Анализ существующей стратегии развития предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

Основная цель данной курсовой работы – изучение процесса формирования стратегии фирмы. В соответствии с целью целесообразно решить следующие задачи:
- проанализировать цель и задачи стратегии
- изучить этапы и виды стратегии
- выявить основные стратегические ресурсы
- рассмотреть разработку стратегии на конкретном предприятии.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Методические основы разработки стратегии 4
развития предприятия 4
1.1. Цели и задачи стратегического планирования 4
1.2. Стратегические ресурсы и возможности 7
1.3. Виды стратегий и схема выбора эффективной стратегии предприятия 10
Глава 2. Анализ существующей стратегии развития предприятия 13
2.1. Характеристика предприятия 13
2.2. Оценка внешней среды предприятия 14
2.3. Оценка внутренней среды предприятия 18
2.4. Метод SWOT и оценка позиции предприятия на рынке 21
Глава 3. Обоснование и выбор эффективной стратегии 24
развития предприятия 24
3.1. Выбор эффективной стратегии развития предприятия 24
3.2. Мероприятия по усилению сильных сторон и возможностей, по нейтрализации угроз и слабых сторон в работе предприятия 29
3.3. Расчет годового экономического эффекта от реализации новой стратегии 31
Заключение 34
Список литературы 35

Работа содержит 1 файл

10020410 (и) кур.р Стратегич менеджмент.doc

— 303.50 Кб (Скачать)

2.3. Оценка внутренней  среды предприятия

                      Таблица 3.

   Анализ  внутренней деятельности ПКП «Лесстрой»

Внутрифирменные действия Стимулирующее воздействие Сдерживающее  воздействие
Цена  реализации 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оптовая и розничная реализация мебели 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Предприятие закладывает 30 % норму рентабельности в цену реализации торговым посредникам и непосредственным потребителям мебели. Высокая цена реализации способствует получению максимального дохода и  покрытию издержек производства. 
 

Действующая система скидок для торгово –  посреднических фирм, приобретающих  гарнитурные наборы мебели несколькими партиями, стимулирует покупателя на приобретение большего количества мебельной продукции. Розничная торговля отдельными ассортиментными группами (непосредственно в магазинах предприятия) - столами, стульями, дверями и др. мебельными принадлежностями позволяет увеличить количество потенциальных покупателей.

Фирма имеет связи с крупными торгово–экспортными  предприятиями региона.

Фирма теряет ценовое преимущество перед своими конкурентами. Потребители имеют  альтернативу приобретения не такой  дорогой и престижной мебели у зарубежных и отечественных фирм. 
 
 
 

Оптовых покупателей мебели у фирмы мало, поскольку покупателей с очень  высоким уровнем дохода в регионе  ограниченное количество. Цена реализации и низкая доля рынка ограничивает возможности как оптовой, так и розничной торговли.  

Ассортимент 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Предоставление  услуг 
 
 
 

Реклама 
 
 
 
 
 
 

Персонал  фирмы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рентабельность  торговой деятельности 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Финансы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Продукция  фирмы представлена  мебелью различных пород дерева - ясеня, дуба, кедра и деревянной мебелью с кожаной отделкой; а также  различными принадлежностями, обеспечивающими уют и неповторимый дизайн    (светильники, навесные полки, пуфики, журнальные столики и т.п.)  

Фирма обеспечивает погрузку, транспортную доставку мебели, услуги по оформлению помещений. 
 

Фирма осуществляет рекламу мебели по ТВ, в периодических изданиях, на радио, акцентируя внимание на престижности, роскоши и удобствах, которое  создает данная продукция. 

В производстве задействован высококвалифицированный  рабочий персонал 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Руководство предприятия старается иметь  дело с фирмами, использующими все  нововведения, внедряемые в технологию изготовления мебели. Зарубежные покупатели мебели являются надежным источником пополнения финансовых ресурсов, валютной наличности. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Широкие ассортимент  и номенклатура продукции с (преобладанием  элементов роскоши, а не предметов  первой необходимости) увеличивают  издержки производства 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реклама направлена на узкий круг потребителей и является не восприимчивой для людей или предприятий, не отличающихся высоким уровнем дохода. 

Наблюдается тенденция увольнения рабочих по собственному желанию, увеличения их численности. Следовательно, имеются недостатки в стимулировании персонала. Это может привести к снижению производительности труда рабочих, рентабельности предприятия в целом.

Руководство не имеет специалистов по изучению конъюнктуры рынка, деятельность которых  позволила бы изыскать резервы повышения  конкурентоспособности предприятия 

Приведенные ниже показатели (табл.4) свидетельствуют о невысокой рентабельности ПКП «Лесстрой». Необходимо изыскивать резервы повышения рентабельности предприятия в будущем 
 
 
 

Самостоятельный предварительный анализ финансового  состояния предприятия привел к выводу, что наличие излишка продукции на складе по причине ограниченности рынков сбыта и нехватки свободных денежных средств, свидетельствуют о финансовой неустойчивости предприятия

 
 
 
 
 

                          Таблица 4

            Анализ  рентабельности торговой деятельности

Показатели 2009 г.
Объем производства, тыс. руб.

Себестоимость продукции, тыс. руб.

Прибыль, тыс. руб.

Рентабельность, %

35267

31905

3362

10,5

2.4. Метод SWOT и оценка позиции предприятия на рынке

       SWOT – матрица представляет собой анализ активов и пассивов стратегического баланса или, другими словами, исследование сильных и слабых сторон предприятия в конкурентной борьбе. Основой подобного анализа является оценка сильных и слабых сторон фирмы, ее возможностей и угроз ей,  а также выводы о положении фирмы и необходимости стратегических изменений.

   SWOT-анализ   Таблица 5.

Сильные потенциальные внутренние стороны Внешние потенциальные возможности  фирмы
Цена  направлена на получение максимальной прибыли 

Стимулирование  оптовых продаж (гибкая система скидок)

Наличие развитой торгово-промышленной сети в  Иркутской области, в р-нах Сибири, странах АТР.

Ценность  и престижность товара

Развитая  сфера услуг (услуги по погрузке, транспортировке, помощь в установке, оформлении, дизайне, гарантийный ремонт)

Обширная рекламная компания (рекламные

Ролики, печатная реклама, и др.) Квалифицированный производственный персонал

Умение  избежать в некоторой мере сильного давления конкурентов

Наличие стабильных финансовых связей

Совершенствование качества товара на основе опыта зарубежных и отечественных партнеров

Отсутствие  финансовой задолженности у  потребителей мебели

Покупатели  – платежеспособные физические и  юридические лица, приобретающие  дорогую мебель, т.е. обеспечивающие фирме определенный доход

Способность фирмы удовлетворять специфические запросы покупателей (высокие требования к интерьеру, оформлению, качеству)

   
Слабые  потенциальные внутренние стороны Потенциальные внешние угрозы
Нет четкого  стратегического направления деятельности в перспективе

Снижение  прибыли по причине  высоких цен и незначительной доли потребительского рынка

Отставание  в области рыночных исследований (потребностей покупателей, оценки деятельности конкурентов, выявления резервов)

Отсутствие  маркетинговой деятельности (отсутствие специалистов, занимающихся изучением конъюнктуры рынка)

Издержки  производства продукции выше, чем  у основных конкурентов

Нет ценового преимущества перед конкурентами

Доля  рынка – минимальная, ограничен  круг потребителей

Реклама не эффективна для значительной части потребительского рынка

Ограничены  возможности сбыта мебели

Высокие расходы по поставке оборудования, расходных материалов

Нет полных гарантий поставок оборудования в срок

Выход на рынок конкурентов с более  низкими издержками

Медленный рост целевого сегмента рынка

Высокая зависимость от потребностей и вкусов покупателей

 

       В настоящее время фирма использует стратегию рыночной ниши, основанную на дифференциации продукции, которая ставит своей целью  обеспечение представителей данного рыночного сегмента товарами и услугами, наиболее полно отвечающих  их потребностям и вкусам.

       Характерные черты данной стратегии:

  1. Стратегическая цель - узкая рыночная ниша, где покупательские нужды и предпочтения существенно отличаются от остального рынка;
  2. Основа конкурентного преимущества - не значительны затраты на обслуживание или способность предложить покупателям что –то особенное, соответствующее их требованиям и вкусам;
  3. Ассортиментный набор – удовлетворение особых нужд целевого сегмента;
  4. Производство – изготовление и реализация товара, соответствующего данной нише;
  5. Элементы маркетинга – увязка сфокусированных уникальных возможностей с удовлетворением специфических требований покупателя
  6. Поддержка стратегии – поддержка уровня обслуживания ниши выше, чем у конкурентов; задача – не снижать имидж компании и не распылять усилия.

       Анализ  и оценка возможностей и потенциальных  угроз ПКП «Лесстрой» показывает объективную необходимость корректировки  стратегического направления развития фирмы, поскольку есть риск потерять конкурентные преимущества фирмы по причине роста конкурентов, ограниченного роста целевого сегмента рынка (потенциальных клиентов фирмы), постепенного насыщения рынка мебельной продукцией с аналогичными потребительскими свойствами.

 

       

Глава 3.  Обоснование и выбор  эффективной  стратегии

развития  предприятия

3.1. Выбор эффективной  стратегии развития  предприятия

       Результаты  оценки сильных и слабых сторон организации  показали, что главной причиной невозможности  развития фирмы в будущем, являются: ограниченные возможности сбыта мебельной продукции (высокие цены на продукцию по причине увеличения ее себестоимости, минимальная доля потребительского рынка, которую занимает фирма, низкий уровень доходов у большинства потребителей, не эффективность рекламы).

       Реальной  возможностью развития организации является корректировка существующей стратегии на каждом этапе осуществления конкретных действий предприятием, учитывающая воздействие всех выше перечисленных факторов рыночной среды.

       Формирование  корпоративной стратегии предполагает определение основных стратегических установок, формирующих предназначение фирмы, ее миссию.

       Необходимо  выбрать стратегию фокусирования или определить те конкурентные преимущества, на которых необходимо сконцентрироваться. Данное понятие ввел Портер М. (Porter M. Competitive Strategy. New York, 1980). Стратегия фокусирования состоит в специализации на нуждах конкурентной группы покупателей. Цель здесь состоит в удовлетворении потребностей данного целевого сегмента лучше, чем конкурентами.

       Предлагается  выбрать  один из видов сфокусированной стратегии - стратегию широкой дифференциации.

       В данном случае, целевой сегмент будет  расширен. К этому сегменту будут  иметь отношение потребители  не только с высоким уровнем доходов, но и покупатели, занимающие значительную долю российского потребительского рынка (примерно 60 %), - граждане и юридические лица, имеющие средний уровень дохода. В общей совокупности, усилия будут направлены на удовлетворение запросов 90% потребителей мебели.

       Таким образом, миссия фирмы будет заключаться в полном удовлетворении потребностей населения и юридических лиц (не акцентируя внимание на уровне доходов) за счет производства качественной и разнообразной по цене продукции, и обеспечении на этой основе высокой прибыли фирме.

       Следуя  данной стратегии, фирме необходимо ориентироваться на решение следующих задач:

  1. ориентация на весь рынок (охват 90% потребительского рынка);
  2. добиться дифференцированных издержек производства. За счет использования в производстве сырья высокой ценности и менее ценных пород дерева предприятием при соблюдении технологии производства высококачественного товара.
  3. предоставить много разновидностей товаров, широкий выбор, сделать акцент на возможность выбора среди различных характеристик;
  4. осуществление маркетинговой деятельности.

       Маркетинг фирмы должен быть направлен на постоянный поиск путей повышения рентабельности фирмы путем:

  • периодического исследования внешней среды специалистами по изучению рыночной конъюнктуры;
  • осуществления опроса клиентов с целью учета их  вкусов и потребностей (в частности, - ценовых предпочтений и требований к качеству) перед осуществлением производства; 
  • разработки эффективной системы продажного и послепродажного обслуживания на территории предприятия;
  • проведения эффективной рекламной кампании;
  • налаживания партнерских отношений с посредническими фирмами, имеющими идентичную стратегию развития;
  • установления дифференцированных цен (эффективное ценообразование), учитывающих дополнительные издержки на дифференциацию, а также различные характеристики товара;
  • концентрации на отличительных чертах товара (одинаково высокое качество при дифференцированных ценах; роскошный и экономичный (универсальный) интерьер, и т.п.).

       ПКП «Лесстрой» должно создать себе репутацию  производственного предприятия, имеющего значительные возможности удовлетворения различных запросов покупателей.

       Осуществление указанной миссии достигается через  следование  определенной «цепочке»  целей 

       «Дерево целей» изображено на рисунке 2.

       Компания, осуществляющая диверсификацию или  проникновение в другой сегмент потребительского рынка), перед выбором типа корпоративной стратегии, вначале определяет темпы роста хозяйственной деятельности и относительную долю рынка (относительная доля рынка определяется как отношение собственной доли к доле наиболее крупного конкурента).

         Используется матрица портфеля  деловой активности, разработанная  бостонской консалтинговой компанией  ( матрица БКГ). (рисунок 3.).

       Первый  квадрант матрицы характеризует  в целом стратегию роста деятельности компании. Суть этой стратегии состоит значительном ежегодном превышении уровня целей. Характерно для динамично развивающихся отраслей (предприятий) с быстро меняющейся технологией. При этом рост может осуществляться двумя путями: внутренний рост - за счет расширения ассортимента и увеличения объема; внешний рост – за счет вертикального и горизонтального роста фирмы.  
 
 
 

         

       

         

       

       

         

       

         

       

       

Рисунок 2. -  «Дерево целей» организации 

       

       

       

         
 

         
 
 

       Рисунок 3. -    Матрица стратегических альтернатив хозяйственной деятельности компании

Информация о работе Анализ существующей стратегии развития предприятия