Анализ состояния и перспективы развития туризма Псковской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

В российском туризме наблюдается значительное несоответствие уровня обслуживания и пакета услуг, предлагаемых потребителю, международным требованиям и стандартам. Этому в определенной степени способствует малочисленность гостиничных предприятий и специализированных средств размещения, число которых постоянно уменьшается. В 1999 г. из общего числа гостиниц (3386) 2750, т.е. 81,2%, не имели соответствующего сертификата качества. Также наблюдается и слабая профессиональная подготовка работников индустрии туризма. Это в конечном итоге приводит к утечке капиталов из России.

Содержание

Введение………………………………………………….....................................2



Отрасль туризма как объект управления и планирования:

1.Сущность отрасли туризма и её роль в экономике………………………….4

2. Классификация видов туризма……………………………………………….8

3. Этапы развития и реформирования отрасли туризма……………………..12

4. Нормативно-правовая база регулирования отрасли………………………14

5. Функции органов управления по обеспечению текущего функционирования и развития отрасли………………………………………19


Практическая часть

Анализ состояния и перспективы развития туризма Псковской области:

1. Анализ потенциала развития туризма……………………………………..22

2. Анализ туристских потоков………………………………………………..27

3. Анализ доходов и расходов от туристской деятельности………………..29


Заключение…………………………………………………………………….31


Список использованной литературы………………………………………...33

Работа содержит 1 файл

туризм.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

    2.Классификация  видов туризма.

    Классификация в туризме обозначает выявление  его отдельных форм и видов  в зависимости от основного показателя - критерия. Как всякая другая классификация, классификация видов туризма помогает более досконально изучить развитие туризма, его видоизменения и основные тенденции. Но туризм сложное и многоплановое понятие. Очень сложно выделить формы и виды туризма в их чистом виде, поэтому нет в мире единой классификации. Те, что существуют, имеют некоторые расхождения, но в целом между собой согласуются.

    Туризм  можно классифицировать по разным критериям:

  1. По цели поездки.

    Этот  критерий имеет решающее значение, потому что именно цель поездки больше всего влияет на формирование тура и организацию туристического обслуживания. Путешествуя, турист может ставить перед собой несколько целей, но только одна  из них будет доминирующей.

    В зависимости от цели отличают следующие  туризма:

    a) Познавательный или культурно-развлекательный. Включает поездки людей в целях ознакомления с природными, историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, общественным строем, жизнью и традициями народов в посещаемой стране. Познавательные цели могут совмещаться с целью отдыха.

    b) Деловой. В основе этого вида туризма лежит необходимость выполнения служебных или профессиональных задач. Поездки с деловыми целями рассматриваются как одна из важнейших составных частей современного туристического обмена. К деловому туризму относятся поездки делегаций или отдельных лиц для участия в международных переговорах, совещаниях, праздниках, коронациях, церемониях вступления в должность глав государства и правительств. Но в число туристов не включаются дипломатические работники посольств и консульств, сотрудники торговых представительств и других организаций, которые работают за границей.

    К разновидности делового туризма  относятся поездки для участия  или посещения национальных и  международных выставок и ярмарок, поездки в составе специализированных групп по профессиям. За последние годы спрос на такие поездки постоянно растет. По своему характеру они приближаются к познавательным поездкам, но специальная программа посещения различных объектов и предприятий, а также однородный профессиональный состав группы предопределяет целесообразность выделения таких поездок в отдельную разновидность такого туризма. Развитие делового туризма в первую очередь связанно с интернационализацией бизнеса, который в последнее время захватывает крупнейшие компании мира.

    c) Этнический. Цель этого туризма - посещение родственников, места рождения своего или родителей. Особое значение данный вид туризма имеет для стран, часть населения которых проживает за границей - Польша, Венгрия, Югославия.

    d) Религиозный.  Религиозный туризм (паломничество) является одним из самых старых видов туризма и представляет собой передвижения людей к «святым местам» с целью посещения храмов  и монастырей в дни религиозных праздников или для замаливания грехов. Зарождение паломничества связанно с формированием в мире основных религиозных течений. Паломничество, как и туризм вообще, бывает внутренний (в пределах отдельной страны) и международный. Паломники оставляют в стане пребывания существенную долю взятых в дорогу денег. Кроме того, паломничество дает заработок многим тысячам местных жителей. Центрами религиозного туризма являются: Мекка, Медина, Иерусалим, Ватикан и другие города и местности.

    e) Спортивный.  Спортивный туризм - это поездки для участия в различных спортивных состязаниях. Спортивный туризм подразделяется на две  разновидности: активный - поездка и пребывание в посещаемом месте для непосредственного участия в спортивных соревнованиях и пассивный - когда поездка и пребывание осуществляются для участия в спортивных соревнованиях в качестве зрителя.

    f) Рекреационный. Рекреационный туризм или отпускной - это передвижение людей в свободное время в целях отдыха, необходимого для восстановления физических и душевных сил человека. Для многих стран мира этот вид туризма является наиболее распространенным и массовым.

    g) Учебный. Под учебным туризмом понимают поездки с целью получения или улучшения своих знаний. Наиболее распространенные - изучения иностранного языка, так называемое «погружение» и непосредственное общение с носителями языка.

    h) Экзотический. Экзотический туризм связан с желанием увидеть, познать и почувствовать нечто необычное, не присущее повседневной жизни. Это климатические условия, необычная флора и фауна, кухня разных народов, архитектура,  национальные обычаи и др.

    i) Экологический. Экологический туризм получил наиболее широкое распространение и признание в наше время, поскольку экология с каждым днем приобретает все большее значение. Бережное отношение к природе и окружающей среде является одним из привлекательных элементов туризма. Все чаще проводятся рекламные мероприятия и туры, носящие экологический характер (например, как можно отдохнуть и провести время на природе не загрязняя ее и не нанося ей ущерб). Экология и туризм очень взаимосвязаны и зависимы друг от друга. Туризм возможен только в экологически чистых районах. В международной практике существует такое понятие как «синий флаг». Его присваивают экологически чистым районам. Естественно, что туристы предпочитают отдыхать именно в этих местах, т. к. ничто не угрожает их здоровью.

    2. По способу передвижения.

    - пешеходный туризм;

    - велосипедный туризм;

    - конный туризм;

    - альпинизм;

    - лыжный туризм;

    - мототуризм.

    3.  По степени использования  транспортных средств.

    Туризм  предполагает перемещение людей  из одного места в другое как внутри страны, так и за ее пределами. Путешествие с использованием стандартных видов транспорта:

    - воздушный транспорт (рейсы по расписанию, вне расписания),

    - водный транспорт (пассажирские линии и паромы, круизы),

    - сухопутный транспорт (железнодорожный, междугородние и городские автобусы, частные автомашины, прокат транспортных средств и др.)

    - использованием экзотических видов транспорта (канатная дорога, фуникулер, воздушный шар, дельтаплан и др.).

    4. В зависимости  от средств размещения  туристов различают  следующие виды туризма:

        - Туризм в отеле.

    - Туризм в мотеле.

    - Туризм в пансионе.

    - Кемпинговый туризм.

    - Туризм в туристической деревне, на турбазе и т.д.

    5. По сроку поездки.

    По  сроку пребывания поездки делятся  на:

    - продолжительные,

    - краткосрочные

    - туры выходного дня.

    6. По направленности  туристических потоков.

    Въездной - путешествия лиц по стране, постоянно проживающих в других станах.

    Выездной  - путешествие лиц постоянно проживающих в стране,  в другую страну.

    Внутренний - путешествие по стане лиц, постоянно в ней проживающих.                                                                                                         
 
 

    3.Нормативно-правовая база регулирования отрасли.

    Нормативно-правовой базой отрасли туризма служат:

    1. Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности.

    Законодательство  Российской Федерации о туристской деятельности состоит из Федерального закона N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24 ноября 1996 г., принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

    Принципами  государственной политики, направленной на установление правовых основ единого  туристского рынка в Российской Федерации являются: содействие туристской деятельности и создание благоприятных условий для ее развития; определение и поддержание приоритетных направлений туристской деятельности; формирование представлений о  Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма; осуществление поддержки и защиты российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

    2.Указ  Президента РФ ''О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации'' (с изменениями на 6 апреля 2000 года)

    В целях обеспечения условий развития в Российской Федерации индустрии  туризма как основы повышения  потенциала и конкурентоспособности  национального туристического комплекса постановляю:

      1. Одобрить прилагаемую концепцию реорганизации и развития туризма в Российской Федерации.
      2. Признать приоритетной задачей государства оказание всемерной поддержки отечественным туристическим организациям в реализации федеральной целевой программы "Развитие туризма в Российской Федерации".
      3. Одобрить инициативу Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму, Национального фонда спорта, Национальной туристской ассоциации, акционерных обществ "Интурист-Холдинг компания", "Мосинтур", "Интуртранс" и коммерческого банка развития иностранного туризма "Интурбанк" о создании финансово-промышленной группы - Национальной туристической корпорации.
      4. Правительству Российской Федерации после создания и регистрации в установленном порядке Национальной туристической корпорации рассмотреть вопрос об осуществлении в соответствии с законодательством Российской Федерации мер государственной поддержки этой корпорации, включая передачу в ее управление находящихся в федеральной собственности долей и паев в активах организаций участников корпорации, а также наделение коммерческого банка развития иностранного туризма "Интурбанк" полномочиями по финансовому обслуживанию федеральной целевой программы "Развитие туризма в Российской Федерации".

    3.  Законодательство Псковской области о туристской деятельности

    3.1 Закон ''О туристской  деятельности в  Псковской области'' № 48-ОЗ от 14 июля 1999 г.  разработан на основании Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" N 132-ФЗ от 24 ноября 1996 г. и других нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере туризма, а также общепризнанных принципах и нормах международного права и договорах Российской Федерации.

    Туризм - одна из приоритетных отраслей экономики. Цель закона - создание благоприятных условий для развития туризма, для более полной реализации прав граждан на удовлетворение духовных потребностей, на отдых и образование, развития международных и внутригосударственных туристских связей на основе взаимной выгоды, создание условий для использования культурного и природного наследия.

    Основными целями государственного регулирования  туристской деятельности на территории области являются: создание на территории области развитой туристской индустрии, соответствующей международным требованиям; создание нормативно-правовой базы для регулирования отношений в сфере туризма; формирование представления об области как территории, благоприятной для туризма; стимулирование притока туристов из других регионов России и иностранных государств на территорию области; более полное обеспечение общепризнанных прав человека, в том числе права на отдых, свободу передвижения, образование; стимулирование и развитие социального туризма; рациональное использование природного и культурного наследия области.

    Основными направлениями государственного регулирования  туристской деятельности на территории области являются: координация деятельности всех органов и организаций в  сфере туристской индустрии; лицензирование в туристской индустрии, сертификация туристских услуг и услуг средств размещения в соответствии с требованиями законодательства; осуществление налоговой политики в области, стимулирующей развитие туристской индустрии; создание единой информационной службы по всем объектам развития туристской индустрии; разработка практических мер по привлечению отечественных и иностранных инвестиций в туристскую индустрию; разработка практических мер по поддержанию отечественных производителей туристского продукта; разработка мероприятий по защите, поддержанию целостности и обеспечению охраны туристских ресурсов; создание комплексной системы подготовки квалифицированных специалистов в сфере туризма по обслуживанию туристов в соответствии с международными стандартами; развитие санаторно-курортной сети; разработка областных комплексных целевых программ по развитию туристской индустрии и обеспечение их реализации; восстановление традиционных и открытие новых туристских маршрутов; рекламная и издательская деятельность в сфере туризма.

Информация о работе Анализ состояния и перспективы развития туризма Псковской области