Анализ управления конфликтами в трудовом коллективе кафе-бара «Монте Кристо»

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 11:47, реферат

Описание работы

Общество с ограниченной ответственностью "Монте Кристо" является коммерческой организацией, учрежденной в соответствии с Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью", Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами и нормативными актами Российской Федерации.
По месту нахождения ООО "Монте Кристо" находится исполнительный орган Общества (генеральный директор).

Работа содержит 1 файл

Управление конфликтами в трудовом коллективе на предприятиях.doc

— 228.00 Кб (Скачать)

     Тренинг - это форма активного обучения, где каждый участник проживает свою жизнь в концентрированном виде, извлекает уроки, делает выводы, учится по-новому взаимодействовать с собой, другими людьми и с жизнью в целом. Всё это он получает в безопасном и дружелюбном тренинговом пространстве. Тренинг - это особая форма обучения, которая отличается от традиционной тем, что при обучении задействован весь личный опыт участника. Зачем нужен тренинг в контексте управления конфликтами? В нашей жизни стрессы, депрессии, проблемы в работе и отношениях часто возникают из-за того, что человек привыкает действовать в определенной ситуации вполне определенным предсказуемым образом.  Тренинг же позволяет увеличить гибкость мышления, расширить рамки выбора, научиться в каждом случае находить новые способы поведения и восприятия. Также тренинг даёт возможность человеку найти свои внутренние блоки и ограничения, расширить свои границы, увеличить свой личностный потенциал. Неотъемлемой составляющей тренинга является обратная связь от её участников. Много нового открывается в устоявшихся представлениях о себе: как мы выглядим в глазах других людей; как слышат то, что мы пытаемся донести до других; как нас воспринимают окружающие. Далеко не всегда наши представления о себе совпадают с реальностью.  Увидеть свой социальный портрет, узнать свои сильные и слабые стороны в общении можно только в процессе самого общения. В тренинговой группе это можно сделать целенаправленно и безопасно. Обратная связь, полученная от членов группы в процессе тренинга, поможет освоить новые более эффективные способы взаимодействия с людьми.

     Стоит отметить, что тренинговая атмосфера - это концентрация знаний и опыта, как тренера, так и всех участников группы. Здесь с легкостью можно получить ответы на вопросы, которые индивидуально решаются годами. Все знания получаются в тесной взаимосвязи с практикой, а значит, усваиваются без особых усилий и готовы к немедленному применению. Время участия в тренинге воспринимается очень субъективно. Высокая насыщенность занятий создает впечатление быстро пролетающего времени и значительного жизненного периода одновременно.

     Что же касается конкретно дают тренинги для профилактики и предотвращения конфликтов, то стоит отметить, что тренинги, посвященные проблемам конфликтных ситуаций обычно рассчитаны на сотрудников компаний, по роду своей профессиональной деятельности часто сталкивающихся с конфликтами и необходимостью их разрешения.

     Как правило, целями таких ситуаций являются: отработка алгоритма действий по разрешению конфликта, повышение конфликтной компетентности, а также овладение навыками эффективного взаимодействия, направленного на снижение вероятности возникновения конфликтных ситуаций.

     Кроме того, изучается: психотехника конфликта (признаки наличия конфликта, конфликт и конфликтная ситуация, факторы, способствующие нарастанию конфликта, фазы развития конфликта, алгоритм последовательности действий по разрешению конфликтов); оптимальное поведение в конфликтной ситуации (виды неконструктивных (уход, агрессия, игнорирование) и конструктивных (управление, поиск решения) способов реагирования на конфликт, виды сил, на которые можно опираться при противодействии силовому давлению, усвоение адекватных и действенных способов предъявления претензий, изменение отношения к конфликту: поиск позитивной составляющей конфликтных ситуаций); развитие способности бесконфликтного взаимодействия (конструктивный и неконструктивный диалог: критерии эффективности, техника получения необходимой информации (типы вопросов, их роль в построении конструктивного диалога), парафраз как эффективный инструмент выяснения и уточнения информации, тренинг активного слушания: предотвращение возможных искажений восприятия.

     Помимо  всего вышесказанного, зачастую тематики тренингов связаны с профилактика конфликта и выбором оптимальной психологической позиции в общении.

     Такие учебные блоки включают в себя типы взаимодействия в зависимости от поставленной цели и выбранной психологической позиции, видеоанализ психологических позиций, способствующих реализации поставленной цели, навыки распознавания своей психологической позиции и позиции партнера по общению.

     В результате участники тренинга: учатся предотвращать возникновение конфликтов, получают навыки анализ и оптимизации стиля своего взаимодействия с коллегами и клиентами, отрабатывают алгоритм выхода из конфликта, учатся способам конструктивного взаимодействия в конфликтной ситуации.

     Однако  очень важно учитывать, что тренинги важны не только для руководства, но и для персонала. Применительно  для ООО «Монте Кристо» предлагается перейти к командной работе, что  позволит объединить коллектив, снизить  психологическую напряженность и предотвратить конфликты.

     Решение руководства о переходе к командной  работе в своей организации и  претворение этого решения в  жизнь – длительный и энергоемкий  процесс, а управление этими изменениями  требует активного участия в  этих процессах самих сотрудников, подвергающихся инновациям. При этом невозможно ждать от сотрудников быстрого и гладкого перехода от индивидуальной работы к командной. Это требует времени на привыкание и понимание того, что нужно делать. Поэтому тренинги по командообразованию являются эффективным способом сокращения временных затрат и управления этим процессом.

     Одной из основных задач в командообразовании является определение ролей и  интересов членов команды в работе на общую цель, невозможно членство в команде без командной роли. И хотя по Мередиту Белбину – авторитетному английскому исследователю и практику по командообразованию – командные роли и подбор кандидатов под эти роли весьма привлекательны, на наш взгляд такая модель может ограничивать наше восприятие людей и их потенциала. Исследования Белбина, посвященные командообразованию, показали, что в эффективных командах менеджеры должны брать на себя несколько ролей. К тому же жизнь вносит существенные коррективы в подбор нужных кандидатов – так на работающем предприятии мы должны исходить из тех ресурсов, которыми располагаем.

     Фактически, создание команды представляет собой  поиск баланса ролей и интересов  между ее членами, а это, прежде всего, создание определенной атмосферы общения, позволяющей этот баланс найти. Очень часто участники тренингов по командообразованию выделяют такие цели своего участия в тренинге как лучшее знакомство друг с другом, желание понять кто есть кто, снятие психологических барьеров для коммуникации. Если вспомнить те уровни, которые проходит команда в процессе своего создания, то становится понятным, что снятие психологических барьеров и процесс прохождения этих уровней в реальной жизни может происходить сколь угодно долго и сопровождаться явными или скрытыми конфликтами. Тренинг по командообразованию призван решить эти задачи в предельно короткие сроки и перевести скрытое конфликтное взаимодействие в открытое, ограниченное при этом  временными рамками тренинга. Важным инструментом конструктивного разрешение таких конфликтов становится возможность их проигрывания в моделируемых ситуациях и следующего за ним анализа. За время тренинга участники приобретают навык отслеживания своего эмоционального состояния и поведенческой стратегии и анализа его причин. Это необходимо для осознания источников конфликтов, анализа результатов взаимодействия, исследования межличностных предпочтений и привычных стратегий, а не поиска виноватых как способа снятия напряжения в вялотекущих конфликтах.

     Если  руководитель принял сознательное решение  о переходе к командной работе на своем предприятии, если он понимает необходимость командного управления, это накладывает на него большую ответственность. Если он заинтересован в своей команде, а команда, как правило, создается либо под цель, либо под лидера, для него становится значимым и ценным мнение и позиция каждого члена команды. 

     Прежде  всего, он вынужден будет уйти из собственной  зоны комфорта, привычной модели руководства  и поведения по отношению к  своим подчиненным и научиться  слушать других, инициировать их для  высказываний и открытых дискуссий. Если лидер перестраивает себя и гибко меняет собственный стиль поведения, он собственным примером демонстрирует модель эффективного командного взаимодействия и личной вовлеченности в командную работу. Такой способ становится способом существования в команде. В этом случае он помогает налаживанию межличностных отношений, создается атмосфера доверия и поддержки друг друга, каждый участник начинает чувствовать свою ценность и нужность своего вклада в общее дело. Появляется желание работать вместе, возрастает ответственность каждого за результат работы команды – появляется навык командного взаимодействия.

     Но  подчас случается и так, что лидер  не осознает собственной позиции  и не стремиться понять и услышать мнение других, но при этом заказывает тренинг командообразования с целью создания команды под себя и преодоления ощущаемого им сопротивления, возможно даже не осознаваемого его сотрудниками. Часто это может проявляться в невербальной форме, при этом вся энергия и силы уходят на сокрытие конфликта и поддержание эйфории (или видимости), что все хорошо. Тогда тренинг командообразования позволяет ему вскрыть причины такого сопротивления и избежать ухода ценных для организации сотрудников. Как показывает опыт проведения тренингов, часто источником конфликта является большой разрыв в интеллектуальных ресурсах руководителя и подчиненных. В конфликтной ситуации мы ведем себя очень эмоционально, и, как следствие этого, все идеи и предложения игнорируются. Часто руководитель вынужден в таких ситуациях применять стратегию директивного руководства из-за страха, что и он не будет услышан. И его действия начинают напоминать действия ради действия, игнорируется общая цель, многие начинают защищать собственные интересы. Инициатива не поддерживается, доверие уходит, полоса отчуждения растет. В этом случае тренинг командообразования будет направлен также на выработку общего языка взаимопонимания и умения слышать друг друга.

     И порой как бы тяжело ни было состояние  конфликта для группы, которая  стремится стать командой, именно это состояние позволяет каждому открыто заявить о своей позиции и своем интересе, при условии, что сохранена атмосфера открытости и доверия. А это как раз является заботой тренера. Именно на этом уровне становится ясно – кто есть кто. Причем многие участники тренинга отмечают, что нет человека в группе, о котором они не поменяли бы мнения во время конфликтного взаимодействия, но проживание конфликта и его анализ позволяют принять человека, зная его положительные и отрицательные качества, и, по меткому выражению одного из участников, понять, что не нужно переделывать друг друга, что это даже в браке приводит в разводу. При переходе к конструктивному уровню приходит понимание того, что быть командой или казаться командой – разные вещи. Необходимо желание сотрудников выполнять задачу совместно, а для этого надо, чтобы каждый находился на своем месте, был услышан и чувствовал нужность своего вклада в общее дело. В этом случае каждый член команды реализует свои сильные качества. Понимание командного процесса приводит к тому, что члены команды чувствуют назревающие проблемы и решают их путем компенсации слабых сторон, команда учится сама себя организовывать и развивать. Собственно ради этого и проводятся тренинги по командообразование.

     Как показывает опыт, эффективнее проводить тренинг командообразование на выезде, тогда четыре дня, проведенные вне дома и офиса, превращают его в интенсивное проживание, в круглосуточный тренинг, при этом день идет за месяц и сама ситуация ускоряет процесс создания эффективной команды.

     Мы  предлагаем затратить на меры по улучшению  психологического климата 210 000 руб., в которые войдет оплата обучению сотрудников отдела персонала и некоторых линейных руководителей.

     Таблица 2

Статья  расходов Сумма (руб.)
Обучение  группы линейных руководителей и менеджера по персоналу (7 человек) на тренинге "Управление стрессом, конфликтом" в компании «Планета тренинг» 12 500 х 7 = 87500
Аудиторные  тренинги командообразования, которые  помогут управляющему звену развить  необходимые навыки для формирования и руководства высокоэффективной командой:
  • навыки конструктивного межличностного взаимодействия в коллективе;
  • навыки эффективного решения проблем;
  • различные приемы разрешения конфликтов;
  • навыки ситуационного анализа;
  • навыки оценки рисков;
  • создание ресурс положительных эмоций для эффективной работы.

    (2 тренинга 1 раз в 6 месяцев для группы  руководителей)

31 000 х 2 = 62 000
Тренинги  по командообразованию для сотрудников (2 тренинга 1 раз в 6 месяцев для  группы сотрудников) 30250 х 2 = 60500
Итого 210 000
 
 

     В данном случае специалисты будут  повышать свою квалификацию в области  проведения тренингов, управления конфликтами, а также создания благоприятной  рабочей атмосферы. Кроме того, часть  средств будет направлена на выездные тренинги, направленные на сплочение коллектива и командообразование.

     Приложение 1

      Анкета

Проводится  опрос, посвященный  анализу конфликтных  ситуаций в компании. Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов. Анкета анонимная

Информация о работе Анализ управления конфликтами в трудовом коллективе кафе-бара «Монте Кристо»