассматривается понятие
банковского менеджмента и
Во второй главе характеризуются элементы банковского менеджмента.
В
третьей главе предлагаются некоторые
направления совершенствования деятельности
коммерческих банков с точки зрения менеджмента.
1
Понятие банковского
1.1 Сущность, задачи и функции банковского менеджмента
Эффективность деятельности кредитных организаций во многом определяется состоянием банковского менеджмента.
Банковский
менеджмент - это система управления
кредитной организацией, основанная
на использовании современных
В сфере банковской деятельности в качестве субъекта управления выступают органы управления кредитными организациями. Объектами управления в кредитных организациях являются денежные ресурсы банка и их движение (финансовый менеджмент), организационные структуры банковской системы (отдельного банка) и персонал банка.
Банк - это организация, которая осуществляет управление капиталом: собственным и заемным.
Сфера функционирования банковского менеджмента охватывает построение процессов по рациональному управлению денежными потоками и использованию знаний и опыта банковского персонала как необходимое условие эффективного менеджмента в коммерческом банке. Поэтому процессы управления человеческим капиталом должны происходить в неразрывной связи с управлением собственным и заемным капиталом, обеспечивая его эффективное использование в интересах банка и его клиентов.
Вышесказанное предопределяет структуру основных задач банковского менеджмента с учетом их содержания:
1) Банковская политика;
а) Постановка главных задач, выделение основной цели существования банка;
б) Разработка комплексных программ и проектов, обеспечивающих достижение основных целей деятельности банка;
в) Разработка методологии управления деятельностью банка;
г) Разработка организационной структуры банка в соответствии с выбранной политикой развития банка;
д) Стратегия управления персоналом банка:
- в области организации работы персонала;
- в области мотивации персонала;
-
в области определения
-
в области стимулирования
-
в области продвижения
2) Банковский маркетинг;
а) Установление существующих и потенциальных рынков банковских услуг;
б) Выбор конкретных рынков и выявление потребностей банковской клиентуры;
в) Установление долго- и краткосрочных целей для развития существующих и создания новых видов банковских услуг;
г) Внедрение новых видов услуг в практику и контроль банка за реализацией программ внедрения.
3) Создание банковских продуктов;
а) Разработка методов изменения состояния, свойств, формы денежных средств в процессе деятельности банка для удовлетворения потребностей существующих и потенциальных клиентов банка;
б) Внедрение новых банковских технологий обслуживания клиентов.
4) Формирование клиентской базы банка, обслуживание клиентов, продажа услуг;
а) Укрепление позиций на освоенных сегментах рынка банковских услуг (кредитных, операционных, инвестиционных, трастовых) для привлеченных групп клиентов (хозяйствующие субъекты, государственные учреждения, физические лица);
б) Завоевание новых рынков банковских услуг;
в) Повышение конкурентоспособности, расширение ресурсной базы банка, создание дополнительных доходоприносящих денежных потоков;
г) Получение прибыли.
5) Экономика и финансы;
а) Приращение капитала;
б) Управление прибылью и ликвидностью;
в) Максимизация управленческого вознаграждения;
г) Обеспечение стабильности развития банка;