Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 11:02, курсовая работа
Итак, целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ безопасности труда, анализ безопасности и условий труда на определенном предприятии (в нашем случае, ООО «Сфера») и выявление мер по повышению безопасности. В соответствии с указанной целью, поставлены следующие задачи:
1.рассмотреть теоретические основы безопасности трудовой деятельности;
2.изучить обеспечение безопасности и условий труда на конкретном предприятии;
3.дать рекомендации по принятию мер повышения безопасности труда на конкретном предприятии
Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ 5
1.Безопасность труда как залог эффективной трудовой деятельности персонала 5
2.Управление безопасностью труда на предприятии 7
1.3.Правовое регулирование безопасности и условий труда 14
Глава 2. АНАЛИЗ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА В ООО «СФЕРА» 24
2.1.Общая характеристика предприятия 24
2.2. Обеспечение безопасности труда на предприятии 29
Глава 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА В ООО «СФЕРА» 34
Заключение 37
Список литературы 40
Приложения
Задачи аттестации рабочих мест:
1)Определение
фактических значений опасных
и вредных производственных
2)Оценка
фактического состояния
3)Предоставление
льгот и компенсаций за работу
с вредными и тяжелыми
4)Разработка мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда.
Аттестация заключается в оценке соответствия каждого рабочего места требованием охраны труда и современному научно-техническому уровню. Поступающие на предприятия новые оборудование, оснастка, инструмент также подвергается аттестации. При аттестации каждое рабочего место оценивается комплексно – по техническому и организационному уровню, а также по условиям труда и технике безопасности.
При оценке
условий труда и технике
1)соответствие
санитарно-гигиенических
2)соответствие
производственного процесса, оборудования,
организации рабочего места
3)объемы ручного и тяжелого физического труда;
4)наличие монотонного труда;
5)обеспеченность
спецодеждой, спецобувью, средствами
индивидуальной и коллективной
защиты и их соответствие
По результатам аттестации рабочие места разделяются на три группы:
1 – аттестованные
– рабочие места, показатели
которых полностью
2 – подлежащие
рационализации – рабочие
3 – подлежащие
ликвидации – рабочие места,
показатели которых не
Аттестация рабочих мест проводится не реже двух раз в 5 лет, ее результаты заносятся в «Карту условий труда на рабочем месте». По итогам аттестации рабочим начисляется доплата. Кроме аттестации рабочих мест, на предприятиях практикуются и иные меры по обеспечению безопасности труда, такие как: инструктаж и проверка знаний работников об охране труда и мерах безопасности. Данную работу, как уже упоминалось выше, проводят работники службы охраны труда (по указанию руководителя) для всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу. Инструктаж по охране труда преследует цель дать работникам необходимый объём знаний, умений и навыков по правильному и безопасному выполнению работ на порученном участке. Перед допуском работника к самостоятельной работе работодатель обязан обеспечить проведение с ним всех необходимых инструктажей по охране труда. Вводный инструктаж по охране труда проводит инженер по охране труда, со всеми вновь принимаемыми на работу, с временными работниками, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику. Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте до начала производственной деятельности проводит непосредственный руководитель, по разработанной им (руководителем) и утвержденной работодателем программе; в инструктаж включаются требования инструкций по охране труда, которые разработаны по профессиям и для отдельных видов работ и утверждены в установленном порядке. Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте, утверждает руководитель предприятия. Повторный инструктаж по охране труда проводится не реже одного раза в шесть месяцев. Цель — проверка знания требований правил и инструкций по охране труда. Повторный инструктаж проводится непосредственным руководителем по программе первичного инструктажа на рабочем месте. Внеплановый инструктаж проводится при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним, при нарушении работающими требований безопасности труда, которые могут привести или привели к несчастному случаю, травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению и т.д. Объем и содержание инструктажа определяется руководителем в каждом конкретном случае в зависимости от причин или обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения. Целевой инструктаж проводится при направлении работника на проведение разовых работ, не связанных с непосредственными постоянными обязанностями сотрудника (погрузка, выгрузка, уборка территории, разовые работы вне организации и т. п.) [12. С. 318]. Здесь хочется добавить, что ни один из видов инструктажа не может на 100% защитить человека от всех видов производственных опасностей, в виду их, во-первых, случайности, а, во-вторых, в виду несоблюдения работниками всех правил и инструкций.
Далеко
не ограничивается всем вышеперечисленным,
управленческая деятельность руководителя
предприятия в отношении
Итак, мы рассмотрели, как обеспечивается управление безопасностью труда на предприятии, как организуются необходимые условия труда песонала и какие меры способствуют их безопасной трудовой деятельности. Однако важно знать, что все, что не делается руководителем на предприятии в целях обеспечения безопасности труда, регулируется специальными юридическими документами. В каких именно документах закреплены положения об охране и безопасности труда, рассмотрим в следующем параграфе.
1.3. Правовое регулирование безопасности и условий труда
Правовое
поле для управления, надзора и
контроля за безопасностью и охраной труда
формируется многообразной и развитой
системой законодательных и нормативных
правовых актов, регулирующих разнообразные
вопросы и стороны сложной и комплексной
проблемы обеспечения условий и безопасности
труда. Все вопросы, связанные с организацией
системы охраны труда на предприятиях
и в организациях, требованиями по безопасности
труда регулируются законами, законодательными
и нормативными правовыми актами.
Правовая база управления безопасности
и условий труда закреплена в:
- Конституции РФ;
- Трудовом кодексе РФ;
- Федеральном законе "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";
- Федеральном законе «Об основах охраны труда в Российской Федерации».
- Постановлении Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации».
- Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации» и иных н.п.а.
Основополагающий принцип охраны труда сформулирован в Конституции РФ (статья 37 пункт 3): «…каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены».[1]. Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников является важнейшим направлением государственной политики в области охраны труда (статья 210 Трудового кодекса РФ). [2] . В разделе Х. "Охрана труда" Трудового кодекса РФ установлены государственные гарантии по созданию благоприятных условий труда. Важнейшей статьей Трудового кодекса является статья 212, согласно которой обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возложены на работодателя. Работодатель - физическое лицо, либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. Работодатель обязан обеспечить:
-безопасность
работников при эксплуатации
зданий, сооружений, оборудования, осуществлении
технологических процессов, а
также применяемых в
-применение
прошедших обязательную
-соответствующие
требованиям охраны труда
-режим труда
и отдыха работников в
-приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;
-обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
-организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
-проведение
аттестации рабочих мест по
условиям труда с последующей
сертификацией организации
-недопущение
работников к исполнению ими
трудовых обязанностей без
-информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
-принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
-расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
-санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников; -беспрепятственный допуск должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля;
-обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний [2].
Следствием
возложения на работодателя обязанностей
по обеспечению безопасных условий
и охраны труда является то, что
исполнительные органы государственной
власти отвечают только за проведение
государственной политики, создание
законодательной и нормативно-
Итак, в действующей ныне системе управления
охраной труда государство возложило
обязанности по обеспечению права работников
на труд в условиях, отвечающих требованиям
безопасности и гигиены, на работодателя,
который действует, подчиняясь законам
рыночной экономики, определяющей, что
цель предпринимательской деятельности
- получение прибыли. Таким образом, в управлении
охраной труда сочетаются и взаимодействуют
рыночные механизмы и организующее начало
государства. Такое взаимодействие уже
предполагает наличие противоречий между
целью экономической деятельности предпринимателя
в рыночной экономике и социальными целями
общества (в том числе - обеспечение достойного
труда), которые должно выражать государство.
На уровне предприятий это противоречие
проявляется в том, что работодатель должен
обеспечивать эффективность (прибыльность)
производства и выделять ресурсы на выполнение
государственных нормативных требований
по охране труда, на создание условий труда,
соответствующих требованиям охраны труда
и безопасности производства. В результате
на уровне производств существует реальное
противоречие между необходимостью обеспечивать
эффективность производства и выделять
финансовые и материальные ресурсы на
обеспечение безопасных условий и охраны
труда. По данным Росстата России в Российской
Федерации удельный вес работающих в условиях,
не отвечающих санитарно-гигиеническим
нормам от общей численности работников
по основным видам деятельности (добыча
полезных ископаемых, обрабатывающие
производства, производство и распределение
электроэнергии, газа и воды, строительство,
транспорт, связь) составил — 40,7 %, т.е. практически
каждый третий работник трудится в этих
отраслях в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим
требованиям. Около половины работающих
во вредных и опасных условиях труда составляют
женщины. Удельный вес работников во вредных
и опасных условиях труда возрос практически
по всем основным видам экономической
деятельности. Неудовлетворительные условия
труда остаются и в большинстве видов экономической
деятельности. При этом одновременно растет
численность работающих, занятых во вредных
и опасных условиях труда и их удельный
вес среди трудоспособного населения.
Неполное выявление и регистрация больных
с профессиональной патологией обусловлены
отсутствием правовых и экономических
санкций за сокрытие профессиональных
заболеваний, недостатками организации
и качества проведения обязательных медицинских
осмотров работников, в критериальной
оценке условий труда, в законодательном
механизме, препятствующем выявлению
ранних признаков профзаболеваний и своевременной
постановке диагнозов. В 2009 г. у 8448 работающих,
из них у 1348 женщин, был впервые установлен
диагноз профессионального заболевания
(отравления), зарегистрировано 87 острых
и 98 хронических профессиональных отравлений.
При этом, 98,7 % от общего числа профзаболеваний
(отравлений) приходится на хронические
заболевания (отравления), влекущие ограничения
профессиональной пригодности и трудоспособности.
В 2009 г. было зарегистрировано 4 524 профзаболеваний
(отравлений) с утратой трудоспособности,
что составило 53,6 % от общего числа случаев
профзаболеваний, 456 случаев профессиональных
заболеваний у работников, которым было
установлено 2 и более диагноза профзаболеваний
(5,4 %), удельный вес инвалидов составил
21,9 %. Показатель профессиональной заболеваемости
в 2009 г. составил 1,79 на 10 000 работников. Во многих
субъектах России наблюдается резкое
сокращение объемов работ и финансирования
мероприятий по улучшению условий труда
работающих, комплексные планы улучшения
условий труда и санитарно-оздоровительных
мероприятий не разрабатываются или выполняются
на 20-75 % [20]. Значительный масштаб
занятых в неблагоприятных условиях труда,
оказывающих отрицательное влияние на
здоровье работающих, подрывает воспроизводство
рабочей силы, необходимой для нормального
функционирования экономики и ее роста.
В предпринимательской деятельности обеспечение
благоприятных условий труда выступает
как обязанность, выполнение которой требует
немалых финансовых средств. Даже краткое
ознакомление с содержанием статьи 212
Трудового кодекса РФ "Обязанности
работодателя по обеспечению безопасных
условий и охраны труда" показывает,
что работодатель одновременно должен
выполнить 22 обязанности, но вопрос об
их экономической достижимости никогда
не ставился. В условиях массового невыполнения
государственных нормативных требований
по охране труда, актуальна постановка
задачи по разработке специальных мер,
облегчающих работодателям выполнение
обязанностей по обеспечению безопасных
условий и охраны труда.
Таким образом, в Российской Федерации
действует система нормативно правовых
актов, содержащих государственные нормативные
требования охраны труда, которая состоит
из межотраслевых и отраслевых правил
и типовых инструкций по охране труда
, правил и инструкций по безопасности,
гигиенических нормативов и государственных
стандартов безопасности труда. Лица,
виновные в нарушении требований охраны
труда, невыполнение обязательств по охране
труда, предусмотренных договорами, несут
дисциплинарную, административную или
уголовную ответственность. В некоторых
случаях возможна и материальная ответственность,
которая имеет два вида: материальная
ответственность работника за нанесенный
им ущерб предприятию (работодателю); материальная
ответственность предприятия (работодателя)
перед работником за нанесенный ему ущерб
на работе. В случаях, если деятельность
организации осуществляется с опасными
для жизни и здоровья работников нарушениями
требований охраны труда, указанная деятельность
может быть приостановлена в соответствии
с предписаниями руководителей.
Информация о работе Аттестация рабочих мест и безопасность труда (на примере ООО "Сфера")