Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 21:25, курсовая работа
Целью работы является всесторонний анализ системы управления в аспекте научных концепций.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1. проанализировать сущность и значение системы управления персоналом как науки;
2. рассмотреть научные подходы и концепции к управлению персоналом;
3. проанализировать современное состояние системы управления персоналом и тенденции развития.
Глава 3. Тенденции развития управления
персоналом на современном этапе
3.1
Кадровый менеджмент: современное
состояние
Уникальное профессиональное ядро кадрового потенциала — таково основное конкурентное преимущество любой компании, стремящейся упрочить свои позиции на глобальных рынках.
В XXI в. приоритет работы с человеком, кадровой работы, по оценке зарубежных аналитиков, обретет силу непреложного закона для успешного предпринимательства, поскольку приспособиться к непредсказуемым и нередко хаотическим переменам в рыночной среде может только высокомобильный, ориентированный на постоянное развитие персонал. Но, в свою очередь, это обстоятельство резко повысит требования ко всей кадровой работе в корпорациях.
Интенсивные изменения в сфере человеческих ресурсов (в глобальном, региональном, национальном, демографическом, отраслевом, корпоративном, профессиональном и индивидуальном измерениях), судя по имеющимся тенденциям, приобретут революционный характер, и специалистов в области кадрового менеджмента ожидает радикальный сдвиг от сложившихся профессиональных ролевых стереотипов (администратора-бюрократа и управленца, придерживающегося реактивного стиля) к принципиально новым ролям: стратега, предпринимателя и маркетолога.
Наметившиеся
изменения в корпоративном
1)
В бизнесе это следующие
-
от автономного
-
от иерархических или (и)
-
от патриархальных моделей
-
от ориентации на большие
- от безошибочной работы — к измеряемым ее усовершенствованиям;
- от закрытой организационной системы — к открытой системе.
2) В сфере человеческих ресурсов корпорации:
-
от узкой специализации и
- от спланированного карьерного пути — к информированному и гибкому выбору траектории профессионального развития;
-
от ответственности менеджеров
за развитие персонала — к
ответственности самих
- от контроля над проблемами, с которыми сталкиваются работники, — к созданию возможностей для всестороннего профессионального роста каждого работника;
-
от уклонения от обратной
-
от секретного рассмотрения
С одной стороны, эти сдвиги, затрагивая в первую очередь стратегию корпорации, превращают кадровые стратегии в ее ключевой элемент. С другой стороны, без ясно сформулированных стратегических целей корпорации и основных путей их достижения кадровая работа теряет свой смысл. И если стратегия корпорации не «артикулирована», менеджер по персоналу должен по крупицам собирать информацию о ее важнейших компонентах: ключевые факторы внешней и внутренней среды, стратегические направления, ожидаемые финансовые результаты, стратегические угрозы и риски, стратегии поведения на рынке услуг и сбыта продукции, стратегии развития производства, сегментация жизненно важных рынков и основные тенденции их переструктурирования.
Доскональное
и постоянно обновляемое знание
о состоянии дел в бизнесе,
которому посвятила себя корпорация,
становится решающим элементом профессиональной
компетентности специалиста по человеческим
ресурсам. Без этого знания невозможно
разработать и реализовать жизнеспособную
кадровую стратегию, которая должна быть
хорошо спланированным ответом на бизнес-стратегию
корпорации.
3.2
Тенденции развития управления
персоналом
Для оценки будущих направлений в эволюции управления и развития человеческих ресурсов полезно познакомиться с мнениями японских и американских управляющих крупными корпорациями.
Менеджеры 1500 компаний США о роли управления персоналом в XXI столетии:
-
планирование человеческих
-
руководитель повсеместно
-
роль функции управления
- главными критериями повышения по службе будут разнообразие и широта квалификации, умение достигать конкретных результатов, динамизм, умение работать в команде, видение и деловая этика;
-
одной из главных функции
Японские менеджеры будущее политики в области управления видят в развитии следующих направлений (% ответов):
Развитие потенциала человеческих ресурсов - 86,6
Тщательное использование потенциала ЧР - 78,9
Развитие групповой деятельности - 47,1
Акцент на развитие пожилых занятых - 42,4
Расширение разнообразия квалификаций - 38,3
Стабилизация трудовых отношений - 35,3
Обогащение труда и ротация - 33,9
Пополнение фондов мотивации - 29,6
Улучшение условий труда - 29,4
Тенденции развития управления персоналом можно свести к следующим:
1.
От управления кадрами к
- от вертикального управления, централизованной кадровой функции и отдела кадров к горизонтальному управлению, децентрализованной функции управления персоналом, вовлекающей линейное управление;
-
от планирования персонала как
реакции на производственные
планы к планированию
2.
От инструментализма кадровой
функции к стратегической роли
управления персоналом. Акцент кадровой
политики смещается с подбора
и расстановки кадров к
Когда целью является ценовая конкуренция продуктов невысокого качества, а рынок труда не может удовлетворить потребности в рабочей силе, то нужна, например, стратегия развития человеческих ресурсов с акцентом на тренинг.
Если же стратегия ставит своей целью создание новых рынков для новых продуктов с высокими ценами, часто единственным выходом является использование внутреннего рынка труда, и управление персоналом становится лучшим механизмом для обеспечения необходимого качества рабочей силы путем ее развития, мотивации и достижения баланса между целями организации и целями работников. Последние тесно связаны с компанией, и управление персоналом интегрировано в ее стратегию.
При
стратегическом подходе к управлению
человеческими ресурсами
3.
От выполнения фрагментарных
кадровых функций к вовлечению
линейного управления в
Специалист в области управления человеческими ресурсами должен быть высококвалифицированным советником и консультантом высшего менеджмента и его подчиненных, помогающим им решать общие проблемы.
4. Профессионализация функция управления человеческими ресурсами. Стратегический и интегративный характер этой функции, более широкое вовлечение линейного руководства в ее реализацию, а также повышение ее консультативного характера приводят к необходимости профессионализации управления персоналом.
Если
раньше начальником отдела кадров мог
быть практически любой
5.
Больший акцент на управление
изменениями. Поскольку
6.
Расширение и углубление
В
экономике партнерство
Партнерство и участие в принятии управленческих решений улучшают трудовые отношения и психологический климат на предприятиях. В результате работники проявляют большее понимание проблем предприятий, становятся более активными в повышении производительности труда.
Информация о работе Анализ системы управления в аспекте научных концепций