Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 16:25, курсовая работа
В российском туризме наблюдается значительное несоответствие уровня обслуживания и пакета услуг, предлагаемых потребителю, международным требованиям и стандартам. Этому в определенной степени способствует малочисленность гостиничных предприятий и специализированных средств размещения, число которых постоянно уменьшается. В 1999 г. из общего числа гостиниц (3386) 2750, т.е. 81,2%, не имели соответствующего сертификата качества. Также наблюдается и слабая профессиональная подготовка работников индустрии туризма. Это в конечном итоге приводит к утечке капиталов из России.
Введение………………………………………………….....................................2
Отрасль туризма как объект управления и планирования:
1.Сущность отрасли туризма и её роль в экономике………………………….4
2. Классификация видов туризма……………………………………………….8
3. Этапы развития и реформирования отрасли туризма……………………..12
4. Нормативно-правовая база регулирования отрасли………………………14
5. Функции органов управления по обеспечению текущего функционирования и развития отрасли………………………………………19
Практическая часть
Анализ состояния и перспективы развития туризма Псковской области:
1. Анализ потенциала развития туризма……………………………………..22
2. Анализ туристских потоков………………………………………………..27
3. Анализ доходов и расходов от туристской деятельности………………..29
Заключение…………………………………………………………………….31
Список использованной литературы………………………………………...33
Оглавление
Введение………………………………………………
Отрасль туризма как объект управления и планирования:
1.Сущность отрасли туризма и её роль в экономике………………………….4
2. Классификация видов туризма……………………………………………….8
3.
Этапы развития и
4.
Нормативно-правовая база
5.
Функции органов управления по обеспечению
текущего функционирования и развития
отрасли………………………………………19
Практическая часть
Анализ состояния и
1. Анализ потенциала развития туризма……………………………………..22
2. Анализ туристских потоков………………………………………………..27
3.
Анализ доходов и расходов
от туристской деятельности………………..29
Заключение…………………………………………
Список
использованной литературы………………………………………...33
Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей мировой экономики. За быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия.
Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития. В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые.
Значение туризма как источника валютных поступлений, расширения международных контактов, обеспечения занятости населения постоянно растет.
По данным Всемирной туристской организации (ВТО), число прибытий в 2000 г. составило 698 млн. человек, а величина поступлений от туризма -478 млрд. долл. США. По прогнозам экспертов ВТО, число поездок в мире к 2010г. может достичь 1 млрд. туристских прибытий, из которых 546 млн. придется на Центральную и Восточную Европу, включая страны СНГ и Балтии, где туризм будет развиваться опережающими темпами по сравнению с Европейским регионом в целом.
Туризм - один из немногих динамично развивающихся видов отечественного бизнеса. Интерес предпринимателей к туризму объясняется рядом факторов. Во-первых, для того чтобы начать заниматься туристским бизнесом, не требуется больших инвестиций. Во-вторых, на туристском рынке вполне успешно взаимодействуют крупные, средние и малые (с небольшим количеством персонала) фирмы. При этом туристский бизнес позволяет быстро оборачивать капитал, а также (в сфере международного туризма) извлекать известные выгоды за счет валютных операций.
Для достижения положительного баланса между ввозимыми в страну деньгами (въездной туризм) и вывозимыми из страны (выездной туризм) необходимо всячески поддерживать и развивать внутренний туризм с тем, чтобы деньги тратились внутри страны, а не за ее пределами. Хорошо спланированная политика национального туризма приводит в конечном итоге к выгоде для страны. Если развитие туризма планируется недостаточно профессионально, может случиться так, что страна будет вкладывать в туризм больше, чем получать от него. Для того чтобы преуспеть в туристском бизнесе, требуются основанная на потребностях потребителя туристских услуг организация производства и реализации тур-продукта, хорошее знание международных правовых норм и правил, практики туристского менеджмента и маркетинга, конъюнктуры туристского рынка.
В
российском туризме наблюдается
значительное несоответствие уровня обслуживания
и пакета услуг, предлагаемых потребителю,
международным требованиям и стандартам.
Этому в определенной степени способствует
малочисленность гостиничных предприятий
и специализированных средств размещения,
число которых постоянно уменьшается.
В 1999 г. из общего числа гостиниц (3386) 2750,
т.е. 81,2%, не имели соответствующего сертификата
качества. Также наблюдается и слабая
профессиональная подготовка работников
индустрии туризма. Это в конечном итоге
приводит к утечке капиталов из России.
Экономические показатели развития российского
туризма далеки от желаемых. По данным
Банка России, дефицит платежного баланса
по статье «туристские услуги (поездки)»
в 1999 г. составил около 3,2 млрд. долл. США,
удельный вес экспорта туристских услуг
в общем объеме экспорта товаров и услуг
4,4%, удельный вес импорта туристских услуг
в общем объеме импорта товаров и услуг
равнялся 13%. Общее число прибытий в Россию
составило 18,8 млн. чел., при этом из стран
дальнего зарубежья - 7,1 млн. чел., в том
числе с целью туризма - 1,9 млн. чел. (26,8%).
Из стран СНГ Россию посетили 11,7 млн. граждан,
из них с целью туризма - 1,14 млн. человек
(9,7%).
Отрасль туризма как объект управления и планирования:
1. Сущность отрасли туризма и её роль в экономике.
Анализ существующих определений понятия «туризм» приводит к выводу о том, что подавляющее большинство авторов трактует туризм только с точки зрения потребителя, т.е. туризм как путешествие, предпринятое с определенной целью. На мой взгляд, необходимо рассматривать туризм и с точки зрения производителя как сферы производства и реализации туристских услуг и товаров различными организациями, располагающими туристскими ресурсами. Я предлагаем следующее определение понятия «туризм» - это специфическая отрасль экономики, включающая в себя деятельность туристских предприятий по предоставлению комплекса туристских услуг и продаже туристских товаров в целях удовлетворения потребностей человека, возникающих в период его путешествия (поездки).
Специфика сферы туризма как отрасли национальной экономики заключается в том, что ее продуктом является право на потребление определенного рода услуг, в то время как сами услуги создаются в других отраслях экономики.
Традиционно в туризме выделяют три экономические функции: производственная, обеспечения занятости и создания дохода. Некоторые ученые считают необходимым дополнить список экономических функций туризма функцией сглаживания региональных диспропорций, что является особенно актуальным на сегодняшний день, и функцией нивелирования отклонений платежного баланса. Реализация этих функций определяет место туризма в народно- хозяйственном комплексе страны. Экономические функции туризма представлены на схеме 1.
Масштабность и
важность туризма свидетельствуют
о его принадлежности к стратегическим
отраслям экономики страны, что требует
непосредственного государственного
планирования, с целью обеспечения пропорциональности
развития территориальных и отраслевых
народнохозяйственных комплексов, обоснования
политики занятости, обеспечения роста
бюджетных доходов и управления состоянием
платежного баланса.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТУРИЗМА
Производственная Обеспечения Создания занятости дохода
населения
Сглаживание региональных диспропорций
Нивелирование отклонений
платежного баланса
Схема 1. Экономические функции туризма
Многочисленные
связи туризма с другими
Туризм уже давно рассматривается как одна из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Об этом свидетельствует тот факт, что на долю туризма приходится около 10% мирового валового национального дохода.
К началу третьего тысячелетия
на долю международного
Развитие туризма играет
Туризм оказывает влияние на сохранение и развитие культурного потенциала, ведет к гармонизации отношений между различными странами и народами, заставляет правительства, общественные организации и коммерческие структуры активно участвовать в деле сохранения и оздоровления окружающей среды.
Современное
С другой
стороны, отмечаются высокие
По прогнозу Всемирной Туристской Организации к 2020 году Россия может войти в первую десятку стран - самых популярных направлений туризма. По оценке экспертов Всемирной туристической организации (ВТО), Российская Федерация занимает 15 место в мировой классификации по посещаемости иностранцами, что составляет 2,5% мирового рынка въездного туризма. Прирост в процентном отношении в 2003 году по сравнению с 2002 годом составил 6,12%.
В настоящее время Россию посещает порядка 17,9 млн. иностранцев в год (в т.ч. с целью туризма только 2,7 млн. чел. в год – 15,1% от общего объема), что составляет около 2,5% мирового потока.
Туристический бизнес стимулирует развитие других отраслей хозяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, связи и т. д.
Данный бизнес привлекает предпринимателей по многим причинам: небольшие стартовые инвестиции, растущий спрос на туристские услуги, высокий уровень рентабельности и минимальный срок окупаемости затрат.
В
туристической индустрии
Несмотря на продолжающийся туристический бум в России, влияние индустрии туризма на экономику страны пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли и сдерживается, в основном, отсутствием реальных инвестиций, низким уровнем гостиничного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест, дефицитом квалифицированных кадров. По самым оптимистическим подсчетам в российской индустрии туризма занят лишь один работник из 300, что в 30 раз ниже аналогичного мирового показателя.
Неразвитость
туристической инфраструктуры, невысокое
качество сервиса, устойчивый миф о
России, как о зоне повышенного риска
привели к тому, что в настоящее время
на нашу страну приходится менее 1 % мирового
туристского потока. Таким образом, туризм,
являясь выгодной отраслью экономики,
может стать при соответствующих условиях
важнейшей статьей валового национального
дохода России.
Информация о работе Анализ состояния и перспективы развития туризма Псковской области