Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 14:52, курсовая работа
Цель данной работы – подробнее ознакомиться с понятием «мотивация», разобраться в механизмах мотивации, рассказать о значении этой функции менеджмента для построения эффективной работы всего коллектива, ведь при прочих равных с конкурентами условиях выиграет тот, у которого сотрудники будут работать лучше других, быстрее других, с удовольствием и максимальной отдачей.
Введение 3
1. Понятия мотивации. Виды мотивации 5
1.1.Потребности и ожидания 5
2. Теории мотивации 7
2.1. Теории мотивации человека 8
2.2.Внутриличностные теории мотивации 14
2.3.Процессуальные теории мотивации 24
3. Анализ стимулирования персонала в турфирме Мой мир 33
Заключение 36
Список литературы
Содержание
Введение
Основой любой организации и ее главным богатством являются люди. Было время, когда считалось, что машина, робот вытеснит человека из большинства организаций. Хотя она и вытеснила человека частично, но роль и значение человека не упали, а только увеличились. При этом человек стал не только самым ценным ресурсом организации, но и самым дорогостоящим. Хорошая организация стремится максимально эффективно использовать потенциал своих работников, создавая все условия для наиболее полной отдачи сотрудников на работе и для интенсивного развития их потенциала. Для этого и было создано понятие мотивация и как правильно нужно мотивировать работников.
К современному предпринимателю, руководителю, менеджеру предъявляются новые требования: высокая адаптация к внешним и внутренним изменениям, стратегическое видение проблем и целей, лидерство, творчество, новаторство, постоянное саморазвитие и совершенствование личности.
С развитием экономики во всем мире и ужесточении конкурентной борьбы практически во всех отраслях, становится очевидно, что процветать будут только те организации, которые поняли, как достичь заинтересованности и обязательности своих сотрудников на всех уровнях и как постоянно развивать у них способности самообучаться. Желание учиться быстрее, чем конкуренты, — единственное достойное поддержки конкурентное преимущество.
Цель данной работы – подробнее ознакомиться с понятием «мотивация», разобраться в механизмах мотивации, рассказать о значении этой функции менеджмента для построения эффективной работы всего коллектива, ведь при прочих равных с конкурентами условиях выиграет тот, у которого сотрудники будут работать лучше других, быстрее других, с удовольствием и максимальной отдачей.
Мотивация сотрудников занимает одно из центральных мест в управлении персоналом, поскольку она выступает непосредственной причиной поведения. Ориентация работников на достижение целей организации по существу является главной задачей руководства персоналом. Сегодня для эффективной деятельности организации требуются ответственные и инициативные работники, высоко организованные и стремящиеся к трудовой самореализации личности. Обеспечить эти качества работника невозможно с помощью традиционных форм материального стимулирования и строгого внешнего контроля, зарплаты и наказаний. Только те люди, которые осознают смысл своей деятельности и стремятся к достижению целей организации, могут рассчитывать на получение высоких результатов. Воспитание таких работников — задача мотивационного менеджмента. Что же представляет собой мотивация и как она влияет на организационное поведение?
Мотивация — это процесс побуждения человека к определенной деятельности с помощью внутриличностных и внешних факторов.
Существуют различные способы мотивации, из которых назовем следующие:
нормативная мотивация — побуждение человека к определенному поведению посредством идейно-психологического воздействия: убеждения, внушения, информирования, психологического заражения и т.п.;
принудительная мотивация, основывающаяся на использовании власти и угрозе ухудшения удовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований;
стимулирование — воздействие не непосредственно на личность, а на внешние обстоятельства с помощью благ - стимулов, побуждающих работника к определенному поведению.
Первые два способа мотивации являются прямыми, т.к. предполагают непосредственное воздействие на человека, третий способ - косвенный, поскольку в его основе лежит воздействие внешних факторов.
Центральное место в теории мотивации занимает понятие «мотив». Мотив - это преимущественно осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению, направленному на удовлетворение ею тех или иных потребностей. Нередко мотивы определяют и как первоначально не актуализированную готовность человека к определенному поведению. Актуализация мотива означает превращение его в главный импульс психологической активности, определяющий поведение. Какие же стороны поведения человека раскрываются в понятии мотива?
Мотив характеризует, прежде всего, волевую сторону поведения, т.е. он неразрывно связан с волей человека. Можно сказать, что мотив - это импульс и причина человеческой активности. Он представляет собой преимущественно осознанное побуждение. Несмотря на то что многие мотивы зарождаются в подсознании, тем не менее, они становятся движущей силой поведения, лишь будучи в большей или меньшей степени осознаны. Мотив порождается определенной потребностью, выступающей конечной причиной человеческих действий. Он - феномен психологии, субъективной реальности, т.е. сознания и подсознания. Хотя мотив выражает готовность к действию, побуждает к нему, он может и не перерасти в действие или поведение, в этом случае имеет место борьба мотивов, в которой побеждает и актуализируется наиболее сильный из них.
Мотивы
существуют в системном взаимодействии
с другими психологическими явлениями;
образуя сложный механизм мотивации. Он
включает в себя потребности, притязания,
ожидания, стимулы, установки, оценки и
т.д.
Исходным звеном является потребность, выражающая нужду, необходимость для человека определенных благ, предметов или форм поведения. Потребности могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе жизни и воспитания. Реальными, соотносимыми со средой формами проявления потребности выступают притязания и ожидания. Они являются следующим, после потребности, звеном механизма мотивации. Притязания представляют собой привычный, детерминирующий поведение человека уровень удовлетворения потребности. На базе одной и той же потребности могут сформироваться различные притязания и ожидания. Так, у одного человека первичная потребность в питании может быть удовлетворена с помощью дешевых бутербродов, у другого же ее нормальное удовлетворение предполагает изысканный обед в дорогом ресторане. Основываясь примерно на одинаковых притязаниях, ожидания тем не менее могут существенно различаться. Скажем, в кризисной ситуации, тогда, когда предприятие находится на грани банкротства, ожидания работников значительно ниже, чем в обычное, «нормальное» время. При разных уровнях притязаний ожидания могут различаться очень существенно. Так, ожидания вознаграждения за примерно одинаковый труд у американского и российского государственного служащего или ученого сегодня почти несопоставимы.
Разный
уровень притязаний и ожиданий работников
важно учитывать в процессе мотивации.
Так, для одного работника, привыкшего
к скромным заработкам, установление месячного
оклада, скажем, в 600 долл. будет действенным
стимулом, мотивирующим добросовестный
труд. У другого же, ранее высокооплачиваемого
сотрудника, такая зарплата вызовет недовольство
и станет демотивирующим фактором.
2.1.
Теории мотивации
человека
Поведение человека зависит от того, какие факторы заставляют его действовать, к чему он стремится, что хочет получить и какие у него для этого есть возможности. Однако даже если предположить, что все это хорошо известно (хотя это явно утопическое предположение), все равно нет гарантии того, что удастся совершенно точно понять мотивацию человека. И, очевидно, это тем более трудно сделать в ситуации, когда всего узнать о потребностях и устремлениях человека невозможно. Тем не менее, из этого никак не следует, что мотивационный процесс не может быть осознан и управляем. Существует целый ряд теорий, которые говорят о том, как строится процесс мотивации и как можно осуществлять мотивирование людей на достижение желаемых результатов.
Мы рассмотрим классификацию, в которой деление теорий осуществляется, в зависимости от предмета анализа, на три главных направления:
1)
теории, в основе которых лежит
специфическая картина
2) внутриличностные теории,
3)
процессуальные теории.
Теории первого направления исходят из определенного образа работника, его потребностей и мотивов;
второго - анализируют структуру потребностей и мотивов личности и их проявление;
третьего
- выходят за рамки отдельного индивида
и изучают влияние на мотивацию различных
факторов среды.
Теория Макгрегора
Традиционная концепция администрации (на примерах работ Файоля) основана на том, что руководство направляет и контролирует работу как всего предприятия, так и его отдельных членов. При этом предполагаются определенные базовые гипотезы о человеческой мотивации, которые МакГрегор характеризует, как «Теорию X».
Предположение о человеческой мотивации по «Теории X»
Теория X удерживала позиции в течение долгого времени (хотя обычно не в такой четкой формулировке). Это было возможно, потому что теория, без сомнения, давала объяснение некоторого человеческого поведения в организациях. Есть, однако, множество легко наблюдаемых фактов и возросшее количество исследовательских находок, которые не могут быть объяснены этими предположениями.
МакГрегор предлагает альтернативную «Теорию Y» с основополагающим принципом «интеграции» вместо направления и контроля.
Предположения о человеческой мотивации по «Теории Y»:
МакГрегор анализирует, как можно было бы применить Теорию Y в качестве основы для действующей организаций. Он особенно интересуется результатами применения этой теории к оценке производительности, заработной плате и продвижению по службе, участию и взаимоотношениям между административным и линейным персоналом. В последнем разделе он делает важное замечание, что будут возникать напряжения и конфликты между административным и линейным персоналом до тех пор, пока административный персонал будет использоваться как служба высшего управления для контроля линейного персонала (что требуется согласно Теории X). Согласно Теории Y роль административного персонала рассматривается как служба предоставления профессиональной помощи всем уровням управления.
К теории «Y» достаточно близка по своей направленности теория человеческих отношений, которую разработали Э. Мэйо, Ротлизбергер и др. Эта теория дала действенные импульсы для дальнейшего развития различных теорий гуманизации труда .
Теория человеческих отношений базируется на следующих основополагающих идеях:
■ трудовая мотивация определяется в первую очередь существующими в организации социальными нормами, а не физиологическими потребностями и материальными стимулами;
Информация о работе Анализ стимулирования персонала в турфирме Мой мир