Анализ состояния и перспективы развития туризма Псковской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

В российском туризме наблюдается значительное несоответствие уровня обслуживания и пакета услуг, предлагаемых потребителю, международным требованиям и стандартам. Этому в определенной степени способствует малочисленность гостиничных предприятий и специализированных средств размещения, число которых постоянно уменьшается. В 1999 г. из общего числа гостиниц (3386) 2750, т.е. 81,2%, не имели соответствующего сертификата качества. Также наблюдается и слабая профессиональная подготовка работников индустрии туризма. Это в конечном итоге приводит к утечке капиталов из России.

Содержание

Введение………………………………………………….....................................2



Отрасль туризма как объект управления и планирования:

1.Сущность отрасли туризма и её роль в экономике………………………….4

2. Классификация видов туризма……………………………………………….8

3. Этапы развития и реформирования отрасли туризма……………………..12

4. Нормативно-правовая база регулирования отрасли………………………14

5. Функции органов управления по обеспечению текущего функционирования и развития отрасли………………………………………19


Практическая часть

Анализ состояния и перспективы развития туризма Псковской области:

1. Анализ потенциала развития туризма……………………………………..22

2. Анализ туристских потоков………………………………………………..27

3. Анализ доходов и расходов от туристской деятельности………………..29


Заключение…………………………………………………………………….31


Список использованной литературы………………………………………...33

Работа содержит 1 файл

туризм.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

    Оглавление

                                                                                                                                  

    Введение………………………………………………….....................................2

              

       Отрасль туризма как объект  управления и планирования:

    1.Сущность  отрасли туризма и её роль в экономике………………………….4

    2. Классификация видов туризма……………………………………………….8

    3. Этапы развития и реформирования отрасли туризма……………………..12

    4. Нормативно-правовая база регулирования отрасли………………………14

    5. Функции органов управления по обеспечению текущего функционирования и развития отрасли………………………………………19 

                   Практическая часть

       Анализ состояния и перспективы  развития туризма Псковской области:

    1. Анализ потенциала развития туризма……………………………………..22

    2. Анализ туристских потоков………………………………………………..27

    3. Анализ доходов и расходов  от туристской деятельности………………..29 

    Заключение…………………………………………………………………….31 

    Список  использованной литературы………………………………………...33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ

    Туризм  является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей мировой экономики. За быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия.

    Во  многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего  продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития. В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые.

    Значение  туризма как источника валютных поступлений, расширения международных  контактов, обеспечения занятости  населения постоянно растет.

    По  данным Всемирной туристской организации (ВТО), число прибытий в 2000 г. составило 698 млн. человек, а величина поступлений от туризма -478 млрд. долл. США. По прогнозам экспертов ВТО, число поездок в мире к 2010г. может достичь 1 млрд. туристских прибытий, из которых 546 млн. придется на Центральную и Восточную Европу, включая страны СНГ и Балтии, где туризм будет развиваться опережающими темпами по сравнению с Европейским регионом в целом.

    Туризм - один из немногих динамично развивающихся  видов отечественного бизнеса. Интерес предпринимателей к туризму объясняется рядом факторов. Во-первых, для того чтобы начать заниматься туристским бизнесом, не требуется больших инвестиций. Во-вторых, на туристском рынке вполне успешно взаимодействуют крупные, средние и малые (с небольшим количеством персонала) фирмы. При этом туристский бизнес позволяет быстро оборачивать капитал, а также (в сфере международного туризма) извлекать известные выгоды за счет валютных операций.

    Для достижения положительного баланса  между ввозимыми в страну деньгами (въездной туризм) и вывозимыми из страны (выездной туризм) необходимо всячески поддерживать и развивать внутренний туризм с тем, чтобы деньги тратились внутри страны, а не за ее пределами. Хорошо спланированная политика национального туризма приводит в конечном итоге к выгоде для страны. Если развитие туризма планируется недостаточно профессионально, может случиться так, что страна будет вкладывать в туризм больше, чем получать от него. Для того чтобы преуспеть в туристском бизнесе, требуются основанная на потребностях потребителя туристских услуг организация производства и реализации тур-продукта, хорошее знание международных правовых норм и правил, практики туристского менеджмента и маркетинга, конъюнктуры туристского рынка.

    В российском туризме наблюдается  значительное несоответствие уровня обслуживания и пакета услуг, предлагаемых потребителю, международным требованиям и стандартам. Этому в определенной степени способствует малочисленность гостиничных предприятий и специализированных средств размещения, число которых постоянно уменьшается. В 1999 г. из общего числа гостиниц (3386) 2750, т.е. 81,2%, не имели соответствующего сертификата качества. Также наблюдается и слабая профессиональная подготовка работников индустрии туризма. Это в конечном итоге приводит к утечке капиталов из России. Экономические показатели развития российского туризма далеки от желаемых. По данным Банка России, дефицит платежного баланса по статье «туристские услуги (поездки)» в 1999 г. составил около 3,2 млрд. долл. США, удельный вес экспорта туристских услуг в общем объеме экспорта товаров и услуг 4,4%, удельный вес импорта туристских услуг в общем объеме импорта товаров и услуг равнялся 13%. Общее число прибытий в Россию составило 18,8 млн. чел., при этом из стран дальнего зарубежья - 7,1 млн. чел., в том числе с целью туризма - 1,9 млн. чел. (26,8%). Из стран СНГ Россию посетили 11,7 млн. граждан, из них с целью туризма - 1,14 млн. человек (9,7%). 
 

    Отрасль туризма как объект управления и планирования:

    1. Сущность отрасли  туризма и её  роль в экономике.

    Анализ  существующих определений понятия «туризм» приводит к выводу о том, что подавляющее большинство авторов трактует туризм только с точки зрения потребителя, т.е. туризм как путешествие, предпринятое с определенной целью. На мой взгляд, необходимо рассматривать туризм и с точки зрения производителя как сферы производства и реализации туристских услуг и товаров различными организациями, располагающими туристскими ресурсами. Я предлагаем следующее определение понятия «туризм» - это специфическая отрасль экономики, включающая в себя деятельность туристских предприятий по предоставлению комплекса туристских услуг и продаже туристских товаров в целях удовлетворения потребностей человека, возникающих в период его путешествия (поездки).

    Специфика сферы туризма как отрасли  национальной экономики заключается в том, что ее продуктом является право на потребление определенного рода услуг, в то время как сами услуги создаются в других отраслях экономики.

    Традиционно в туризме выделяют три экономические функции: производственная, обеспечения занятости и создания дохода.  Некоторые ученые считают необходимым дополнить список экономических функций туризма функцией сглаживания региональных диспропорций, что является особенно актуальным на сегодняшний день, и функцией нивелирования отклонений платежного баланса. Реализация этих функций определяет место туризма в народно- хозяйственном комплексе страны. Экономические функции туризма представлены на схеме 1.

          Масштабность и  важность туризма свидетельствуют  о его принадлежности к стратегическим отраслям экономики страны, что требует  непосредственного государственного планирования, с целью обеспечения пропорциональности развития территориальных и отраслевых народнохозяйственных комплексов, обоснования политики занятости, обеспечения роста бюджетных доходов и управления состоянием платежного баланса. 

     ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТУРИЗМА

      
 

      Производственная          Обеспечения      Создания      занятости                дохода

                     населения     

    Сглаживание региональных диспропорций 

                    Нивелирование отклонений

                      платежного  баланса

    Схема 1.  Экономические  функции туризма

    Многочисленные  связи туризма с другими отраслями  экономики порождают внешние  экономические, экологические и  социально-культурные эффекты, распространение  которых зачастую находится вне  сферы контроля субъектов туристской деятельности. Государственное планирование развития туризма должно быть направлено на минимизацию негативных и увеличение положительных последствий внешних воздействий. 

    Туризм  уже давно рассматривается как  одна из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Об этом свидетельствует тот факт, что на долю туризма приходится около 10% мирового валового национального дохода.

      К началу третьего тысячелетия  на долю международного туризма  приходилось 8% общего объема мирового экспорта и 30-35 % мировой торговли услугами. Общие расходы на внутренний и международный туризм составляют 12% мирового валового национального продукта.

       Развитие туризма играет важную  роль в решении социальных  проблем. Во многих странах мира именно за счет туризма создаются новые рабочие места, поддерживается высокий уровень жизни населения, создаются предпосылки для улучшения платежного баланса страны. Необходимость развития сферы туризма способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания населения, внедрению новых средств распространения информации и т.д.

    Туризм  оказывает влияние на сохранение и развитие культурного потенциала, ведет к гармонизации отношений  между различными странами и народами, заставляет правительства, общественные организации и коммерческие структуры активно участвовать в деле сохранения и оздоровления окружающей среды.

           Современное развитие  туризма в России характеризуется  наличием глубоких противоречий  в его организационной структуре, в направленности развития, в состоянии качественных и количественных характеристик. С одной стороны, современное состояние туризма в России расценивается как кризисное, связанное с резким падением достигнутых ранее объемов предоставления туристских услуг, сокращением материальной базы туристской отрасли и значительным несоответствием потребностям населения в туристских услугах.

               С другой  стороны, отмечаются высокие темпы  строительства туристских объектов, отвечающих самым высоким мировым стандартам, значительное увеличение выездов россиян в зарубежные поездки, рост числа туристских организаций по всей территории России.

               По  прогнозу Всемирной Туристской  Организации к 2020 году Россия  может войти в первую десятку  стран - самых популярных направлений туризма. По оценке экспертов Всемирной туристической организации (ВТО), Российская Федерация занимает 15 место в мировой классификации по посещаемости иностранцами, что составляет 2,5% мирового рынка въездного туризма. Прирост в процентном отношении в 2003 году по сравнению с 2002 годом составил 6,12%.

          В настоящее время  Россию посещает порядка 17,9 млн. иностранцев  в год (в т.ч. с целью туризма  только 2,7 млн. чел. в год – 15,1% от общего объема), что составляет около 2,5% мирового потока.

          Туристический бизнес стимулирует развитие других отраслей хозяйства: строительства, торговли, сельского  хозяйства, производства товаров народного  потребления, связи и т. д.

    Данный  бизнес привлекает предпринимателей по многим причинам: небольшие стартовые инвестиции, растущий спрос на туристские услуги, высокий уровень рентабельности и минимальный срок  окупаемости затрат.

    В туристической индустрии динамика роста объемов предоставляемых  услуг приводит к увеличению числа  рабочих мест намного быстрее, чем  в других отраслях временной промежуток между ростом спроса   на туристические услуги и появлением новых рабочих мест в туристическом бизнесе минимальный.

    Несмотря  на продолжающийся туристический бум  в России, влияние индустрии туризма  на экономику страны пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли и сдерживается, в основном, отсутствием реальных инвестиций, низким уровнем гостиничного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест, дефицитом квалифицированных кадров. По самым оптимистическим подсчетам в российской индустрии туризма занят лишь один работник из 300, что в 30 раз ниже аналогичного мирового показателя.

    Неразвитость  туристической инфраструктуры, невысокое  качество сервиса, устойчивый миф о  России, как о зоне повышенного риска привели к тому, что в настоящее время на нашу страну приходится менее 1 % мирового туристского потока. Таким образом, туризм, являясь выгодной отраслью экономики, может стать при соответствующих условиях важнейшей статьей валового национального дохода России. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Анализ состояния и перспективы развития туризма Псковской области