Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 10:16, курсовая работа
Аудит Качества – систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита (ИСО 19011:2002 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента»).
По данному определению, необходимо дать несколько пояснений:
Рабочая документация аудита появляется на различных этапах его проведения. В соответствии с этапами аудита часть документации разрабатывается в ходе подготовки к аудиту, другая часть на этапе проведения проверок и третья часть – на этапе завершения аудита.
К числу документов, которые разрабатываются до начала аудита, как правило, относятся план аудита, программа аудита и вопросник по аудиту :
— План аудита (или график аудита) - этот документ составляется при подготовке внутренних аудитов. Он может включать в себя названия проверяемых видов деятельности и подразделений, даты проведения аудитов, ответственных за проведение аудитов, вид аудита, порядок проведения аудитов. Форму и содержание плана аудита организация определяет сама. План аудита, как правило, составляется на год, при этом, план составляется таким образом, чтобы в течение года каждое из подразделений предприятия, и каждый процесс были проверены хотя бы один раз.
— Программа аудита - разрабатывается на каждый конкретный аудит или несколько аудитов, в зависимости от размера, типа и сложности процессов в организации. Как правило, в программу аудита включается перечень документов системы качества и дополняющих документов, которые аудитор должен проверить, список работ, необходимых для планирования и организации аудита, ресурсы (людские, материальные, информационные и пр.). Также, в программе аудита указывается состав проверяемых подразделений, даты и время посещения подразделений. При внутренних аудитах содержание и форма программы аудита определяется самой организацией. При аудите второй или третьей стороной программа аудита предоставляется проверяющей организацией (заказчиком или органом по сертификации).
— Вопросник по аудиту - этот документ может разрабатываться в ходе планирования аудита. Вопросник составляется на основании изучения документации и содержит вопросы, которые аудитор должен уточнить в ходе аудитных бесед. Часто, вопросник разрабатывается один раз и в дальнейшем только уточняется и корректируется перед каждым аудитом. Органы по сертификации, как правило, используют типовые вопросники, которые одновременно являются и протоколами аудитных бесед. Это несколько сокращает количество оформляемой документации.
К документам, которые разрабатываются в ходе проведения проверок, относятся:
— Протоколы аудитных бесед - в них аудитор фиксирует место и время проведения аудита, информацию о аудитируемых сотрудниках, проверяемый элемент деятельности организации, результаты бесед и осмотров. Вместо протоколов аудитных бесед может использоваться вопросник по аудиту.
— Протоколы отклонений (протокол регистрации несоответствий или лист несоответствий) - в этих протоколах представляются обнаруженные отклонения, дается оценка отклонений, и могут приводиться причины отклонений.
К документации, разрабатываемой по завершении аудитных бесед и проверок, относится отчет по аудиту:
— В отчете по аудиту указывается фактическое состояние системы качества организации на момент проведения аудита, указываются выявленные отклонения и их причины, рассматривается значимость отклонений. В ряде случаев могут даваться выводы и предложения по улучшению существующего положения в системе качества, процессах или продуктах (услугах) организации.
Следует отметить, что протоколы отклонений (протокол регистрации несоответствий или лист несоответствий) могут оформляться и после завершения аудитных бесед и проверок. Связано это с ограниченным временем проведения проверок, либо необходимостью получения информации по работе всех проверяемых подразделений.
Аудит, это метод проверки, при котором основными инструментами работы являются - опрос, проверка документации и наблюдения. Поэтому, технология проведения аудита во многом связана с порядком использования этих инструментов. Порядок, по которому должен работать аудитор, приходя беседовать с сотрудниками, позволяет эффективно проводить проверку и выявлять несоответствия по процессам, системе качества или результатам работы.
Этот порядок включает следующие действия:
— Во-первых, так как основной метод аудита это опрос, то аудитор должен задавать вопросы по основной деятельности проверяемых сотрудников, эти вопросы строятся таким образом, чтобы сотрудник давал на них развернутый ответ. Вопросы, требующие простого ответа – да или нет, аудиторы, по возможности, стараются не задавать.
— Далее, необходимо ознакомиться с тем, что происходит на рабочем месте сотрудника или в том подразделении, где происходит проверка. Не всегда, то что говорят сотрудники соответствует действительности, поэтому внимательное наблюдение позволяет определить, насколько реальная практика работы отличается от того, что рассказывают сотрудники.
— Ответ сотрудника на каждый из вопросов аудитору необходимо внимательно выслушать и, при необходимости, по ходу ответа отметить какие уточняющие вопросы необходимо задать или попросить сотрудника предоставить документы, записи, результаты его работы.
— Обязательным элементом проведения аудитных бесед является проверка документов (или результатов работы сотрудника, если сотрудник не работает с документами). По ходу беседы с сотрудниками, необходимо просить их предоставлять документы, которые связаны с проверяемой деятельностью.
— В ходе проведения
аудита аудитор должен вести записи
и записывать детально все факты
обнаруженных несоответствий, названия
и номера документов которые он проверял,
факты и подтверждения
— В ходе аудита может обнаружиться, что слова сотрудника противоречат наблюдениям, которые аудитор делает по результатам проверки документов (или по результатам ознакомления с тем, что происходит на рабочем месте). Тогда необходимо проверить эти наблюдения рядом уточняющих вопросов или просьбой предоставить другие документы или опросить сотрудников, которые также принимают участие в проверяемой работе.
— По завершении аудитной беседы необходимо сообщить проверяемому сотруднику о всех обнаружениях (несоответствиях), которые аудитор выявил в его работе.
Естественно, что
проверить всю работу в ходе аудита
достаточно сложно, поэтому аудит
проводится выборочным методом. Проведение
аудита осуществляется для того, чтобы
найти свидетельства
В технологию аудита входят также определенные правила проведения опроса сотрудников организации. Опрос является одним из важных средств сбора информации и должен проводиться с учетом ситуации и собеседника.
Опрос должен проводиться
в рабочее время и на обычном
рабочем месте сотрудника – это
позволит посмотреть работу, которую
выполняет сотрудник и
Собеседника необходимо разговорить, вызвать у него доверие – аудитные беседы не стоит вести в режиме допроса или жесткого давления на сотрудника, необходимо дать возможность сотруднику свободно рассказать о своей работе.
Сотруднику необходимо
объяснить причину проведения опроса
и необходимость ведения
Опрос желательно начать с просьбы к собеседнику описать свою работу – выполнение этого правила преследует две цели, во-первых, это позволит аудитору лучше понять работу сотрудника, во-вторых, это позволит разговорить сотрудника.
Следует избегать вопросов, содержащих ответ – аудит предполагает, что сотрудник сам должен рассказывать о своей работе, поэтому вопросы, которые необходимо задавать, должны быть открытыми. Эти вопросы требуют развернутого ответа. Если в вопросе аудитора заранее содержится ответ, то ответы будут односложными, типа да или нет.
Результаты опроса должны быть обобщены и проанализированы совместно с собеседником. Т.е. при сообщении результатов беседы сотруднику необходимо рассказать, на основании чего сделаны те или иные заключения. Если обнаружены несоответствия, то необходимо рассказать, почему сделанные обнаружения являются несоответствиями, требования каких документов, правил или положений не были выполнены сотрудником.
После опроса следует поблагодарить собеседника за участие и сотрудничество – по результатам беседы и аудитор и проверяемый сотрудник должны расстаться без претензий друг к другу.
В ходе аудитной беседы аудитор опрашивает сотрудников по выполняемой ими работе. Эффективность опроса во многом определяется теми вопросами, которые задает аудитор. Как правило, основные вопросы аудитор представляет в вопроснике. Вопросник создается для того, чтобы аудитор мог составить сценарий аудита и по ходу бесед с сотрудниками учел все необходимые элементы для проверки работы сотрудника. Кроме того, вопросник позволяет выяснить и уточнить информацию, которую аудитор получил изучая документацию до проведения аудитных бесед.
По ходу проведения беседы аудитор задает вопросы из вопросника проверяемым сотрудникам. Для того чтобы получить от сотрудника необходимую информацию эти вопросы должны задаваться таким образом, чтобы сотрудник наиболее полно рассказывал о своей работе.
Вопросов, которые заставляют сотрудников развернуто на них отвечать не так много – их всего шесть. Поэтому главное правило при проведении опроса – необходимо начинать формулировку своих вопросов с одного из этих шести вопросов - кто, что, где, когда, почему, как .
В ходе ответа на вопросы сотрудники ссылаются на определенные факты или свидетельства выполнения работы. Это могут быть как документы, записи, так и результаты их работы. Поэтому обязательным и очень важным дополнением к указанным вопросам является просьба аудитора показать на практике то, о чем рассказывает проверяемый сотрудник.
Именно правильная формулировка вопроса и просьба показать свидетельства выполнения работы позволяют понять, действительно ли сотрудник выполняет свою работу так, как рассказывает.
Вопросы, которые требуют от сотрудника развернутого ответа, относятся к «правильным» вопросам. Кроме них существуют и «неправильные» вопросы. К таким вопросам относятся закрытые вопросы, наводящие вопросы и вопросы двойной нагрузки:
Закрытые вопросы – это такие вопросы, на которые сотрудникам не приходится давать развернутый ответ. Они могут обойтись коротким ответом типа – Да, или - Нет. Если задавать такие вопросы, то аудитор не получит необходимой информации для анализа.
Наводящие вопросы – это вопросы, которые заранее содержат в себе ответ. Если аудитор будет пользоваться такими вопросами, то сотруднику не придется рассказывать как и что он делает на своем рабочем месте. За него все расскажет аудитор. При этом объективность аудита окажется низкой, так как наводящие вопросы аудитор будет формулировать исходя из своего понимания работы сотрудника.
Вопросы двойной нагрузки - это фразы, в которых содержится сразу два вопроса. При задавании таких вопросов сотрудник будет отвечать на один из этих вопросов. Причем, если ответ будет достаточно длинным, то, скорее всего про первую часть вопроса забудут и аудитор и сотрудник. Кроме того, формулируя вопросы двойной нагрузки, аудитор дает возможность сотруднику выбирать наиболее удобный для него вопрос для ответа, сознательно игнорируя другой.
В ходе проведения аудитных бесед «неправильных» вопросов необходимо избегать. Эти вопросы, конечно, могут задаваться, но задаваться они должны с определенной целью. Например, для того чтобы направить беседу в нужном аудитору направлении можно задать наводящий вопрос. Для получения однозначного подтверждения (или опровержения) какого-либо действия можно задать закрытый вопрос. Однако после таких вопросов должны следовать вопросы, требующие от проверяемого сотрудника развернутого ответа.
Целью каждой аудитной беседы является получение объективных свидетельств выполнения работы в соответствии с установленными требованиями. Для достижения этой цели аудитные беседы должны проводиться по определенным правилам. Эти правила включают в себя правила поведения аудитора и правила ведения беседы.