Анализ состояния и разработка стратегии развития ЗАО «Завод Минплита»

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Целями работы являются:
1. Изучение теоретических особенностей и принципов стратегического управления и планирования на предприятии.
2. Получение практических навыков анализа системы управления и основных бизнес-процессов реально существующего предприятия (ЗАО «Завод Минплита»).

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты стратегического управления и планирования 4
1.1.Понятие и цели стратегического управления организацией 4
1.2. Сущность и этапы стратегического управления и планирования 7
2. Анализ состояния «Завод Минплита» 12
2.1. Цели и задачи анализа 12
2.2. Выбор методов исследования 12
2.3. Общая характеристика предприятия ЗАО «Завод Минплита" 12
2.4. Анализ существующей системы управления предприятия ЗАО «Завод Минплита" 15
2.4.1. Анализ организационной структуры предприятия и основных задач структурно-функциональных подсистем 15
2.4.2 Анализ основных бизнес-процессов на ЗАО «Завод Минплита» 23
2.4.3 Анализ элементов внешней среды ЗАО «Завод Минплита» 28
2.4.4. SWOT – анализ деятельности ЗАО «Завод Минплита» 29
3. Разработка стратегии развития предприятия ЗАО «Завод Минплита» и плана мероприятий по реализации стратегии 32
3.1. Определение стратегических целей и мероприятий по их достижению 32
3.2. Построение дерева целей для предприятия 34
Приложение 1 35
Приложение 2 36
Заключение 37
Список литературы 38

Работа содержит 1 файл

Страт менеджмент.doc

— 271.00 Кб (Скачать)

5. «Отгрузка  продукции потребителям»

В установленные сроки  продукция вывозится с территории предприятия либо самовывозом (транспортом  покупателя), либо центровывозом (транспортом, специально нанятым продавцом).

6. «Учет и контроль финансово-экономических показателей»

Влияние каждого из вышеописанных  процессов на финансово-экономическое  состояние предприятия  контролирует финансовая служба. Финансовой службой  также обеспечивается учет товарно-материальных ценностей и готовой продукции  на всех процесса производства продукции.

7. «Взаимодействие  с внешней средой»

Поскольку предприятие  является открытой системой, дополнительные внешние воздействия на процесс  его функционирования оказывают  действия налоговых, надзорных органов, принимаемые законы, экономическая политика правительства и т.п. Данное воздействие может быть как прямым (например, выездная налоговая проверка), так и опосредованным (изменение экологического законодательства) и может оказываться на любой стадии каждого из вышеописанных процессов. В любом случае, предприятие вынуждено реагировать на внешние воздействия для обеспечения условий успешного функционирования.

Безусловно, вышеперечисленный  перечень охватывает только самую небольшую  долю всех бизнес-процессов предприятия, однако именно путем выполнения вышеуказанной последовательности процессов реализуется основная цель предприятия – получение прибыли от реализации произведенной минераловатной продукции покупателям.

Выводы: на предприятии реализуется характерная  для торгово-промышленных предприятий последовательность бизнес-процессов, изменение которой нецелесообразно, так как данная последовательность продиктована объективной логикой функционирования каждого предприятия. Изменения возможны на более низких уровнях организации бизнес-процессов (в рамках каждого из рассмотренных бизнес-процессов, например, изменение организации складирования продукции перед отгрузкой ее потребителю, изменение порядка заключения контрактов и т.п.).

2.4.3 Анализ элементов внешней среды ЗАО «Завод Минплита»

Как отмечено на рисунке 2, к основным элементам внешней среды предприятия относятся:

1. Покупатели  продукции. В деятельности любого торгового предприятия покупатели продукции являются главным элементом внешней среды, без которого существование предприятия теряет экономический смысл. К основным покупателям ЗАО «Завод Минплита», как уже отмечалось,   поставляющие продукцию на рынки четырех Федеральных округов и Республики Казахстан.

2. Поставщики  сырья и материалов. Данный элемент внешней среды также очень важен в деятельности любого предприятия, так как именно от своевременности поставок качественного сырья и материалов, необходимых для производства продукции, зависит итоговый результат деятельности организации. При взаимодействии с поставщиками всегда существует риск возникновения экономической зависимости от них, для чего на ЗАО «Завод Минплита» успешно реализуется политика снижения рисков закупа сырья, которая заключается в поиске как минимум трех независимых поставщиков одного вида сырья.

3. Рынок труда  (рынок рабочей силы). Рынок труда, по сути, сформирован из множества «поставщиков рабочей силы». Принципиальное его отличие в том, что человеческий труд является специфическим ресурсом (его использование жестко регламентируется как законодательными нормами и из всех ресурсов предприятия он требует наибольшего внимания, так как основан на межличностном взаимодействии).  Взаимодействие предприятия с рынком рабочей силы осуществляется в форме найма персонала, взаимодействия со службой занятости, участия в социальных проектах, проведении обзоров заработной платы и т.п.

4. Конкуренты. Предприятия – конкуренты являются очень важным элементом внешней среды, так как конечный экономический эффект предприятия зависит не только от проводимой предприятием на рынке политики, но и от поведения конкурентов. ЗАО «Завод Минплита», не являясь лидером рынка, в своей ценовой политике неизбежно вынуждено следовать стратегии основных конкурентов – предприятий «Rockwool», «Isover», «Технониколь» и т.п. Взаимодействие с конкурентами осуществляется, естественно не напрямую, а в форме регулярного исследования рынка (Отделом маркетинга и рекламы проводится анализ ценовой политики конкурентов и территорий их доминирования).

5. Государственные  надзорные и налоговые органы. Поскольку предприятие является юридическим лицом, ведущим свою деятельность на территории государства РФ, оно обязано в своей деятельности исполнять все регламентирующие нормативно-правовые акты. Взаимодействие с данным элементом внешней среды осуществляется соответствующими структурами – Отделом охраны труда в части соблюдений норм охраны труда и техники безопасности, Службой персонала – в части соблюдения трудового законодательства, Бухгалтерией – по вопросам налоговых платежей и т.п.

Выводы: ЗАО «Завод Минплита» в своей деятельности взаимодействует с широким кругом элементов внешней среды. Для этого на предприятии создаются соответствующие структурные подразделения, проводятся исследования и реализуются мероприятия направленные на снижение рисков негативного внешнего воздействия.

2.4.4. SWOT – анализ деятельности ЗАО «Завод Минплита»

Состояние компании зависит  от того, насколько успешно она  способна реагировать на различные  воздействия извне. Анализируя внешнюю  ситуацию, необходимо выделять наиболее существенные на конкретный период времени факторы. Взаимосвязанное рассмотрение этих факторов с возможностями компании позволяет решать возникающие проблемы. При решении разного уровня задач необходимо также четко представлять, поддаются ли критические факторы контролю со стороны компании. Являются ли они внутренними или внешними, поддающимися изменениям усилиями компании или это внешние события, на которые компания влиять не в состоянии. Одним из самых распространенных методов, оценивающих в комплексе внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие компании можно назвать SWOT-анализ

SWOT-анализ является  необходимым элементом исследований, обязательным предварительным этапом  при составлении любого уровня  стратегических и маркетинговых  планов. Данные анализа служат базисными элементами при разработке стратегических целей и задач компании. На основании проведенного анализа основных бизнес–процессов ЗАО «Завод Минплита» и элементов внешней среды можно провести SWOT анализ в разрезе внутренних и внешних элементов (SWOT – матрица – рисунок 3).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внутренняя  среда

Сильные стороны

Слабые стороны

      1. Значительная ресурсная база, позволяющая инвестировать средства в разработку новых продуктов, техническое перевооружение (средства на накопительных расчетных счетах).
      2. Высококвалифицированный персонал, позволяющий производить качественный продукт при сравнительно невысокой стоимости оплаты его услуг (более 70% рабочих предприятия имеют квалификацию выше среднего).
      3. Хорошая техническая база (автоматизированная линия по производству минеральной ваты), позволяющая производить высококачественный продукт в соответствии с потребностями покупателей
  1. Низкое качество сервиса, отсутствие работы по претензиям покупателей, что увеличивает риски потери клиентов.
  2. Низкое качество маркетинговых исследований, отсутствие системной политики продвижения продукции, что приводит к снижению качества принимаемых управленческих решений в сфере реализации продукции.
  3. Недостатки организационной структуры и системы управления, в силу чего отдельные функциональные задачи выполняются слабо (см. выводы по анализу организационной структуры).

Внешняя среда

Возможности

Угрозы

    1. Снижение рисков срыва поставок сырья за счет заключения договоров с несколькими поставщиками.
    2. Повышение качества продукции за счет закупа нового оборудования, работающего на принципиально новой технологии.
    3. Повышение конкурентоспособности предприятия за счет улучшения качественных параметров продукции
    4. Повышение конкурентоспособности за счет запуска производства новой марки продукции «Linerock – эффект» с характеристиками выше, чем у конкурентов.
    1. Усиление конкуренции на рынке минераловатных изделий в Уральском округе за счет запуска аналогичных заводов конкурентов (“Rockwool”) в г. Троицке.
    2. Снижение интереса покупателей к продукции в связи с появлением большого количества товаров-заменителей (утеплителя  из других материалов).
    3. Непрозрачная экономическая политика государства (усиление налогового бремени – повышение ставок страховых взносов, как следствие – рост затрат и снижение рентабельности).

 


Рисунок 3. SWOT-матрица для ЗАО «Завод Минплита»

3. Разработка стратегии развития предприятия ЗАО «Завод Минплита» и плана мероприятий по реализации стратегии

3.1. Определение стратегических  целей и мероприятий по их  достижению

Исходя из проведенного анализа деятельности предприятия можно сформулировать следующие стратегические задачи:

1. Значительное повышение  качества продукции и сервиса  за счет планомерного внедрения  политик и процедур в области  качества, инвестиций и инноваций.

2. Получение конкурентного  преимущества на рынке за счет продвижения новых типов продукции.

3. Повышение качества  внутреннего менеджмента и прозрачности процессов за счет реорганизации внутренней структуры предприятия

На основании проведенного SWOT – анализа можно предложить реализацию следующих мероприятий:

Устранение  слабостей:

  1. Низкое качество сервиса необходимо исправлять за счет более внимательной работы с клиентами, обеспечения «обратной связи» и учета замечаний покупателей в дальнейшей работе. Для этого необходимо оптимизировать работу службы сервиса предприятия (принять квалифицированного менеджера по работе с клиентами, разработать отчетность, позволяющую отслеживать качество сервисных услуг и т.п.).
  2. Низкое качество маркетинговых исследований также возможно устранить за счет повышения квалификации имеющегося персонала Отдела маркетинга и рекламы или его обновления. Также возможен заказ специализированного маркетингового исследования у профильных маркетинговых агентств.
  3. Недостатки организационной структуры можно относительно быстро устранить после проведения организационного анализа и анализа бизнес-процессов предприятия. При этом будут удалены некорректная подчиненность отдельных структурных подразделений, и налажено их взаимодействие по горизонтали и вертикали организационной структуры.

Снижение риска  угроз:

  1. Для ослабления позиций конкурентов в Уральском округе необходимо пересмотреть ценовую политику предприятия в этом регионе (провести соответствующие акции со скидками), и, по возможности, заключить долгосрочные контракты с покупателями продукции.
  2. Угрозу снижения интереса покупателей к продукции в связи с появлением большого количества товаров-заменителей можно ликвидировать, сделав в рекламе продукции упор на только качества, свойственные только минераловатному утеплителю (невысокая стоимость, экологичность и т.п.)
  3. Угрозу нестабильности проводимой государством экономической политики устранить невозможно, но можно сгладить потенциальные негативные эффекты (поручить Планово-экономическому отделу совместно с бухгалтерией разработку оптимизационных налоговых схем).

Реализация  возможностей:

  1. Реализовав возможность заключения контрактов с несколькими поставщиками можно добиться от них определенного снижения цен на сырье, что позволит увеличить рентабельность предприятия.
  2. Использовав имеющиеся в наличии финансовые средства можно значительно обновить технические мощности, внедрить энерго- и ресурсосберегающее оборудование, что также позволит снизить себестоимость выпускаемой продукции и повысить рентабельность. Кроме того, производство продукции на самом современном оборудовании может стать серьезным конкурентным преимуществом в глазах потребителей, что можно использовать при проведении рекламных компаний.
  3. Конкурентоспособность предприятия можно существенно повысить за счет улучшения качественных характеристик продукции. Для этого необходимо обновить внутренние стандарты контроля качества выпускаемой продукции (это можно поручить Техническому отделу и ОТК),  а также произвести соответствующую настройку и обновление оборудования.
  4. Конкурентоспособность можно также существенно повысить путем продвижения на рынке нового вида продукции, пока отсутствующего у конкурентов – теплоизоляции сверхнизкой плотности с низкими стоимостными характеристиками.

3.2. Построение дерева целей для предприятия

В среднесрочной перспективе целью предприятия ЗАО «Завод Минплита» является получение прибыли. Данная цель, в соответствии с методом «дерева целей» может быть представлена в виде нескольких целей следующего уровня и т.д.

Предложенное для ЗАО  «Завод Минплита» «дерево целей» представлено в Приложении №2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Приложение 2

Заключение

В теоретической части  контрольной работы  были подробно изучены теоретические принципы стратегического управления и планирования на предприятии, приведены основные понятия, рассмотрены их сущность, цели и этапы реализации.

В практической части  контрольной работы был приведен подробный анализ существующей системы  управления и бизнес-процессов предприятия  ЗАО «Завод Минплита», проведен SWOT-анализ в целях определения возможных направлений развития, сформулированы основные стратегические цели и программа мероприятий по их достижению.

Цели курсовой работы выполнены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Анализ состояния и разработка стратегии развития ЗАО «Завод Минплита»