Анализ существующей стратегии развития предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

Основная цель данной курсовой работы – изучение процесса формирования стратегии фирмы. В соответствии с целью целесообразно решить следующие задачи:
- проанализировать цель и задачи стратегии
- изучить этапы и виды стратегии
- выявить основные стратегические ресурсы
- рассмотреть разработку стратегии на конкретном предприятии.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Методические основы разработки стратегии 4
развития предприятия 4
1.1. Цели и задачи стратегического планирования 4
1.2. Стратегические ресурсы и возможности 7
1.3. Виды стратегий и схема выбора эффективной стратегии предприятия 10
Глава 2. Анализ существующей стратегии развития предприятия 13
2.1. Характеристика предприятия 13
2.2. Оценка внешней среды предприятия 14
2.3. Оценка внутренней среды предприятия 18
2.4. Метод SWOT и оценка позиции предприятия на рынке 21
Глава 3. Обоснование и выбор эффективной стратегии 24
развития предприятия 24
3.1. Выбор эффективной стратегии развития предприятия 24
3.2. Мероприятия по усилению сильных сторон и возможностей, по нейтрализации угроз и слабых сторон в работе предприятия 29
3.3. Расчет годового экономического эффекта от реализации новой стратегии 31
Заключение 34
Список литературы 35

Работа содержит 1 файл

10020410 (и) кур.р Стратегич менеджмент.doc

— 303.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

       Стратегия распадается на множество конкурентоспособных действий и подходов к бизнесу, от которых зависит успешное управление фирмой. В общем смысле стратегия — это план управления фирмой, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей. Управляющие (менеджеры) разрабатывают стратегии, чтобы определить, в каком направлении будет развиваться компания, и принимать обоснованные решения при выборе способа действия. Выбор менеджерами конкретной стратегии означает, что из всех возможных путей развития и способов действия, открывавшихся перед компанией, решено выбрать одно направление, в котором она и будет развиваться. Без стратегии у менеджера нет продуманного плана действий, нет путеводителя в мире бизнеса, нет единой программы достижения желаемых результатов.

       План  управления фирмой охватывает все основные функции и подразделения: снабжение, производство, финансы, маркетинг, кадры, научные исследования и разработки. Каждому отведена определенная роль в этой стратегии. Сделать стратегический выбор — это означает связать бизнес-решения и конкурентоспособные действия, собранные по всей компании, в единый узел.

       Основная  цель данной курсовой работы – изучение процесса формирования стратегии фирмы. В соответствии с целью целесообразно  решить следующие задачи:

       - проанализировать цель и задачи  стратегии

       - изучить этапы и виды стратегии

       - выявить основные стратегические ресурсы

       - рассмотреть разработку стратегии  на конкретном предприятии.

       Методологической  основой данной курсовой работы явилось  наблюдение, исследование, анкетирование, изучение специальной профессиональной литературы по теме исследования.

 

Глава  1.   Методические   основы   разработки     стратегии

развития  предприятия

1.1. Цели и задачи  стратегического  планирования

       Планирование  – это управление, направленное на будущее. Цель планирования – выработка  стратегии и тактики решения  хозяйственных задач для достижения оптимальной эффективности производства. Планирование призвано исключить глубокие хозяйственные диспропорции и потери труда. Планирование необходимо для определения целей организации и того, что должны делать члены организации для достижения данных целей.

       Существует  два вида планирования: долгосрочное (стратегическое) и краткосрочное  планирование (реализация стратегии).

       Важнейшее стратегическое планирование связано  с решением кардинальных вопросов в  деятельности организации, разработки стратегии для достижения цели организации.

       Задачи  стратегического планирования заключаются  в способах реализации стратегического  плана организации.

       Процесс реализации стратегии заключается  в следующем:

  1. на основе определенной стратегии необходимо разработать систему оперативного планирования (краткосрочные планы);
  2.    разработать программы действий в рамках выработанной стратегии;
  3.   осуществить планирование по целям;
  4.   провести оценку планов – сравнить результаты, достигнутые фирмой, с заданными целями; оценка может осуществляться как в процессе планирования, чтобы скорректировать действия, так и в завершающем этапе стратегического планирования для оценки всех этапов плана. [4, c. 127]

       Основные  этапы стратегического планирования:

  1. Определение миссии организации.

       Миссия организации - это основная общая цель организации, четко выражающая причины ее существования. Миссия организации является основным ориентиром в деятельности и логическим обоснованием выбора всех управленческих решений  в организации. Формулировка миссии должна содержать: а) задачи фирмы, с точки зрения ее основных услуг или видов производства; ее основных рынков и ее  основных используемых технологий; б) описание внешней среды по отношению к фирме; в) культуру организации.

  1. Определение целей организации.

       При этом процесс определения целей  организации должен исходить из общей  миссии организации.

  1. Этап оценки и анализа внешней среды.

       Нужно не только исследовать влияние факторов внешней среды (общих рыночных факторов), но и дать их оценку, т.е. нужно определить, как каждый из факторов будет влиять на развитие организации.

  1. Этап управленческого обследования слабых и сильных сторон организации, т.е. это оценка слабых и сильных сторон организации. [5, c. 187]

       Современная теория менеджмента рекомендует  осуществлять управленческое обследование слабых и сильных сторон организации по следующим направлениям:

  1. По маркетингу: а) необходимо исследовать долю рынка и конкурентоспособность организации, определить желательную долю рынка; б) исследовать разнообразие и качество ассортимента изделий или услуг; в) осуществить рыночные исследования и разработки; г) исследовать продажное и послепродажное обслуживание; д) исследовать эффективность сбыта и рекламы.
  2. По финансам: некоторые выступают за необходимость анализа финансовой деятельности, а некоторые – против. Сторонники этого направления деятельности считают, что данный анализ выявляет симптомы проблемы внутри организации; при этом дается количественная оценка сильных и слабых сторон организации. По их мнению, многие тенденции финансовой деятельности остаются устойчивыми; цифры всегда оказываются более определенными, чем слова. Противники использования такого анализа считают, что из прошлого опыта невозможно составить проекцию будущего; финансовые данные подвержены субъективной интерпретации; быстрые изменения в технологии, рынках, экономике часто делают текущую финансовую информацию бесполезной; анализ финансовой деятельности всегда отражает прошлое. [4, c. 119]
  3. По производству. Основные базовые вопросы:

       - можем ли мы производить наши товары по более низким ценам, чем наши конкуренты, если нет, то почему;

  • какой доступ мы имеем к новым материалам и зависим ли мы от поставщиков;
  • является ли наше оборудование современным;
  • рассчитаны ли наши закупки на снижение величины материальных затрат и снижение времени реализации заказа;
  • подвержена ли наша продукция сезонным колебаниям спроса;
  • можем ли мы обслуживать те рынки, которые недоступны нашим конкурентам;
  • обладаем ли мы эффективной системой контроля качества;
  • насколько эффективно мы спланировали процесс производства.
  1. По человеческим ресурсам. Ряд вопросов нужно исследовать:

       - какие бы мы с вами дали  характеристики типов сотрудников,  которые работают сейчас на  предприятии, и что от них  потребуется в будущем;

  • каковы компетентность  и подготовка высшего руководства;
  • насколько эффективна действующая у нас система вознаграждения;
  • есть ли у нас преемственность руководящих должностей;
  • эффективна ли у нас система подготовки и повышения квалификации руководящих кадров;
  • имеем ли мы потерю ведущих специалистов, если да, то почему;
  • как часто мы проводим анализ оценки деятельности персонала.
  1. По культуре и образу корпорации.

             В процессе анализа  сильных и слабых сторон мы должны осуществлять взвешивание этих сторон, чтобы определить те зоны, которые  требуют немедленного вмешательства, т.е. которые нужно срочно  изменить. Определить те зоны, которые могут подождать. [3, c. 198] Выявить те зоны, на которые мы можем опираться, чтобы использовать преимущества внешних факторов.    

       1.2. Стратегические  ресурсы и возможности

       В последние годы значительно изменилась парадигма разработки стратегии  фирмы. Если раньше считалось, что стратегия  должна быть известна лишь узкому кругу  высших руководителей и не должна предаваться гласности, то в наши дни отдается предпочтение открыто сформулированной. Стратегия должна быть делом не только руководства фирмы, но и всех ее рядовых сотрудников.

       Представляется, что экономическая масса и  мобильность определяются в первую очередь ресурсами предприятия. В различных сферах экономики они различаются как по объему, так и по содержанию. Именно недостаток ресурсов – финансовых, материально-технических, информационных, интеллектуальных – не позволяет экономическим субъектам успешно разрабатывать и реализовывать корпоративную стратегию даже подчас в самых благоприятных внешних условиях.

       Роль  ресурсов в стратегическом менеджменте  принципиально важна не только потому, что без них субъект не достигнет  стратегической цели. Ресурсы – это потенциал организации. Их стратегическое значение состоит, во-первых, в заключающихся в них возможностях разрабатывать оптимальную для субъекта стратегию (источник формирования), во-вторых, в принципиально возможном воздействии на внешнюю среду предприятия (характер использования), в-третьих, в специфически стратегической постановке целей субъекта (направления действия).[9, c. 212]

       В большинстве публикаций справедливо  указывается, что выработка и  реализация стратегии предприятия  требуют больших затрат ресурсов. С одной стороны, это позволяет  большинству экономических субъектов ставить вопрос о стратегии лишь в схоластически теоретическом плане, с другой – именно поэтому совершаются крупные стратегические ошибки. Далеко не все фирмы способны одинаково точно избрать стратегически выгодный для себя рынок. Ошибочно оценивая свои потенциальные возможности стабильно действовать в течение длительного времени, они оказываются, по существу, в чуждой для них стратегической зоне хозяйствования. Причем в данном случае речь идет не просто об обладании ресурсами или возможностях их приобретения. Огромное значение имеет качество менеджмента, его способность стратегически рационально сочетать эти ресурсы, увязывать их с очевидной компетенцией организации. Отсюда важнейшая характеристика «стратегичности» субъекта – находить адекватную имеющимся ресурсам рыночную нишу и действовать в ней. [3, c. 239]

       Разработка  стратегии предприятия не ограничивается затратами материальных и финансовых ресурсов, а также времени. Огромное значение имеют информационные и  интеллектуальные ресурсы. Разработка и реализация стратегических решений предполагают обладание огромной информацией – собираемой, систематизируемой и анализируемой в течение всего времени ведения бизнеса. Без информации нет стратегии, но информационные ресурсы предприятия тесно связаны с интеллектуальными – предприятие должно располагать кадрами, которые в состоянии не просто разработать очередной бизнес-план по одной из методик, но определить тенденции развития внешней среды, перспективы того или иного бизнеса, сформулировать направления развития организации, обосновать необходимость концентрации средств в стратегических целях.

       Особо следует обратить внимание на организационно-структурный стратегический потенциал предприятия. Элементарная и функциональная оргструктуры большинства экономических субъектов перегружают высшее руководство решением текущих задач, не позволяя в должной степени сосредоточиться на стратегических проблемах организации. Если добавить к этому характерное для российского менеджмента нежелание «делиться» правами с подчиненными, то станет ясно, почему многим руководителям объективно не хватает стратегической направленности действий.

       Переход к дивизиональной оргструктуре (она  характерна, например, для крупных  коммерческих банков), повышая гибкость и адаптивность организации и создавая возможности концентрации внимания высшего руководства на стратегических вопросах, вместе с тем создает определенные трудности с точки зрения стратегической совместимости отдельных подразделений. Хотя трудности разработки и реализации стратегии есть и в более развитых оргструктурах, общий вывод бесспорен – их стратегический потенциал существенно различается. Поскольку оргструктура предприятия не должна быть более сложной, чем это необходимо исходя из его размера, характера деятельности, технологии и территориального размещения, то большинство российских (да и западных) экономических субъектов функционируют в рамках простых оргструктур. При этом стратегические аспекты функционирования оргструктуры остаются для них в тени, объективно затрудняя разработку и реализацию экономической стратегии. [6, c. 177]

Информация о работе Анализ существующей стратегии развития предприятия