Аттестация рабочих мест и безопасность труда (на примере ООО "Сфера")

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 11:02, курсовая работа

Описание работы

Итак, целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ безопасности труда, анализ безопасности и условий труда на определенном предприятии (в нашем случае, ООО «Сфера») и выявление мер по повышению безопасности. В соответствии с указанной целью, поставлены следующие задачи:
1.рассмотреть теоретические основы безопасности трудовой деятельности;
2.изучить обеспечение безопасности и условий труда на конкретном предприятии;
3.дать рекомендации по принятию мер повышения безопасности труда на конкретном предприятии

Содержание

Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ 5
1.Безопасность труда как залог эффективной трудовой деятельности персонала 5
2.Управление безопасностью труда на предприятии 7
1.3.Правовое регулирование безопасности и условий труда 14
Глава 2. АНАЛИЗ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА В ООО «СФЕРА» 24
2.1.Общая характеристика предприятия 24
2.2. Обеспечение безопасности труда на предприятии 29
Глава 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА В ООО «СФЕРА» 34
Заключение 37
Список литературы 40
Приложения

Работа содержит 1 файл

kursovaya_sama.docx

— 106.27 Кб (Скачать)

Задачи аттестации рабочих мест:

1)Определение  фактических значений опасных  и вредных производственных факторов;

2)Оценка  фактического состояния условий  труда;

3)Предоставление  льгот и компенсаций за работу  с вредными и тяжелыми условиями  труда;

4)Разработка  мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда.

Аттестация  заключается в оценке соответствия каждого рабочего места требованием  охраны труда и современному научно-техническому уровню. Поступающие на предприятия  новые оборудование, оснастка, инструмент также подвергается аттестации. При  аттестации каждое рабочего место оценивается комплексно – по техническому и организационному уровню, а также по условиям труда и технике безопасности.

При оценке условий труда и технике безопасности на рабочем месте анализируются  следующие основные показатели:

1)соответствие  санитарно-гигиенических условий  труда нормативным требованиям; 

2)соответствие  производственного процесса, оборудования, организации рабочего места стандартам  безопасности и нормам охраны  труда;

3)объемы ручного и тяжелого физического труда;

4)наличие  монотонного труда; 

5)обеспеченность  спецодеждой, спецобувью, средствами  индивидуальной и коллективной  защиты и их соответствие стандартам  безопасности и установленным  нормам.

По результатам  аттестации рабочие места разделяются  на три группы:

1 – аттестованные  – рабочие места, показатели  которых полностью соответствуют  предъявленным требованиям.

2 – подлежащие  рационализации – рабочие места,  не соответствующие требованиям,  показатели которых могут быть  доведены до уровня этих требований  в процессе рационализации;

3 – подлежащие  ликвидации – рабочие места,  показатели которых не соответствуют  и не могут быть доведены  до уровня установленных требований.

Аттестация  рабочих мест проводится не реже двух раз в 5 лет, ее результаты заносятся  в «Карту условий труда на рабочем  месте». По итогам аттестации рабочим  начисляется доплата. Кроме аттестации рабочих мест, на предприятиях практикуются и иные меры по обеспечению безопасности труда, такие как: инструктаж и проверка знаний работников об охране труда и мерах безопасности. Данную работу, как уже упоминалось выше, проводят работники службы охраны труда (по указанию руководителя) для  всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу. Инструктаж по охране труда преследует цель дать работникам необходимый объём знаний, умений и навыков по правильному и безопасному выполнению работ на порученном участке. Перед допуском работника к самостоятельной работе работодатель обязан обеспечить проведение с ним всех необходимых инструктажей по охране труда. Вводный инструктаж по охране труда проводит инженер по охране труда, со всеми вновь принимаемыми на работу, с временными работниками, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику. Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте до начала производственной деятельности проводит непосредственный руководитель, по разработанной им (руководителем) и утвержденной работодателем программе; в инструктаж включаются требования инструкций по охране труда, которые разработаны по профессиям и для отдельных видов работ и утверждены в установленном порядке. Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте, утверждает руководитель предприятия. Повторный инструктаж по охране труда проводится не реже одного раза в шесть месяцев. Цель — проверка знания требований правил и инструкций по охране труда. Повторный инструктаж проводится непосредственным руководителем по программе первичного инструктажа на рабочем месте. Внеплановый инструктаж проводится при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним, при нарушении работающими требований безопасности труда, которые могут привести или привели к несчастному случаю, травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению и т.д. Объем и содержание инструктажа определяется руководителем в каждом конкретном случае в зависимости от причин или обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения. Целевой инструктаж проводится при направлении работника на проведение разовых работ, не связанных с непосредственными постоянными обязанностями сотрудника (погрузка, выгрузка, уборка территории, разовые работы вне организации и т. п.) [12. С. 318]. Здесь хочется добавить, что ни один из видов инструктажа не может на 100% защитить человека от всех видов производственных опасностей, в виду их, во-первых, случайности, а, во-вторых, в виду несоблюдения работниками всех правил и инструкций. 

Далеко  не ограничивается всем вышеперечисленным, управленческая деятельность руководителя предприятия в отношении обеспечения  безопасности труда, рассмотрению представлено самое важное, без чего нормальная трудовая деятельность рабочих не представляется возможной.

Итак, мы рассмотрели, как обеспечивается управление безопасностью труда на предприятии, как организуются необходимые условия труда песонала и какие меры способствуют их безопасной трудовой деятельности. Однако важно знать, что все, что не делается руководителем на предприятии в целях обеспечения безопасности труда, регулируется специальными юридическими документами. В каких именно документах закреплены положения об охране и безопасности труда, рассмотрим в следующем параграфе.

 

 

1.3. Правовое регулирование безопасности и условий труда

Правовое  поле для управления, надзора и  контроля за безопасностью и охраной труда формируется многообразной и развитой системой законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих разнообразные вопросы и стороны сложной и комплексной проблемы обеспечения условий и безопасности труда. Все вопросы, связанные с организацией системы охраны труда на предприятиях и в организациях, требованиями по безопасности труда регулируются законами, законодательными и нормативными правовыми актами.   
Правовая база управления безопасности и условий труда закреплена в:

- Конституции РФ;

- Трудовом кодексе РФ;

- Федеральном законе "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";

-  Федеральном законе «Об основах охраны труда в Российской Федерации».

-  Постановлении Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации».

-  Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации» и иных н.п.а.

Основополагающий  принцип охраны труда сформулирован  в Конституции РФ (статья 37 пункт 3): «…каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены».[1]. Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников является важнейшим направлением государственной политики в области охраны труда (статья 210 Трудового кодекса РФ). [2] . В разделе Х. "Охрана труда" Трудового кодекса РФ установлены государственные гарантии по созданию благоприятных условий труда. Важнейшей статьей Трудового кодекса является статья 212, согласно которой обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возложены на работодателя. Работодатель - физическое лицо, либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. Работодатель обязан обеспечить:  

-безопасность  работников при эксплуатации  зданий, сооружений, оборудования, осуществлении  технологических процессов, а  также применяемых в производстве  инструментов, сырья и материалов;  

-применение  прошедших обязательную сертификацию  или декларирование соответствия  в установленном законодательством  Российской Федерации о техническом  регулировании порядке средств  индивидуальной и коллективной  защиты работников; 

-соответствующие  требованиям охраны труда условия  труда на каждом рабочем месте;  

-режим труда  и отдыха работников в соответствии  с трудовым законодательством  и иными нормативными правовыми  актами, содержащими нормы трудового  права;

-приобретение  и выдачу за счет собственных  средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;

-обучение  безопасным методам и приемам  выполнения работ и оказанию  первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; 

-организацию  контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; 

-проведение  аттестации рабочих мест по  условиям труда с последующей  сертификацией организации работ  по охране труда; 

-недопущение  работников к исполнению ими  трудовых обязанностей без прохождения  обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических  освидетельствований, а также  в случае медицинских противопоказаний;

-информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

-принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи; 

-расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;  

-санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников; -беспрепятственный допуск должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля;

-обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний [2].

Следствием  возложения на работодателя обязанностей по обеспечению безопасных условий  и охраны труда является то, что  исполнительные органы государственной  власти отвечают только за проведение государственной политики, создание законодательной и нормативно-правовой базы в сфере охраны труда, надзор и контроль за выполнением трудового законодательства. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий и охраны труда. Минздравсоцразвития самостоятельно принимает нормативные правовые акты в сфере охраны труда, такие, как нормы бесплатной выдачи работникам сертифицированных средств индивидуальной защиты, нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов и т.д. [5]. Основные направления государственной политики в области охраны труда, которые должно проводить Минздравсоцразвития, изложены в статье 210 Трудового кодекса РФ. В числе этих направлений - государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда. Эта функция возложена на Федеральную службу по труду и занятости, находящуюся в ведении Минздравсоцразвития. Федеральная служба по труду и занятости осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве и др. О том, чем "управляет" государственный орган исполнительной власти (Минздравсоцразвития России), осуществляющий по поручению Правительства РФ государственное управление в сфере охраны труда, видно из перечисления видов полномочий Министерства: вносит в Правительство РФ проекты законов, нормативных правовых актов и принимает нормативные правовые акты, такие, как: нормы бесплатной выдачи работникам сертифицированных средств индивидуальной защиты; правила бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания и рационы этого питания; предельные нормы переноски и перемещения тяжестей работниками в возрасте до 18 лет и т.д.[5]. В аналогичном Положении о Минтруде России от 23 апреля 1997 г. N 480  указано, что оно "осуществляет государственное управление охраной труда, координирует работу федеральных органов исполнительной власти в этой области" и ряд других организационных мероприятий. [4]. Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» [3] определяет основные направления государственной политики в области охраны труда, которыми являются: обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;  принятие и реализация законодательных и нормативных правовых актов об охране труда, федеральных и территориальных программ улучшения условий и охраны труда;  содействие общественному контролю в области охраны труда; расследование несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и их анализ;  защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;  установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда; координация деятельности в области охраны труда; распространение передового опыта работы по улучшению условий и охраны труда; государственное участие в финансировании мероприятий по охране труда; подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;  организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональных заболеваниях и об их материальных последствиях и т.д. Реализация перечисленных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается совместными согласованными действиями федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, работодателей, а также профессиональных союзов. Основные положения установленного Законом порядка регулирования отношений в области охраны труда заключаются в следующем: определение управления охраной труда на государственном уровне и на уровне предприятия; установление обязанностей работодателей по обеспечению безопасных условий труда, а работников по выполнению требований безопасности; проведение обучения и инструктажа работников по охране труда и проведение медицинских осмотров; определение ответственности работодателя за вред, причиненный работнику трудовым увечьем, ответственности за невыполнение нормативных правовых требований по охране труда; предоставление льгот и компенсации работникам за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда;  приостановление или закрытие производственной деятельности предприятий за нарушение законодательных и нормативных правовых актов по охране труда и т.д. Здесь следует обратить особое внимание на статью 8 Закона, в которой определяются права работника и говорится, что работник имеет право на рабочее место, защищенное от воздействия вредных и опасных факторов, которые могут вызвать травму, профессиональное заболевание или снижение работоспособности; на возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением им своих трудовых обязанностей; на достоверную информацию от работодателя о состоянии условий и охраны труда на своем рабочем месте, о существующем риске, а также о принятых мерах по его защите. Обязанности работодателя определены статьей 14 Закона. Работодатель обязан обеспечить безопасность при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, безопасность технологических процессов и применяемых сырья и материалов, обеспечить санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников, режим труда и отдыха работников, установленный законодательством. Работодатель не имеет права применять новые сырье и материалы, не прошедшие экспертизу их влияния на человека (статья 21 Закона).  Работник имеет право без каких-либо последствий для него отказаться от выполнения работы в случае возникновения непосредственной опасности его жизни и здоровью до устранения этой опасности. Обязанности работника определены статьей 15 Закона. Работник обязан соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда, проходить в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний правил и инструкций по охране труда. Он обязан немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, обнаружении профессионального заболевания, о ситуациях, которые создают угрозу жизни и здоровью. Статьей 12 Закона определено, что в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность и с численностью более 100 работников, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда. При меньшей численности решение о введении службы охраны труда или должности специалиста по охране труда принимает работодатель с учетом специфики деятельности предприятия. Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охране труда. Финансирование этих мероприятий в организациях (кроме федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0.1 % суммы затрат на производство продукции, а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, — в размере не менее 0,7 % суммы эксплуатационных расходов.

   

Итак, в действующей ныне системе управления охраной труда государство возложило обязанности по обеспечению права работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на работодателя, который действует, подчиняясь законам рыночной экономики, определяющей, что цель предпринимательской деятельности - получение прибыли. Таким образом, в управлении охраной труда сочетаются и взаимодействуют рыночные механизмы и организующее начало государства. Такое взаимодействие уже предполагает наличие противоречий между целью экономической деятельности предпринимателя в рыночной экономике и социальными целями общества (в том числе - обеспечение достойного труда), которые должно выражать государство. На уровне предприятий это противоречие проявляется в том, что работодатель должен обеспечивать эффективность (прибыльность) производства и выделять ресурсы на выполнение государственных нормативных требований по охране труда, на создание условий труда, соответствующих требованиям охраны труда и безопасности производства. В результате на уровне производств существует реальное противоречие между необходимостью обеспечивать эффективность производства и выделять финансовые и материальные ресурсы на обеспечение безопасных условий и охраны труда. По данным Росстата России в Российской Федерации удельный вес работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам от общей численности работников по основным видам деятельности (добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство, транспорт, связь) составил — 40,7 %, т.е. практически каждый третий работник трудится в этих отраслях в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям. Около половины работающих во вредных и опасных условиях труда составляют женщины. Удельный вес работников во вредных и опасных условиях труда возрос практически по всем основным видам экономической деятельности. Неудовлетворительные условия труда остаются и в большинстве видов экономической деятельности. При этом одновременно растет численность работающих, занятых во вредных и опасных условиях труда и их удельный вес среди трудоспособного населения. Неполное выявление и регистрация больных с профессиональной патологией обусловлены отсутствием правовых и экономических санкций за сокрытие профессиональных заболеваний, недостатками организации и качества проведения обязательных медицинских осмотров работников, в критериальной оценке условий труда, в законодательном механизме, препятствующем выявлению ранних признаков профзаболеваний и своевременной постановке диагнозов. В 2009 г. у 8448 работающих, из них у 1348 женщин, был впервые установлен диагноз профессионального заболевания (отравления), зарегистрировано 87 острых и 98 хронических профессиональных отравлений. При этом, 98,7 % от общего числа профзаболеваний (отравлений) приходится на хронические заболевания (отравления), влекущие ограничения профессиональной пригодности и трудоспособности. В 2009 г. было зарегистрировано 4 524 профзаболеваний (отравлений) с утратой трудоспособности, что составило 53,6 % от общего числа случаев профзаболеваний, 456 случаев профессиональных заболеваний у работников, которым было установлено 2 и более диагноза профзаболеваний (5,4 %), удельный вес инвалидов составил 21,9 %. Показатель профессиональной заболеваемости в 2009 г. составил 1,79 на 10 000 работников. Во многих субъектах России наблюдается резкое сокращение объемов работ и финансирования мероприятий по улучшению условий труда работающих, комплексные планы улучшения условий труда и санитарно-оздоровительных мероприятий не разрабатываются или выполняются на 20-75 % [20]. Значительный масштаб занятых в неблагоприятных условиях труда, оказывающих отрицательное влияние на здоровье работающих, подрывает воспроизводство рабочей силы, необходимой для нормального функционирования экономики и ее роста. В предпринимательской деятельности обеспечение благоприятных условий труда выступает как обязанность, выполнение которой требует немалых финансовых средств. Даже краткое ознакомление с содержанием статьи 212 Трудового кодекса РФ "Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда" показывает, что работодатель одновременно должен выполнить 22 обязанности, но вопрос об их экономической достижимости никогда не ставился. В условиях массового невыполнения государственных нормативных требований по охране труда, актуальна постановка задачи по разработке специальных мер, облегчающих работодателям выполнение обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда. 
Таким образом, в Российской Федерации действует система нормативно правовых актов, содержащих государственные нормативные требования  охраны труда, которая состоит из межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда , правил и инструкций по безопасности, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда. Лица, виновные в нарушении требований охраны труда, невыполнение обязательств по охране труда, предусмотренных договорами, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность. В некоторых случаях возможна и материальная ответственность, которая имеет два вида: материальная ответственность работника за нанесенный им ущерб предприятию (работодателю); материальная ответственность предприятия (работодателя) перед работником за нанесенный ему ущерб на работе. В случаях, если деятельность организации осуществляется с опасными для жизни и здоровья работников нарушениями требований охраны труда, указанная деятельность может быть приостановлена в соответствии с предписаниями руководителей.

Информация о работе Аттестация рабочих мест и безопасность труда (на примере ООО "Сфера")