Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 17:28, курсовая работа
Муниципальное управление призвано создать условия для формирования, развития и реализации потенциала личности, домашнего, муниципального хозяйства, бизнеса и т.п., минимизировать экономическую зависимость муниципального образования от социально-экономической политики органов государственной власти. Муниципальное управление призвано обеспечить условия для обеспечения самодостаточности личности, домашнего хозяйства, малого бизнеса, посредством имущества, находящегося в муниципальной собственности, средств местного бюджета, имущественных прав муниципального образования, в соответствии с действующим законодательством, решая вопросы местного значения.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Понятие муниципального управления……………….……..…………….…5
1.1 Муниципальное управление в РФ…………………………………...……..7
1.2 Цель и перечень задач муниципального управления………………….…10
1.3 Эффективность муниципального управления: основные критерии и показатели.………………………………………………………………………….....16
2. Анализ муниципального управления………………….………………..….20
2.1 Проблемы эффективности муниципального управления………………..20
2.2 Развитие муниципального управления: МО «Город Йошкар- Ола»…....24
3. Пути совершенствования системы муниципального управления в России
3.1. Основные векторы дальнейшего развития……………………….…...…30
Заключение…………………………………………………..……………….…35
Список используемых источников………………………………………....…37
Экономичность определяется путем сопоставления ресурсов, которые предполагалось израсходовать для достижения определенных целей и выполнения конкретных работ, с фактическими потребленными ресурсами.
Качество – это степень соответствия системы управления предъявляемым к ней требованиям и ожиданиям.
Измерителями эффективности муниципального управления могут быть: общая социальная эффективность, эффективность управления экономическими объектами и эффективность организации муниципального управления. В качестве измерителя общей социальной эффективности муниципального управления выступает динамика уровня и качества жизни населения [5].
Для оценки эффективности
управления необходимо периодически получать
информацию, которая характеризует
социально - экономическое положение
исследуемой территории в конкретный
момент времени. Для решения этой
задачи необходимо организовать систему
информационно-аналитического сопровождения
управленческой деятельности. Конкретным
воплощением такой системы
Качественное и количественное
изучение потенциала и динамики развития
территорий, основанного на комплексном
мониторинге социально-
Таким образом, эффективность
муниципального управления – многогранное
понятие. Она может быть измерена
только системой показателей. Для измерения
эффективности муниципального управления
требуется совокупность нескольких
методических подходов, при каждом
из которых эффективность имеет
свое качественное содержание. Поэтому
в каждом конкретном случае необходимо
обосновать и разработать систему
критериев и показателей, которая
по своей сложности
2.Анализ муниципального управления
2.1 Проблемы эффективности
муниципального управления
Проблема эффективности муниципального
управления всегда была актуальной, но
в настоящее время стала еще острее. Последствия
неверно выбранной стратегии и тактики
муниципального управления в современных
условиях становятся катастрофическими
для муниципальных образований. Жизненной
необходимостью стало уменьшение риска
принятия неверных решений путем использование
научных методов управления, широкого
использования опыта менеджмента и маркетинга,
стратегического планирования и управления.
Но вместе с тем переход на современные
методы управления, связан с определенными
трудностями.
В настоящее время местное самоуправление в Российской Федерации составляет одну из основ конституционного строя. Его положение в политической системе российского общества определяется тем, что это тот уровень власти, который наиболее приближен к населению, им формируется и ему непосредственно подконтролен, решает вопросы удовлетворения основных жизненных потребностей населения. Рационально организованные органы местного самоуправления позволят эффективно использовать местные ресурсы, снимать социальную напряженность в обществе, повышать доверие населения к власти [17].
Управленческие проблемы
Децентрализация государственного
управления сама по себе еще не гарантирует
эффективности управления. Для построения
эффективной системы
адекватно описать объект управления;
определить цели и задачи управления;
выявить ограничения, препятствующие реализации целей и задач;
задать критерий качества управления.
На решении этих задач основывается выбор структуры и функций системы управления.
Рассмотрим более детально проблемы управления на уровне местной власти.
Цели и задачи управления
Целью любого уровня власти является обеспечение достойной жизни людей. Задачи местного самоуправления определяются как проблемами местного значения, так и полномочиями, возлагаемыми на органы местного самоуправления государством.
Цели и задачи органов местного самоуправления являются необходимой составной частью планирования. Сегодня многие города осознали необходимость не только краткосрочного, но и стратегического планирования. Ряд городов уже разработало стратегические планы развития, в других городах эта работа только начинается, третьи – еще не пришли к этому.
Разработка стратегических планов развития городов сегодня не потребность в теоретических изысканиях, а насущнейшая необходимость. Не будет планирования – дома будут взрываться, школы разрушаться, больницы закрываться.
При этом целесообразно на федеральном уровне скоординировать работу по стратегическому планированию городов. Это позволит избежать многих ошибок, сэкономить средства, не будет дублирования работ. Возможным путем решения этой проблемы могло бы стать создание на федеральном уровне Института стратегии развития городов.
Ограничения, препятствующие реализации целей и задач
Низкая эффективность деятельности муниципальной власти обусловлена рядом факторов, в частности:
недостаточной и нестабильной финансовой базой;
нечетко определенными полномочиями, что касается как собственно компетенции местной власти, так и государственных полномочий, которыми наделяется местная власть;
низким уровнем квалификации муниципальных служащих.
Если недостаточность финансовой базы еще значительное время будет препятствовать местной власти нормально выполнять свои задачи, поскольку очевидно, что государство еще долго будет бедным, то ее нестабильность может быть устранена урегулированием межбюджетных отношений и совершенствованием налогового и бюджетного законодательства [10].
Компетенция местной власти
должна быть уточнена и структурирована
в соответствии с типом муниципального
образования. И это должно быть четко
зафиксировано федеральным
Что касается наделения местной
власти отдельными государственными полномочиями,
давно назрела необходимость
принятия соответствующего федерального
закона. Проект Федерального Закона "Об
общих принципах наделения
Низкий уровень квалификации
муниципальных служащих также не
является неустранимым ограничением.
Поступление на муниципальную службу
должно быть только на конкурсной основе.
При этом конкурсы при поступлении
на муниципальную службу, как и
регулярная аттестация муниципальных
служащих, должны быть не менее жесткими,
чем при поступлении в
Качество управления
Качество управления определяется, прежде всего, здоровьем и уровнем жизни людей. Критерий качества должен формулироваться исходя из объективных показателей, таких как рождаемость, смертность, продолжительность жизни, уровень доходов разных групп населения. Такая информация есть в Госкомстате, и необходимо ее использовать при оценке качества управления любого уровня власти, в частности, органов местного самоуправления.
Кроме того, качество управления определяется затратами на выполнение тех или иных функций. Необходима оптимизация расходов и методики, позволяющие оценить, насколько эффективно расходуются деньги налогоплательщиков. Подобные методики целесообразно разрабатывать на федеральном уровне, только так можно будет объективно оценивать работу местных властей, и сравнивать эффективность деятельности органов местного самоуправления различных муниципальных образований.
Финансовые проблемы органов местного самоуправления
Местное самоуправление, являясь властью наиболее приближенной к населению, к проблемам территории, на которой проживает население, оказалось наиболее финансово ущемленным в сравнении с другими уровнями власти. Неопределенность и неустойчивость полномочий органов местного самоуправления, утверждаемых на федеральном уровне, приводят к произволу по отношению к предметам ведения органов местного самоуправления со стороны государственной власти субъектов Федерации. В результате финансовые ресурсы, оставляемые местному самоуправлению, не соответствуют тому кругу задач и функций, которые стоят перед ним. В этих условиях говорить об эффективном управлении просто бесполезно.
2.2 Развитие муниципального управления:
МО «Город Йошкар- Ола»
Муниципальное образование "Город Йошкар-Ола" законом Республики Марий Эл наделено статусом городского округа.
Административным центром муниципального образования "Город Йошкар-Ола" является город Йошкар-Ола - столица Республики Марий Эл.
Структуру органов местного самоуправления городского округа "Город Йошкар-Ола" составляют:
- представительный орган - Собрание депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" (городское Собрание);
- высшее должностное лицо - глава городского округа "Город Йошкар-Ола";
- исполнительно-
Основные показатели социально-экономического развития МО «город Йошкар-Ола» (январь-сентябрь 2009г.)
Положительные тенденции:
Ввод в действие жилых домов увеличился на 9,5%;
Оборот розничной торговли увеличился на 2,3%;
Объем платных услуг населению увеличился на 2,4%;
Среднемесячная номинальная
заработная плата по организациям,
не относящимся к субъектам малого
предпринимательства
Просроченная задолженность по заработной плате на 1 октября 2009г. снизилась на 4,8% по сравнению с 1 октября 2008г.;
Число дорожно-транспортных происшествий сократилось на 13,9%, из них с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет – на 21,4%;
Уменьшилось число краж на 21,7%;
Снизилось число зарегистрированных преступлений на 18,2%;
Число родившихся в январе-августе 2009г. увеличилось на 4,8%;
Число умерших в январе- августе 2009г. уменьшилось на 4,5%;
Число браков в январе- августе 2009г. увеличилось на 3,1%;
Число разводов в январе- августе 2009г. уменьшилось на 2,7%.
Отрицательные тенденции:
Индекс промышленного производства составил 95,4%;
Объем работ, выполненный по виду деятельности “строительство”, уменьшился на 43,6 %;
Перевозки грузов, выполненные
автомобильным транспортом
Перевозки пассажиров, выполненные автобусами на маршрутах общего пользования, уменьшились на 6,7%. пассажирооборот - на 8,3%;
Перевозки пассажиров троллейбусным транспортом сократились на 12,5%;
Доля убыточных организаций увеличилась на 8,3 процентных пункта и составила 33,7%;
Финансовый результат по крупным и средним городским предприятиям за январь-август 2009 года снизился на 32,2 %;
Увеличилось число лиц, совершивших преступления, на 20,2%;
Численность официально зарегистрированных безработных увеличилась в 2,3 раза.
Промышленность
Оборот крупных и средних организаций всех видов деятельности городского округа «Город Йошкар-Ола» в январе-сентябре 2009г. составил 29356 млн. рублей, что выше января-сентября предыдущего года в действующих ценах на 3,5%. Индекс промышленного производства в январе-сентябре 2009г. по сравнению с январем- сентябрем 2008г. составил 95,4%.
Финансовая деятельность
предприятий
Финансовый результат по крупным и средним
городским предприятиям за январь-август
2009 года составил 1001,5 млн. руб. В сравнении
с аналогичным периодом 2008 года он снизился
на 32,2 %.
Информация о работе Анализ существующих модификаций муниципального менеджмента