Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 15:23, курсовая работа
Цель: Провести анализ влияния личностных качеств руководителя в процессе разработки управленческих решений.
Задачи:
1.Выявить личностные качества руководителя в процессе разработки управленческих решений.
2. Подобрать методы диагностики личности руководителя.
3.Проанализировать результаты и сделать выводы.
Введение 2
ГЛАВА 1. Личностные качества руководителя в процессе разработки управленческих решений 4
1.1. Человек, организация, решение 4
1.2. Особенности личности руководителя 11
1.3. Личностные качества руководителя 14
ГЛАВА 2. Анализ влияния личностных качеств руководителя на разработку управленческих решений на примере ОАО«Казанский хлебозавод № 3» 22
2.1. Общая характеристика предприятия ОАО«Казанский хлебозавод № 3» 22
2.2. Анализ влияния личностных качеств руководителя на разработку управленческих решений на примере ОАО«Казанский хлебозавод № 3» 35
2.3.Направления совершенствования качеств руководителя на разработку управленческих решений. 36
Заключение 37
Список литературы 41
♦ основы организации управления и коммуникаций.
Замысел
— это представление
Далее руководитель приступает к определению предварительных задач. Определив предварительные задачи подчиненным и подразделениям, руководитель определяет основы организации взаимодействия. Сущность взаимодействия подразделений при проведении экономической операции заключается в согласовании по целям, задачам, месту, времени и способам выполнения задач действий персонала для достижения цели.
После
определения основ организации
взаимодействия руководитель приступает
к определению основ
На
основе решения руководителя его
заместители и менеджеры
Организаторская работа руководителя и аппарата управления сводится к организации исполнения решения, его материальному воплощению в действия персонала предприятия.
Постановка
задач подчиненным
Во
всех случаях точность, четкость и
своевременность доведения
Работа по организации взаимодействия персонала состоит в согласовании действий персонала по целям, задачам, месту, времени и способам выполнения поставленных задач. Взаимодействие осуществляется непрерывно, а при нарушении немедленно восстанавливается. Разрабатывается план взаимодействия. Практические вопросы взаимодействия отрабатываются с подчиненным персоналом в повседневной деятельности предприятия.
Работа по организации управления и коммуникаций заключается в определении мест расположения группы управления, действий, распределения должностных лиц по местам управления, места нахождения руководителя мероприятия по восстановлению нарушенного управления и коммуникаций.
После постановки задач и организации взаимодействия главной задачей руководителя (менеджера) является практическая работа по организации выполнения поставленных задач и всех намеченных подготовительных мероприятий. Эта работа проводится путем организации действенного контроля за правильным уяснением, своевременным и точным выполнением отданных распоряжений и оказания непосредственной помощи менеджерам и специалистам на местах. Как правило, контроль должен носить упреждающий характер. В первую очередь контролируются:
Для
окончательного выбора и полного
убеждения в правильности выбранного
решения руководитель использует прежде
всего личный опыт, проверяет выбранное
решение по критериям логичности, оригинальности,
соответствия положениям теории, историческому
опыту. Рациональность и обоснованность
решения оцениваются критериями, которые
могут иметь либо качественные, либо количественные
шкалы.
1.2. Особенности личности руководителя
Руководитель – это лицо, осуществляющее установление, регулирование и выполнение организационно-правовых отношений в рабочем коллективе . Он обладает формально регламентированными правами и обязанностями, а также представляет группу (коллектив) в других организациях. На руководителя официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование группы (коллектива) перед назначившей его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования – наказания и поощрения, подчиненных в целях воздействия на их производственную активность.
Существуют
различные теоретические
1. Коллекционный подход. Согласно ему, руководитель должен обладать особыми личностными качествами (набором профессионально значимых качеств), которые обеспечивают успешность управленческой деятельности. Кроме этого может быть определен перечень этих качеств для конкретной должности. Китов А.И. (основатель этого подхода) в структуре личностных свойств руководителя выделяет четыре подструктуры: управленческие способности, политические качества, профессиональные качества, организаторские качества. Но при этом он не разграничивает общие качества и специфические, присущие руководителю как личности.
2. Конкурентный
подход (исследование Чугуновой Э.С.). В
структуре личности руководителя она
выделяет административно-
При
анализе структуры качеств
3. Парциальный подход. Согласно ему, формирование личности руководителя опосредованно связано с отработкой отдельных операций и действий, включенных в управленческую деятельность, с психокоррекцией системы отношений. Наиболее важными для руководителя считается уровень развития мышления и применение алгоритмов решения управленческих задач.
4. Инженерно-
5. Рефлексивно-ценностный подход изучает личность руководителя через формирование у него рефлексивно-ценностной концепции управления. Его разработал Красовский Ю.Д. Содержание управленческой концепции индивидуально, и её элементами являются: стратегические замыслы; экономические показатели; проблемы, возникающие при выполнении показателей; причины возникновения проблем; управленческие средства устранения причин; функциональные единицы, реализующие эти средства; информация о состоянии деятельности.
6. Социально-
Все выше рассмотренные подходы к изучению личности руководителя основаны на авторских представлениях о структуре личности, механизмах её изменения и психологических требованиях к руководителю. В связи с этим перечень потенциально важных качеств руководителя кажется практически бесконечным. Современный этап изучения личности руководителя характеризуется переходом от описательных моделей к обобщающим концепциям личности с более последовательным описанием управленческого развития руководителя и поиском интегральной основы его структуры личности.
Рассмотрим
подробнее личностные и социально-демографические
особенности руководителя, которые
описываются в различных
Личность руководителя можно представить в виде групп характеристик, которые составляют: психологические особенности и черты личности, способности (интеллектуальные способности и приобретенные способности к управлению), биографические характеристики, физические характеристики.
Психологические черты личности – это группа качеств руководителя, которая относится к наиболее упоминаемым в различных описательных подходах. Психологические качества проявляются на практике главным образом через характер человека. Они носят в большей степени характер врожденных или приобретенных и развитых у руководителя навыков и умений, способствующих выполнению своих функций. Примечательно к руководителям, чаще всего относят такие черты, как: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению цели, предприимчивость, ответственность, надежность в выполнении задания, независимость, общительность, инициативность, созидательность, самостоятельность, амбициозность, гибкость, энергичность, властность, работоспособность, стремление к превосходству, обязательность, участливость и некоторые другие качества.
Рассмотрим некоторые из этих характеристик:
- Доминантность или способность влиять на людей. Влияние на людей должно быть основано не только на должностных полномочиях, но и на психолого-педагогических особенностях общения руководителя с подчиненными. Влияние должно иметь основной справедливый подход руководителя к подчиненному.
-
Уверенность в себе. Подчиненные
в случае уверенности
-
Эмоциональная
- Креативность или способность к творческому решению задач. Залогом эффективного руководства является то, способен ли руководитель видеть элементы новизны и творчества в деятельности своих подчиненных, а также поддерживать их начинания.
-
Стремление к достижению цели
и предприимчивость –
-
Ответственность и надежность
в исполнении заданий.
-
Независимость. Данная
-
Общительность,
- Стрессоустойчивость – это способность противостоять сильным отрицательным эмоциональным воздействиям, вызывающим высокую психическую напряженность, поскольку деятельность руководителя протекает в условиях значительных психологических нагрузок. Стрессы в деятельности любого руководителя являются неизбежными. Чем выше должностной уровень руководителя, тем они сильнее. Они могут быть вызваны разнообразными факторами: нестабильностью рынка, давлением бюрократической системы, различными конфликтами в коллективе и т.д., поэтому руководитель должен быть устойчивым к стрессу.