Анализ существующей стратегии развития предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

Основная цель данной курсовой работы – изучение процесса формирования стратегии фирмы. В соответствии с целью целесообразно решить следующие задачи:
- проанализировать цель и задачи стратегии
- изучить этапы и виды стратегии
- выявить основные стратегические ресурсы
- рассмотреть разработку стратегии на конкретном предприятии.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Методические основы разработки стратегии 4
развития предприятия 4
1.1. Цели и задачи стратегического планирования 4
1.2. Стратегические ресурсы и возможности 7
1.3. Виды стратегий и схема выбора эффективной стратегии предприятия 10
Глава 2. Анализ существующей стратегии развития предприятия 13
2.1. Характеристика предприятия 13
2.2. Оценка внешней среды предприятия 14
2.3. Оценка внутренней среды предприятия 18
2.4. Метод SWOT и оценка позиции предприятия на рынке 21
Глава 3. Обоснование и выбор эффективной стратегии 24
развития предприятия 24
3.1. Выбор эффективной стратегии развития предприятия 24
3.2. Мероприятия по усилению сильных сторон и возможностей, по нейтрализации угроз и слабых сторон в работе предприятия 29
3.3. Расчет годового экономического эффекта от реализации новой стратегии 31
Заключение 34
Список литературы 35

Работа содержит 1 файл

10020410 (и) кур.р Стратегич менеджмент.doc

— 303.50 Кб (Скачать)

       Обладание стратегическими по сути ресурсами  позволяет экономическому субъекту принципиально определить характер их использования во взаимоотношениях с внешней средой предприятия. Выражение «приспособление к новым условиям», которое часто используется для характеристики деятельности успешно развивающихся фирм, представляется не совсем удачным, поскольку он создает впечатление пассивной и направленной преимущественно на внутренние изменения экономической стратегии организации. Бесспорно, приспособляемость к изменяющимся условиям среды может быть основанием для длительного и успешного существования предприятия. Однако стратегия означает не столько следование за изменениями окружения и осуществление стратегических изменений в организации, сколько активное взаимодействие с внешней средой. Стратегически активное предприятие должно направленно воздействовать на среду, изменяя и приспосабливая ее к реализации стратегии, создавая условия для достижения стратегических целей. В определенном смысле можно утверждать, что это и будут стратегические изменения, важнейшая составная часть собственно реализации стратегии.

       Вряд  ли следует доказывать, что воздействие  на внешнюю среду не означает и  не предполагает изменение макроэкономической ситуации в стране. Оно направлено в первую очередь на формирование среды непосредственного окружения предприятия – потребителей, поставщиков, конкурентов, региональные и местные органы власти. Формы и методы этого воздействия могут быть разнообразны – реклама, выбор партнеров по бизнесу и условия сотрудничества с ними, ценовая политика, методы конкурентной борьбы и способы защиты собственных экономических интересов, влияние на органы государственной власти, привлечение средств массовой информации (в том числе создание собственных). [3, c. 200]

       1.3. Виды  стратегий и схема  выбора эффективной  стратегии предприятия

       Существует  четыре основных типа стратегий:

  1. Стратегия ограниченного роста. Для нее характерно установление целей от достигнутого, скорректированных с учетом инфляции. Этой стратегии, как правило, придерживается большинство фирм, в силу того, что это наиболее легкий, удобный, наименее рискованный способ действий. Выбор этой стратегии наиболее эффективен для зрелых, стабильно развивающихся отраслей.
  2.   Стратегия роста. Суть состоит в значительном ежегодном превышении уровня целей. Характерно для динамично развивающихся отраслей с быстро меняющейся технологией. При этом рост может осуществляться двумя путями: внутренний рост - за счет расширения ассортимента и увеличения объема; внешний рост – за счет вертикального и горизонтального роста фирмы.
  3. Стратегия сокращения роста. Уровень целей устанавливается ниже достигнутого в прошлые периоды. Ее называют стратегией «последнего средства». Сокращение может осуществляться следующими путями:
  • ликвидация фирмы;
  • отсечение лишнего;
  • сокращение и переориентация производства.
  1. Комплексная стратегия. Включает в себя сочетание предыдущих 3-х стратегий. Выбирается крупными фирмами, действующими в нескольких отраслях. [5, c. 213]

       На  стратегический выбор влияют разнообразные  факторы. Наиболее важны:

  1. Фактор риска. Оценка оправданности риска проводится по трем направлениям:

       Реалистичность  предпосылок, заложенных в основу выбора стратегии; к каким негативным последствиям для фирмы может привести провал стратегии; оправдывает ли возможный положительный результат риск потерь от провала в реализации стратегии.

  1. Знание прошлых стратегий. Стратегия определяется на основании опыта разработки стратегий организации в прошлом, учитываются прошлые ошибки в разработке  стратегии.
  2. Мнение владельцев фирмы.
  3. Время. Рассчитывается оптимальное время для реализации выбранной стратегии;  подходит ли для организации такой срок реализации стратегии. [7, c. 127]

             Для эффективного выбора стратегической альтернативы была разработана методика анализа Бостонской консультационной фирмой. Производится анализ на основе сравнения доли фирмы на рынке и темпов роста хозяйственной деятельности (рис. 1). 
 
 

       

         

       

         
 

         
 

       Рисунок 1. - Выбор    стратегической альтернативы на основе анализа доли фирмы на рынке и темпов роста хозяйственной деятельности.

       В первом случае, при высокой доле рынка, занимаемой организацией, и значительных темпах роста производства выбирается стратегия роста.

       Второй  случай – высокие темпы роста  производства, но фирма занимает небольшую  долю рынка. Выбор стратегии наиболее сложен. Если захватить большую долю на рынке, можно ориентироваться  на стратегию роста. При устойчиво  низких темпах роста можно выбрать стратегию сокращения роста.

       Третий  случай – фирма аккумулирует все  средства. Используется стратегия ограниченного  роста.

       Последний вариант – при низких темпах роста  и низкой доли фирмы на рынке принимается  стратегия сокращенного роста. [8, c. 187]

 

   

Глава 2. Анализ существующей стратегии развития предприятия

2.1. Характеристика предприятия

       Производственно – коммерческое предприятие «Лесстрой» зарегистрировано Администрацией Центрального района г. Хабаровска в 1995 году. Организационно-правовая форма предприятия – Общество с ограниченной ответственностью.

       Миссия  предприятия заключается в более полном удовлетворении потребностей граждан и юридических лиц в мебельной продукции, работах и услугах, а также интересов участников общества путем получения прибыли.

       Для выполнения своей цели ООО «Лесстрой» осуществляет различные виды деятельности в сфере оказания услуг, торговли, производства, в других отраслях, как  на территории РФ, так и за рубежом. Предметом (задачами) деятельности Общества является:

       - осуществление производственной  деятельности в сфере лесозаготовок,  деревообработки, мебельных  и  биохимических производств;

       - разработка схемы перспективного  развития переработки древесины;

       - изучение уровня технического  и технологического состояния предприятий деревообрабатывающей отрасли, разработка совместно с предприятиями мероприятий по его усовершенствованию, участие в осуществлении данных мероприятий;

       - изучение состояния использования  сырья, материалов, подбор и разработка  технологических процессов и оборудования, повышающих полезный выход готовой продукции с сохранением заданных качественных показателей, участие в осуществлении предложенных мероприятий; осуществление подбора прогрессивного оборудования, как отечественного, так и зарубежного, оказание помощи в его привязке, монтаже, наладке, освоении;

       - выполнение экспертиз технических  проектов, разработанных проектными  организациями и выдача заключений;

       - осуществление посреднических функций  по изысканию поставщиков сырья,  прогрессивных механических материалов, обеспечение совместно с предприятиями-заказчиками их поставки;

       - создание производственно-торгового  комплекса;

       - введение торгово-закупочной, посреднической  деятельности;

       - организация оптовой, розничной,  комиссионной торговли, в том числе продуктов питания, промышленных товаров;

       - проведение строительных, ремонтных,  оформительских, дизайнерских работ;

       - ведение ВЭД;

       -  другая деятельность, в соответствии  с Уставом предприятия.

       Основной  целью деятельности фирмы является  получение прибыли.

2.2. Оценка внешней  среды предприятия

                          Таблица 1.

              Общий анализ внешней  среды

Факторы прямого воздействия Стимулирующее воздействие Сдерживающее  воздействие
1.Микросреда 

1.1.

Производство

Предприятие постоянно  совершенствует технологии переработки  древесины и изготовления мебели из ценных пород дерева: использует опыт передовых производителей мебели, закупает модернизированное оборудование; использует труд квалифицированных рабочих; разрабатывает более высокие стандарты качества  продукции. Производство мебели из натурального дерева – дорогостоящее, - используется ценное сырье, имеющееся в ограниченных количествах,  дорогостоящее оборудование.

Значительны транспортные расходы на поставку средств  производства (транспортные тарифы на доставку объемных грузов по железной дороге очень высоки).

Имеют место несвоевременные поставки груза (не все поставщики могут гарантировать  своевременность выполнения заказа по объективным экономическим причинам)

1.2. Потребители  (рынки сбыта) Основные потребители  мебельной продукции фирмы – физические лица с высоким уровнем дохода и крупные отечественные фирмы (Иркутская обл.) и зарубежные потребители (Китай, Япония, Сингапур). Данные потребители оплачивают счета всегда в срок и могут позволить себе приобрести мебель по высокой цене. Также с их стороны поступают заказы  не только на поставку мебели, но и на услуги по дизайну, что также приносит дополнительный доход. Потребители с  высоким уровнем дохода занимают небольшой сегмент отечественного потребительского рынка  (примерно 10 % - физические лица, примерно 30 % -преуспевающие, платежеспособные предприятия на весь регион).

Постепенное насыщение потребительского рынка  данными товарами и отсутствие прироста доходов у большинства населения  и предприятий не могут способствовать дальнейшему развитию фирмы, росту рентабельности.

1.3. Конкуренты   Основными конкурентами фирмы являются фирмы – производители  Дальневосточного региона и производители  Китая, поставляющие относительно недорогую  мебель, чьи коммерческие усилия направлены на потребителей, имеющих средний уровень дохода. Более дорогостоящая, элитная продукция   зарубежных производителей Кореи, Японии и др. западных стран, занимает 80 % рынка мебельной товаров. Цены этих конкурентов несущественно отличаются от стоимости мебели данного предприятия.
1.4.Рыночная  инфраструктура Территория  Сибири является торговым центром. Здесь  развитая сеть транспортных дорог, ж\д  путей, развит речной транспорт. Имеется  рынок торгово – экспортных компаний, осуществляющих реализацию лесоматериалов зарубеж. Близость потребителей, партнеров по бизнесу, наличие природных ресурсов создают благоприятные условия для торговли. Рост  тарифов на  транспортные услуги, близость зарубежных конкурентов, наличие  также местных конкурентов отрицательно влияет на деятельность фирмы «Виком»

                          Таблица 2.

Анализ  внешней среды

Факторы внешней среды косвенного воздействия Стимулирующее воздействие Сдерживающее  воздействие
1.Макросреда 

1.1.Экономическая  составляющая 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2.Технологическая  компонента

 
Развивается частный сектор экономики, создаются  и развиваются частные совместно  с зарубежными фирмами предприятия; персонал которых имеет достаточно высокий уровень дохода, то есть, они являются реальными клиентами  фирмы.

Снижается налоговое «бремя» – реализуются законопроекты по оптимизации налогообложения для всех экономических субъектов (в частности, предусматривается снижение налога на доходы с дивидендов, и др. меры)   
 
 
 
 
 
 
 

Развитие  технологий качественной лесозаготовки (лесосечных работ) и обработки древесины способствует повышению качества продукта. Использование труда высококвалифицированных рабочих (смежников) позволяют оптимально построить технологический процесс, связать технологически разнородные работы.

 
Рост  инфляции при неизменно установленном  минимальном уровне заработной платы не способствует повышению уровня жизни населения и накоплению средств.

Высокий уровень безработицы при неравном соотношении предложения и спроса на рабочую силу, уменьшает долю населения, имеющего стабильный и, тем  более, высокий доход. То есть сокращается круг потребителей продукции.

Рост  курса доллара и обесценивание  рубля приводит к росту цен  на сырье и материалы, транспорт  и др., и в результате, на цену продукции. То есть высокая цена снижает конкурентоспособность  товара.

Не стабильность экономики России уменьшает возможности  сотрудничества с зарубежными партнерами (сокращаются зарубежные инвестиции и др.)

 
 
Политико –  правовая компонента 
 
 
 
 
 
 

1.4.Социально  – культурная компонента  
 
 
 

1.5. Физическая  компонента (состояние трудовых ресурсов)

Федеральный закон  от 08.02.09 г. № 14 –ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» определяет правовое положение ООО, права и обязанности его участников, порядок создания, реорганизации и ликвидации общества.  

Отношение общества к роскоши всегда было положительным. Зажиточные группы людей ценят мебель, произведенную из пород дерева высокого качества.

Существует  всеобщая проблема для хозяйствующих  субъектов в части отсутствия проектов поддержки предприятий  в случае их банкротства (нет льгот по отсрочке платежей, практически не осуществляются государственные инвестиции в промышленность, и т.п.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Превышение  численности населения пенсионного  возраста над численностью молодежи говорит об ограниченности трудовых ресурсов.

Неприспособленность многих граждан и отрицательное  отношение к рыночным отношениям, является ограничивающим фактором в  развитии предпринимательства, создании новых идей.

Информация о работе Анализ существующей стратегии развития предприятия