Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 10:16, курсовая работа
Аудит Качества – систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита (ИСО 19011:2002 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента»).
По данному определению, необходимо дать несколько пояснений:
Основные правила поведения, которых следует придерживаться аудитору в ходе выполнения проверок в подразделениях заключаются в следующем:
— Аудитор должен
быть внимательным слушателем, но вместе
с тем он должен следить за тем,
чтобы ход аудита не слишком страдал
от пространных заявлений
— Аудитор должен оставаться спокойным даже в экстремальных ситуациях, не поддаваться провокациям (проявлять надлежащую реакцию в спорах с эмоциональным накалом). В ходе аудита случаются разные ситуации, и сотрудники по разному могут относиться к задаваемым вопросам. Поэтому со стороны аудитора очень важно не провоцировать своим поведением и эмоциями на неадекватные реакции со стороны проверяемых сотрудников.
— Аудитор должен
вести беседу дипломатично. В ходе
беседы не следует задавать вопросы-ловушки,
т.к. это может привести к тому,
что проверяемый сотрудник
— Аудитор не
должен пускаться в дискуссию
во время аудита, это возможно только
в ходе заключительной беседы. Во время
аудита аудитору не следует обсуждать
с проверяемым сотрудником
— Аудитор не должен делать преждевременных выводов, а должен выяснять только фактическое состояние дел – т.е. по ходу аудита аудитор должен выступать в роли беспристрастного регистратора тех фактов или свидетельств, которые он обнаружит на рабочих местах сотрудников без каких-либо выводов и умозаключений.
Основные правила проведения аудитной беседы заключаются в следующем:
— В начале беседы необходимо объяснить цель беседы – соблюдение этого правила необходимо для установления нормального контакта с проверяемым сотрудником.
— В ходе беседы
следует смотреть на собеседника, поддерживать
контакт глазами – соблюдение
этого правила позволит убедить
сотрудника, что вы искренне интересуетесь
его работой и всем, что он рассказывает.
Конечно, не обязательно для этого
смотреть глаза в глаза и не
отрываться. Достаточно периодически
встречаться с проверяемым
— В каждый момент беседы необходимо обсуждать только один вопрос – это одно из главных правил. Нельзя задавать собеседнику сразу несколько вопросов или переходить с вопроса на вопрос, не дослушав ответа на предыдущий вопрос.
— Не прерывайте ответ собеседника на поставленный вопрос. Следующий вопрос задавайте только после того, как собеседник ответит на вопрос – это правило связано с предыдущим. Если прерывать ответы собеседника, то это с одной стороны помешает самому аудитору получить наиболее полную информацию по интересующему его вопросу, а с другой стороны может сбить собеседника с темы.
— Если проверяемый сотрудник не понимает или обеспокоен вопросом, необходимо переформулировать вопрос. Не всегда вопросы, которые задает аудитор бывают понятны сотрудникам, особенно, когда аудитор применяет в вопросах терминологию стандартов системы качества.
— Необходимо задавать открытые вопросы, требующие развернутого ответа.
— Вопросы должны быть целенаправленными и иметь деловую, предметную основу – в ходе аудитных бесед нет необходимости подходить к интересующей теме издалека. Все вопросы должны задаваться по конкретной теме или конкретному предмету. Не нужно задавать абстрактные вопросы или вопросы риторического плана.
— Вопросы должны быть четко сформулированы. Повторять их нужно только с определенной целью – в ходе аудитных бесед старайтесь не повторять один и тот же вопрос. Во всяком случае, не повторять его в той же формулировке. Повторение вопроса необходимо только в том случае, когда сотрудник что-то не расслышал или видно, что сотрудник сознательно уходит от поставленного вопроса.
Одним из важных
элементов технологии проведения аудита
является правильная регистрация несоответствия.
Регистрация несоответствия должна
точно отражать суть выявленной проблемы
и указывать на конкретные факты
нарушения проверяемых
Для этого существуют определенные правила регистрации несоответствий, которые аудитор должен выполнять при документальном оформлении несоответствия.
Первое, что необходимо сделать – это сформулировать проблему – необходимо ясно и коротко представить суть выявленной проблемы. В формулировке не должно быть лишних слов или двояко воспринимаемых фраз.
Необходимо указать, почему выявленная проблема является несоответствием, требование какого документа, стандарта или регламента нарушено – просто наличие проблемы еще не является несоответствием. Для того чтобы сформулированная проблема была определена как несоответствие, необходимо точно указать на требование, или пункт документа, которые оказались невыполненными из-за этой проблемы.
Необходимо определить
место, где выявлено несоответствие,
т.е. точно указать в каком отделе,
виде деятельности или процессе выявлена
проблема – определение места
выявления проблемы позволит определиться
с причиной возникновения несоответствия
и выявить взаимосвязанные
Далее определяется ответственность за несоответствие – необходимо указать кто несет ответственность за допущенное несоответствие – если несоответствие выявлено, то не всегда сотрудник у которого оно обнаружено бывает ответственным за это несоответствие. Возможно, что это несоответствие есть следствие нарушения на более ранней стадии или это следствие ошибки в системе управления организацией. Для того, чтобы устранить несоответствие и его причину может понадобиться привлечение ресурсов или властных полномочий, которыми не обладает сотрудник у которого обнаружено несоответствие.
Эти правила взаимосвязаны с рассмотренными выше правилами аудитных бесед, т.к. выявление несоответствий и информирование о них проверяемого сотрудника является неотъемлемой часть проверки.