Анализ внутренней и внешней среды на примере ОАО "Пластик"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 11:33, курсовая работа

Описание работы

внутренняя среда, и внешнее окружение изучаются в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . , 3

Глава 1. Анализ существующего положения предприятия . . . . . . . 6
1. Краткая характеристика ОАО "Пластик" . . . . . . . . . . . 6
2.Анализ среды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
1. Анализ внешней среды, STEEP – анализ . . . . . . . . . . . .15
2.Анализ внутренней среды . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
3.SWOT – анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
3.Анализ существующей проблемы . . . . . . . . . . . . . . 41
Глава 2. Изменение среды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
2.1. Предложения по изменению . . . . . . . . . . . . . . . . . 44

2.2. Программа изменения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46

2.3. Как будет представлять предприятие после изменения . . . . . . 48

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50

Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52

Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54

Работа содержит 1 файл

КурсовикАнализСреды.doc

— 1.22 Мб (Скачать)

четыре  подгруппы (выявление сильных и  слабых сторон, выявление возможностей и угроз).

      Данной  группе были поставлены следующие задачи:

      - сформулировать перечень возможностей, которые открывает перед организацией внешняя среда, т.е. перечислить факторы, касающиеся увеличения спроса, изменения его параметров, уменьшения уровня конкуренции и т.д. (список возможностей);

      - сформулировать перечень угроз, которые таит в себе внешняя среда, т.е. перечислить факторы, касающиеся уменьшения спроса, кардинального изменения предпочтений потребителей, увеличения уровня конкуренции, усложнения законодательного регулирования и т.д. (список угроз);

      - сформулировать перечень сильных сторон организации, т.е. перечислить все навыки, компетенции, знания и основные факторы, приносившие успех организации в ее деятельности (список сильных сторон);

      - сформулировать перечень слабостей организации, т.е. перечислить все факторы, которые мешают или могут помешать организации работать и развиваться (список слабых сторон);

      - выделение наиболее значимых факторов из этих четырех перечней.

          Выявленные группой экспертов  потенциальные внутренние сильные  и слабые стороны, потенциальные внешние благоприятные возможности и угрозы приведены,  их бальная оценка (по 10 бальной шкале) относительно среднеотраслевых показателей или по отношению к данным стратегически важных конкурентов приведены в таблице 11.

        Из SWOT – анализа можно заключить, что потенциальными внутренними  сильными сторонами является наличие уникальных технологий, а потенциальными внутренними слабостями - отсутствии системы  менеджмента качества, отвечающей требованиям автомобильной отрасли  - ISO 16949  (W1 = 9); потенциальные внешние возможности - освоение рынка  для комплектации иномарок российской сборки (О1 = 8), а потенциальные внешние угрозы - потеря доли рынка в связи  с переходом на  производство  иномарок  и  активного  вхождения на рынок новых производителей (Т1 = 9). 

    1. Анализ  существующей проблемы

               Подробный анализ сложившейся ситуации по производству автокомпонентов позволил выявить существующую проблему угрозу потери доли рынка автокомпонентов  ОАО "Пластик" за счет активного развития и вхождения на рынок новых производителей иномарок российской сборки наряду со спадом российского автопрома.

      Симптомы  проблемы:

      - значительный рост продаж иномарок  российской сборки (за 2010г на 56%);

      - спад продаж отечественных автомобилей  (за 2010г на 25%)

      - с апреля 2005г вышло постановление  о значительном снижении до 3-5%, а по ряду случаев отмене  таможенных пошлин на импортные  автокомпоненты для промышленной  сборки, что привело к запуску  процесса модернизации национальной  автомобильной индустрии, и привлечению инвесторов к созданию совместных или собственных автосборочных предприятий иномарок, а затем к производству компонентов на территории России (локализация автомобильных комплектующих к 2012 г составит до 50-60%);

      - открытие и строительство в  России за последние 5 лет новых заводов фирм Toyota, Nissan, Great Wall, Volkswagen, GM, Ford, совместно российско-иностранных производств Дервейс, НАЗ, БКЗ;

      - тенденции к образованию кластеров производителей автокомплектующих в городах Санкт-Петербург, Нижний Новогород и др.

      Причина проблемы:

      – не соответствие комплектующих ОАО "Пластик" требованиям иностранных производителей автокомпонентов:

      - по техническим требованиям;

      - требованиям по качеству и  дизайну,

      - требованиям по объемам и срокам  поставки,

      - требованиям по конкурентоспособной цене,

      - требованиям к наличию системы  менеджмента качества (далее –  СМК)  соответствующей стандарту автомобильной отрасли ISO/TS 16949:2002.

      При проведении анализа проблем и  поиска решений  рассмотрены причины их возникновения. Для построения логической цепи и представления связей между событиями типа "причина-следствие” использован широко известный инструмент – "диаграмма рыбы"[2. 

      Диаграмма рыбы предназначена для анализа проблемы как единой и целостной системы событий, помогает отделить причины от следствий, классифицировать причины и построить логическую связь. 

      Построение  диаграммы начинается с формулировки проблемы – "голова рыбы”. От нее  выстраивается горизонтальная линия  к которой стрелками присоединяют основные причины (первопричины, первичные  факторы) – "ребра”. Последние, в  свою очередь являются следствием других причин – вторичных. Вторичные причины являются следствием третичных и т.д. Анализ не ограничен по глубине, но следует принят во внимание, что уже по достижении четвертого уровня комплексность схемы мешает ее пониманию.

         Обобщив анализ автомобильного рынка, рынка автокомпонентов, анализ продукта и его конкурентных преимуществ можно получить следующую причинно-следственную диаграмму обозначенной проблемы (рис. 3).

    Из приведенной диаграммы можно выявить взаимосвязь:

 ликвидацию угрозы потери доли рынка автокомпонентов  ОАО "Пластик" за счет активного развития и вхождения на рынок новых производителей иномарок российской сборки наряду со спадом российского автопрома с внедрением системы менеджмента качества в соответствии с требованиями ISO/TS 16949 и решением проблем, связанных с вышеуказанными несоответствиями. 

 

 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 3 – Причинно – следственная диаграмма проблемы

 

Глава 2.  Изменение среды

          Подробный анализ сложившейся ситуации по производству автокомпонентов на ОАО "Пластик" позволил выявить проблему – угрозу потери доли рынка автокомпонентов за счет активного развития и вхождения на рынок новых производителей иномарок российской сборки наряду со спадом российского автопрома. 

2.1. Предложения по  изменению

      Ключевая  причина проблемы - отсутствие СМК, соответствующей требованиям ISO/TS 16949.

      Предлагаемое  изменение, затрагивающее всю деятельность ОАО "Пластик", – внедрение системы менеджмента качества  в соответствии с требованиями стандарта  ISO/TS 16949:2002. 

      Аргументы в пользу целесообразности проведения изменения:

  • повышение качества производства автокомпонентов и переход на производство узлов (системные поставщики);
  • внедрение новых прогрессивных технологий и модернизация оборудования;
  • прохождение процедуры одобрения (PPAP) и получение одобрения со стороны иностранных и российских производителей автокомпонентов на поставку узлов и комплектующих;
  • получение статуса надежного поставщика узлов и комплектующих;
  • увеличение рыночной доли и получение дополнительной прибыли;
  • развитие производства узлов и автокомпонентов, повышение квалификации персонала.
 

      Аргументы в пользу нецелесообразности проведения изменения

        – отсутствие опыта работы  в данном направлении и необходимость  проведения предварительного обучения сотрудников завода, которых затронет изменение. Значительные капитальные вложения в новое оборудование и затраты на проведение сертификации СМК.

      Решение проблемы путем проведения изменения  имеет больший экономический  эффект для ОАО "Пластик" и улучшения его положение на рынке России нежели не проведение изменения. В таблице 12 приведён перечень заинтересованных сторон в проведении изменения.

    Таблица 12

Матрица заинтересованных лиц в решении  проблемы (по классификации Кея)

Заинтересованные

лица

Положительные стороны

решения проблемы

Отрицательные стороны

решения проблемы

Акционеры ОАО "Пластик" - повышение стоимости компании (капитализация)

- увеличение прибыли

- дополнительные капиталовложения в оборудование, технологию
Руководство ОАО "Пластик" - повышение имиджа предприятия и увеличение доли рынка по производству автокомпонентов

- рост собственного статуса и рост зарплаты

- повышение производительности

- дополнительное привлечение ресурсов (деньги, время, персонал, инфраструктура) на внедрение новых технологий и системы качества, модернизацию оборудования
Персонал  ОАО "Пластик" - стабильные рабочие места

- рост зарплаты

- ужесточение требований к уровню компетенции (квалификации) персонала
Потребители автокрмпонентов (производители-поставщики первого и второго уровня автокомпонентов) - поставки автокомпонентов соответствующего качества, по приемлемой цене и в установленные сроки.

- образование кластера производителей автокомпонентов

- получение автокомпонентов низкого качества, срыв сроков поставки

- переориентация автосборочных производств на иностранных производителей комплектующих

Поставщики  материалов - дополнительные заказы на материалы, рост производства

- рост прибыли

- ужесточение требований  к качеству, цене и срокам поставки материалов
Конкуренты, (предприятия –  производители автокомпонентов) - развитие здоровой конкуренции на рынке автокомпонентов

- сотрудничество и бенчмаркинг

- захват рынка производства автокомпонентов конкурентами
Государство - развитие производства иномарок российской сборки и их комплектующих

- увеличение налоговых сборов вследствие увеличения прибыли компании

- упадок производства отечественных автомобилей
 

2.2. Программа  изменения

      Для внедрения системы менеджмента качества  в соответствии с требованиями стандарта  ISO/TS 16949:2002 в ОАО "Пластик"  разработаны мероприятия по изменению среды (таблица 13). Из таблицы видно, что внедрение СМК имеет высшую оценку с точки зрения реализуемости (14 баллов).

            В этот период ОАО "Пластик" реализует так же ключевые инвестиционные проекты:

- закупка технологической оснастки для производства изделий на а/м ВАЗ , GM (Реализация планируется в период до 2013 года) 
- закупка литьевого, прессового, периферийного оборудования для производства изделий на а/м ВАЗ, GM (реализация планируется в период до 2013 года),

- модернизация компрессорного оборудования (реализация планируется в период до конца 2012 года),

- организация производства по сборке сидений LADA Granta 2090/2191 на автомобили ВАЗ. 

 

 
Основные причины

существующей проблемы

 
Предлагаемые  изменения
Критерии  оценки осуществимости решения  (max - ***)
Стоимость внедрения Время внедрения Важность  для потребителя Срочность Связь с обязанностями членов группы Итого
1 Несоответствие продукции техническим требованиям  1 Модернизация  производства  автокомпонентов в соответствии с техническими требованиями зарубежных стандартов.  ** **  ***  ***  *  11
 2. Внедрение в производство  новых технологий, обеспечивающих производство изделий высокого качества и современный дизайн.  *  **  ***  **  *  9
2 Отсутствие  СМК, соответствующей требованиям ISO/TS 16949
  1. Разработка и внедрение СМК в соответствии с требованиями ISO/TS 16949 .
  2. Сертификация СМК.
 ***  ***  **  **  ***  14
3 Наличие слабой информирован –ности потребителей о выпуска - емой   продукции в других отрослях  1. Участие  в выставках    *  *  *  *  **  6
 2. Проведение рассылок о продукции  потребителям  *  *  *  *  **  6
 3. Проведение презентации  потребителям  продукции  *  *  **  **  *  7
4 Основными показателями при выборе поставщика со стороны потребителей автокомпонентов является цена и качество товара.  1. Рассмотрение  вопроса о закупке нового оборудования и технологий.  ***  **  **  **  *  10
 2. Рассмотрение вопроса по поиску  альтернативного поставщиков основных материалов.  *  **  **  **  *  8
 3. Разработка новой ценовой политики  **  *  ***  **  **  10
5 Одним из важных критериев при выборе поставщика со стороны потребителей автокомпанентов является объем и соблюдение сроков поставки декларируемых производителем.  1. Внедрение  элементов прогнозирования при  составление плана производства  *  **  **  **  *  8
 2. Внедрение штрих - кодирования в производстве  **  **  *  **  *  8
 3. Разработка модели стандартного  заказа для доукомплектования её е под отдельного заказчика.  *  **  **  **  *  8

Информация о работе Анализ внутренней и внешней среды на примере ОАО "Пластик"