Анализ существующих модификаций муниципального менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 17:28, курсовая работа

Описание работы

Муниципальное управление призвано создать условия для формирования, развития и реализации потенциала личности, домашнего, муниципального хозяйства, бизнеса и т.п., минимизировать экономическую зависимость муниципального образования от социально-экономической политики органов государственной власти. Муниципальное управление призвано обеспечить условия для обеспечения самодостаточности личности, домашнего хозяйства, малого бизнеса, посредством имущества, находящегося в муниципальной собственности, средств местного бюджета, имущественных прав муниципального образования, в соответствии с действующим законодательством, решая вопросы местного значения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Понятие муниципального управления……………….……..…………….…5
1.1 Муниципальное управление в РФ…………………………………...……..7
1.2 Цель и перечень задач муниципального управления………………….…10
1.3 Эффективность муниципального управления: основные критерии и показатели.………………………………………………………………………….....16
2. Анализ муниципального управления………………….………………..….20
2.1 Проблемы эффективности муниципального управления………………..20
2.2 Развитие муниципального управления: МО «Город Йошкар- Ола»…....24
3. Пути совершенствования системы муниципального управления в России
3.1. Основные векторы дальнейшего развития……………………….…...…30
Заключение…………………………………………………..……………….…35
Список используемых источников………………………………………....…37

Работа содержит 1 файл

Курсач по СГМУ.docx

— 61.94 Кб (Скачать)

При этом финансовый результат  формировался следующим образом: 112 организации получили прибыль в  размере 1412,3 млн. рублей, 57 организаций  допустили убыток на сумму 410,8 млн. рублей. Соотношение организаций, получивших прибыль и убыток сложился соответственно 61,2 % и 38,8%. Количество прибыльных предприятий  снизилось на 6,8 процентных пункта к  результатам прошлого года.

Инвестиции и  строительство

В январе-августе 2009г. на развитие экономики и социальной сферы  города организациями, не относящимися к субъектам малого и среднего предпринимательства, использовано 1750,8 млн. рублей инвестиций, что в фактически действовавших ценах на 49% меньше, чем в январе-августе 2008г. Основным источником финансирования инвестиций крупных и средних предприятий  являются привлеченные средства (свыше 70%), из них более 30% составляют бюджетные  средства.

Потребительский рынок

Обеспечение населения услугами торговли и общественного питания  осуществляется через потребительский  рынок города, который характеризуется  ростом товарооборота и высоким  уровнем обслуживанием.

Оборот розничной торговли за 9 месяцев 2009 года составил 17370,8 млн. рублей, что в сопоставимых ценах  на 2,3 % больше, чем в январе-сентябре 2008 года.

В обороте розничной торговли республики доля Йошкар-Олы составила 60,5 %, объем продажи товаров на душу населения - 66682 рубля (по РМЭ – 41018 рублей).

Уровень жизни  населения

Основным источником доходов  населения является заработная плата.

По городу Йошкар-Оле начисленная  номинальная заработная плата по крупным и средним предприятиям по состоянию на 1 октября 2009 года составила 13252,4 рублей и увеличилась по сравнению  с анализируемым периодом прошлого года на 7,9%.

Сохраняется тенденция межотраслевой  дифференциации заработной платы. Соотношение  в оплате труда работников крупных  и средних предприятий отдельных  отраслей экономики города составляет 2,9 раза. Самая высокая оплата труда  сохраняется в финансовой сфере 26066,6 руб. На предприятиях, занимающихся обрабатывающим производством, среднемесячная заработная плата составила - 11948,3 руб., на предприятиях транспорта и связи -15134,1 руб., в строительстве -11963,6 руб., в здравоохранении - 8852,9 руб.

По данным организаций  городского округа «Город Йошкар-Ола», сообщивших сведения о задолженности  по заработной плате по состоянию  на 1 октября 2009г., суммарная задолженность  составила 8875 тыс. рублей и снизилась  по сравнению с 1 октября 2008г. на 445 тыс. рублей (4,8%), по сравнению с 1 сентября 2009г. увеличилась на 201 тыс. рублей (2,3%).

Демография

За 8 месяцев 2009г. по сравнению  с соответствующим периодом прошлого года демографическая ситуация в  городском округе “Город Йошкар-Ола” характеризовалась увеличением  рождаемости и снижением смертности населения. Родилось 1976 детей, что на 90 малышей больше того же периода 2008 г. Из общего числа родившихся в республике каждый третий ребенок родился в  городском округе “Город Йошкар-Ола”. Умерло 2211 чел., что на 103 человека меньше, чем в прошлом году. Естественная убыль составила 235 чел., темпы убыли  приостановились.

В январе-августе 2009г. в городском  округе “Город Йошкар-Ола” было зарегистрировано 899 браков и 750 разводов. На 100 браков пришлось 83 развода, в то время как в  среднем по республике оформлялось 55 разводов. Число зарегистрированных браков в январе-августе 2009г. увеличилось  по сравнению с январем-августом 2008г. на 3,1%, число разводов уменьшилось  на 2,7%.

За январь-август 2009г. число  прибывших в городской округ  “Город Йошкар-Ола” составило 2150 человек, число выбывших - 2022 человек. Миграционный прирост в январе-августе 2009г. составил 128 человек, против миграционной убыли 411 человек в январе-августе 2008г, что характеризуется изменением экономической ситуации. Миграционный прирост на 54,5% компенсировал естественную убыль населения. 

Занятость населения. Безработица

В январе-сентябре 2009 года в  городской Центр занятости населения  за содействием в поиске работы обратилось 11106 человек, из них уволившихся по собственному желанию 4384 человека, по сокращению численности или ликвидации предприятия 844 человека, не работавших более года 1803 человека, ранее не работавших и ищущих работу впервые 1662 человека. По сравнению с соответствующим  периодом 2008 года число обратившихся граждан в Центр занятости  за содействием в поиске работы увеличилось  в 1,3 раза. В общем количестве обратившихся в службу занятости женщины составляют 52,1%. 

ЖКХ

В текущем периоде бесперебойно функционировали все предприятия  жилищно-коммунального комплекса. Был  успешно завершен отопительный сезон 2008-2009 г.г., проведен двухмесячник по санитарной очистке города, проведено озеленение бульваров и парков, организованы восстановительные работы улично-дорожной сети после весенней распутицы. Предприятиями  были исполнены мероприятия по подготовке к новому отопительному сезону 2009-2010 г.г. Ведутся работы по капитальному ремонту многоквартирных домов  в рамках Федерального закона «О фонде  содействия реформированию жилищно-коммунального  хозяйства». 

За 9 месяцев текущего года МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» отпущено тепловой энергии потребителям на нужды отопления и горячего водоснабжения 887,5 тыс. Гкал., что на 3,3% больше соответствующего периода 2008 года. Передано потребителям 403,5 млн.КВт.час. электрической энергии. МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» работало надежно и качественно, без срывов в тепло- и электроснабжении.

Здравоохранение

За 9 месяцев 2009 года зарегистрировано 186865 случаев заболевания, зарегистрированных у больных с диагнозом, установленным  впервые в жизни, что на 2% ниже аналогичного периода прошлого года. Наблюдается снижение на 14,3% числа  случаев заболеваемости с временной  утратой трудоспособности. Стали  выше показатели болезненности населения  города. За 9 месяцев 2009г. этот показатель на 1000 населения составил 1431,3,за 9 месяцев 2008г. – 1295,7. В группе социально-обусловленных  инфекций в текущем году в г.Йошкар-Оле  выявлено 103 случая заболевания активными  формами туберкулеза. 

В текущем периоде отмечается значительное увеличение инвалидизации  населения. За отчетный период первично вышли на инвалидность 913 человек, что  на 9,6 % выше, чем за аналогичный период прошлого года. В трудоспособном возрасте первично вышли на инвалидность 1180 человека или на 1,9% выше, чем за аналогичный  период прошлого года. 

Исполнение бюджета  за 9 месяцев 2009 года

В процессе исполнения бюджета  за 9 месяцев 2009 года на единый счет бюджета  городского округа «Город Йошкар-Ола» зачислено доходов на сумму 1644,1 млн. руб., что составило 74,8% доходов от годовых плановых показателей. Собственные  доходы, поступившие в виде налогов, сборов и иных платежей, составили 838,0 млн. руб. с выполнением на 67,1 % от налоговых и неналоговых доходов, предусмотренных на год. Безвозмездные  поступления от других бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации в  виде дотаций, субсидий и субвенций  перечислены в сумме 806,1 млн.руб., что соответствует 84,9% от планируемой  годовой суммы. Фактическая доля налоговых и неналоговых доходов  за январь-сентябрь т.г. составила 51% от общих доходов. По сравнению с  равным периодом прошлого года поступление  налоговых и неналоговых доходов  в бюджет города уменьшилось на 12,9%

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Пути совершенствования  системы муниципального управления  в России

3.1. Основные векторы  дальнейшего развития

Развитие муниципального управления и местного самоуправления находятся сегодня на переднем плане  демократических преобразований и  формирования гражданского общества в  России. Это – важнейшая задача, решение которой определяет как  прочность системы гражданских  институтов, так и возможности  эффективной организации хозяйственной  жизни на территориях России.

Перед определением устройств  повышения эффективности муниципального управления следует найти аспекты  эффективности - это способность  муниципальных структур на различном  уровне удачно решать экономические, социальные, денежные, организационные и остальные  задачи, достигать поставленных целей, согласовывать и координировать экономические и политические интересы разных групп населения, действуя при  всем этом в строго определенном правовом пространстве. Верно делегируя возможности, можно создать идеальный механизм, который будет поражать собственной  эффективностью [16].

Одним из вопросов, крайне актуальных для развития муниципального управления является уровень профессионализации его деятельности и, соответственно, кадровая обеспеченность. Отсюда, в  свою очередь, вытекает актуальность вопроса  подготовки и переподготовки кадров для сферы муниципального управления.

Развитие системы местного самоуправления в России формирует  муниципальное управление как новую  сферу управленческой деятельности и новую профессиональную квалификацию. Это происходит из-за того, что задачи, с которыми сегодня имеют дело органы местного самоуправления, существенно  отличаются от задач, которые решали местные советы и их исполнительные комитеты в советской структуре  территориального управления, а также  от задач, которые решаются в системе  государственного, производственного  и бизнес - управления.

Для того чтобы работа органов  муниципального управления была эффективной, необходимо, чтобы основополагающие принципы ее работы задавались на федеральном  уровне, в частности, чтобы федеральное  законодательство в части местного самоуправления было полным, непротиворечивым, системным. Опыт показал, что регулирование  ряда ключевых вопросов местного самоуправления на уровне субъектов Федерации не дает положительных результатов, а  зачастую приводит к явно негативным для людей явлениям. Местное самоуправление должно быть надежно защищено федеральным  центром. Иначе социальные проблемы никогда не будут решены [14].

Особым видом управленческого  решения является бюджет муниципального образования, когда органы исполнительной власти берут на себя обязательства, что, в соответствии с выделенными  средствами, они обязуются достичь  согласованных результатов, а представительные — обеспечение контроля расходования и выполнение взятых перед избирателями на себя обязательств [10].

По сути, разработка и  утверждение бюджета — это  то время, когда следовало бы определиться с оценкой эффективности муниципального управления. Когда исполнительные органы берут на себя обязательства, выраженные «измеримыми результатами», «под которые  выделяются соответствующие средства»  и определяются изменения, которые  должны произойти в здравоохранении, образовании, жилищно-коммунальной сфере  и т.п. необходимо при этом понять, что муниципальные ресурсы вкладываются не в образование, здравоохранение, жилищно-коммунальную сферу и т.п., а в изменения, которые должны в них произойти.

Для каждого структурного подразделения необходимо, во-первых, определить сферы деятельности и  изменения, которые должны произойти  в данных сферах. Во-вторых, определить сферы деятельности совместной, с  другими структурными подразделениями, компетенции и, соответственно, изменения, которые должны в них произойти. Определить средства, которые могут  быть выделены из бюджета. Все названные  атрибуты должны носить согласованный  характер.

Определить, какие обязательства  берет на себя представительный орган  местного самоуправления, а какие  — органы исполнительной власти местного самоуправления. Все это должно приобрести для органов местного самоуправления статус закона.

Информационное  обеспечение – механизм повышения эффективности муниципального управления.

В данный момент можно сказать, что мы живем в информационном обществе, где ценность информации тяжело переоценить. "Кто обладает информацией, тот обладает миром" - это теорема. Особо принципиальное значение она приобретает в органах  муниципального управления, обеспечивая  его рациональность и эффективность. Информационное обеспечение является базой, на которой строится управленческая деятельность муниципального аппарата [14].

Информация, циркулирующая  в органах муниципального управления, разнородна и разнообразна. Она может  относиться к внешнеполитической, экономической, социально-политической и экологической  обстановке. Информация этих видов  имеет самостоятельную ценность также для соответственных региональных управленческих структур, когда они  выступают как органы, принимающие  решения в пределах собственной  компетенции. Не считая того, она служит в качестве базы для нормативных  документов

Требование к информации как к средству повышения эффективности  муниципального управления: 

1. Информация - это стратегический  ресурс. Она обязана быть полной, актуальной, достоверной, обхватывать  весь диапазон интересующих вопросов, собираться часто, с определенной  периодичностью.

2. Информация обязана  отвечать композиции целей, которые  ставят органы муниципального  управления, с теми средствами, которыми  она хочет их добиваться. Её  качественность и достаточность  разрешают органам иметь перед  собой действующий план, определять  настоящие и чёткие цели управленческих  действий.

Использование Интернет-технологий в муниципальном управлении предоставляет многочисленные возможности, основные из которых:

• повышение конкурентного потенциала, инвестиционной привлекательности муниципального образования (МО), так как создается имидж прогрессивной администрации и положительный образ МО как места проживания и работы; 

• использование в работе МО технологий регионального и муниципального Интернет - маркетинга; 

• повышение качества отношений  с жителями и организациями: 

- сокращение времени на  получение требуемой информации; 

Информация о работе Анализ существующих модификаций муниципального менеджмента