Анализ системы управления организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2011 в 15:38, курсовая работа

Описание работы

Объектом анализа в данной курсовой работе является организация ЗАО «Тандер» (магазин «Магнит»).
Предметом исследования послужила существующая в организации система управления.
Анализ системы управления организации составляет: ее внутренняя и внешняя среда, организационная культура, коммуникации, SWOT – анализ.

Содержание

Введение 5
Глава 1. Теоретические основы системы управления организации. 7
1.1. Понятие системы управления организации 7
1.2. Внутренняя среда организации. 10
1.3. Внешняя среда организации 12
1.4. Метод SWOT 18
1.5. Коммуникации в системе управления 22
1.6. Организационная культура 24
Выводы по 1 главе. 27
Глава 2. Анализ системы управления ЗАО «Тандер» (магазин «Магнит»). 27
2.1. Общая характеристика организации 27
2.2. Анализ внутренней среды организации 33
2.3. Анализ внешней среды организации 45
2.4. SWOT – анализ организации. 50
2.5. Рекомендации по совершенствованию организации. 51
Выводы по 2 главе 52
Заключение 52
Список использованной литературы 53
Приложение 54

Работа содержит 1 файл

курсовая работа менеджмент.doc

— 371.50 Кб (Скачать)

       Дореволюционная Россия славилась своими купцами и промышленниками, занимавшимися благотворительностью.

       Политическая обстановка должна изучаться для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить свою политику в жизнь. Необходимо выяснить, какие программы пытаются провести в жизнь различные партийные структуры, какие группы лоббирования существуют в органах государственной власти, какое отношение правительства к различным отраслям экономики и регионам страны, насколько стабильно правительство, насколько оно в состоянии проводить свою политику, какова степень общественного недовольства, насколько сильны оппозиционные политические структуры, могут ли они захватить власть. [3].

  1.4. Метод SWOT

       Для того чтобы успешно выживать в  долгосрочной перспективе, организация должна уметь прогнозировать то, какие трудности могут  возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Поэтому стратегическое управление, изучая внешнюю среду, концентрирует внимание на выяснении того, какие угрозы и какие возможности таит в себе внешняя среда. Чтобы успешно справляться с угрозами и действенно использовать возможности, отнюдь не достаточно только одного знания о них. Можно знать об угрозе, но не иметь возможности противостоять ей и тем самым потерпеть поражение. Также можно знать об открывающихся новых возможностях, но не обладать потенциалом для их использования и, следовательно, не суметь их использовать. Сильные и слабые стороны внутренней среды организации в такой же мере, как угрозы и возможности, определяют условия успешного существования организации. Поэтому стратегическое управление при анализе внутренней среды интересует выявление именно того, какие сильные и слабые стороны имеют отдельные составляющие организации и организация в целом.

       Суммируя  вышесказанное, можно констатировать, что анализ среды, как он проводится в стратегическом управлении, направлен  на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней  среде по отношению к организации, а также сильных и слабых сторон, которыми обладает организация. Именно для решения этой задачи и разработаны определенные приемы анализа среды, которые применяются в стратегическом управлении.

       Применяемый для анализа среды метод SWOT (аббревиатура составлена из первых букв английских слов: сила, слабость, возможности и угрозы) является довольно широко признанным подходом, позволяющим совместно провести изучение внешней и внутренней среды. Метод SWOT позволяет установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и угрозами и возможностями, которые возникают во внешней среде. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее — установление цепочек связей между ними, которыми в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.

       Рассмотрим  более подробно то, как проводится SWOT-анализ. Сначала, с учетом конкретной ситуации, в которой находится  организация, составляются список ее слабых и сильных сторон, а также список угроз и возможностей. После того как составлен конкретный список слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей, наступает этап установления связей между ними. Для установления этих связей составляется матрица SWOT, которая имеет следующий вид показанной таблицей (см. приложение 1).

       Слева выделяются два раздела (сильные  стороны, слабые стороны), в которые  соответственно вносятся все выявленные на первом этапе анализа сильные  и слабые стороны организации. В  верхней части матрицы также выделяется два раздела (возможности и угрозы), в которые вносятся все выявленные возможности и угрозы. На пересечении разделов образуется четыре поля: поле «СИВ» (сила и возможности); поле «СИУ» (сила и угрозы); поле «СЛВ» (слабость и возможности); поле «СЛУ» (слабость и угрозы). На каждом и данных полей исследователь должен рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации. В отношении тех пар, которые были выбраны с поля «СИВ», следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон организации, для того чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде. Для тех пар, которые оказались на поле «СЛВ», стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости. Если пара находится на поле «СИУ», то стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угроз. Наконец, для пар находящихся на поле «СЛУ», организация должна вырабатывать такую стратегию, которая позволила бы ей как избавиться от слабости, так и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу. Вырабатывая стратегии, следует помнить, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользованная возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент.

Или наоборот, удачно предотвращенная угроза может  создать у организации дополнительную сильную сторону в том случае, если конкуренты не устранили эту же угрозу.

       Для успешного применения методологии  SWOT-анализа окружения организации важно уметь не только вскрывать угрозы и возможности, но и уметь оценивать их с точки зрения того, сколь важным для организации является учет в стратегии ее поведения каждой из выявленных угроз и возможностей.

       Для оценки возможностей применяется метод  позиционирования каждой конкретной возможности  на матрице возможностей.

       Данная  матрица строится следующим образом: сверху откладывается степень влияния  возможности на деятельность организации (сильное влияние, умеренное влияние, малое влияние); сбоку откладывается вероятность того, что организация сможет воспользоваться возможностью (высокая вероятность, средняя вероятность, низкая вероятность). Полученные внутри матрицы девять полей возможностей имеют разное значение для организации. Возможности, попадающие на поля «ВС», «ВУ» и «СС», имеют большое значение для организации, и их надо обязательно использовать. Возможности же, попадающие на поля «СМ», «НУ» и «НМ», практически не заслуживают внимания организации. В отношении возможностей, попавших на оставшиеся поля, руководство должно принять позитивное решение об их использовании, если у организации имеется достаточно ресурсов. Похожая матрица составляется для оценки угроз. Сверху по горизонтали откладываются возможные последствия для организации, к которым может привести реализация угрозы (разрушение, критическое состояние, тяжелое состояние, «легкие ушибы»). Слева по вертикали откладывается вероятность того, что угроза будет реализована (высокая, средняя, низкая).

Те угрозы, которые попадают на поля ВР, ВК и  СР, представляют очень большую опасность  для организации и требуют  немедленного и обязательного устранения. Угрозы, попавшие на поле ВТ, СК и НР, также должны находиться в поле зрения высшего руководства и быть устранены в первостепенном порядке. Что касается угроз, находящихся на полях НК, СТ и ВЛ, то требуется внимательный и ответственный подход к их устранению. Хотя при этом не ставится задача их первостепенного устранения. Попавшие на оставшиеся поля угрозы также не должны выпадать из поля зрения руководства организации. Необходимо внимательно отслеживать их развитие.[2].

1.5. Коммуникации в системе управления

       Выполнение  управленческих функций, взаимодействие между индивидами и социальными группами осуществляются посредством коммуникации и обмена информацией. Понятие информации и коммуникации взаимосвязаны, но коммуникация включает и то, что передается, и то, как передается.

       Основным способом реализации деятельности является  осуществление коммуникаций.

       Система коммуникаций достаточно сложна и включает много разновидностей, которые можно  классифицировать по ряду    признаков. Вертикальные коммуникации предполагают обмен информацией между уровнями и в рамках самой организации. Горизонтальные коммуникации осуществляются между подразделениями одной организации, либо отдельными исполнителями, а также с деловыми партнерами.

       Коммуникации  в организации выполняют следующие  функции:

       Информационные – передача истинных или ложных сведений, предоставление необходимой информации для принятия решений, идентификации и оценки возможных вариантов решений;

       Мотивационные  - побуждение работников к исполнению и улучшению работы путем убеждения, внушения, просьб, приказов и.т.д;

       Контрольные – отслеживание поведения работников различными способами на основе иерархии и формальной соподчиненности;

       Экспрессивные – способствование эмоциональному выражению чувств, переживаний, отношения к происходящему.

       Нередко руководители недооценивают желание  работников и даже руководителей  нижнего и среднего уровней быть осведомленными о состоянии дел  на предприятии.

       Между тем результаты исследований показывают, что в числе моральных факторов, влияющих на производительность труда, сотрудники на 2-3-е место ставят гласность, информированность.

       Коммуникации  можно рассматривать как коммуникационный процесс. При этом они отражают принципы и закономерности обмена информацией между людьми, как явление – представляют установленные нормы взаимодействия между людьми в рамках организаций, соответствующих организационных форм.

       В процессе коммуникации информация передается от одного субъекта другому. При коммуникации ее участники должны быть способны видеть, слышать, осязать, а также обладать определенными навыками и определенной степенью взаимного понимания. Для управления важное значение имеет межличностная коммуникация, так как многие управленческие задачи решаются при непосредственном общении людей.

       Для осуществления процесса коммуникации используется коммуникационная сеть. Данная сеть состоит из вертикальных, горизонтальных и диагональных связей.  Существуют устоявшиеся образцы коммуникационных сетей для разных по численности групп работников.

       Их  называют «колесо», «звезда», «кружок», «цепочка», «вертушка» и т. д. они оказывают существенное влияние на деятельность организаций.

       Выбор той или иной модели для принятия решения как применяемый стиль  руководства зависит от типа задачи, времени, отпущенного на ее решение, т.е. требует ситуационного подхода.[6].

  1.6. Организационная культура

 

       Основу  деятельности людей в любой организации  составляют общие цели, интересы, ценности. Одной из главных характеристик  деятельности организации сегодня является ее культура.

       Исследование  темы организационной (корпоративной) культуры с 80-х гг. XX  в. становится одной из ключевых в мировой управленческой литературе.[5]

       Внутренняя  среда пронизывается организационной  культурой, которая является ее интегрированной характеристикой. Организационная (корпоративная) культура – это совокупность главных предположений, ценностей, традиций, норм и образцов поведения, которые разделяются членами организации и направляют их поведение на достижение поставленных целей. Она может сознательно формироваться ведущими членами организации или возникать и развиваться стихийно.

       В современных предприятиях организационная  культура должна выполнять следующие  функции:

       1) формирование определенного имиджа организации, отличающего ее от любой другой;

       2) развитие чувства общности, сплоченности всех членов организации;

       3) усиление социальной стабильности в организации;

       4) усиление вовлеченности работников в дела организации и преданности ей;

       5) формирование и контроль образцов поведения, целесообразных с точки зрения данной организации. [4]

         Организационная культура – весьма  подвижная категория, зависящая  от мирового общественного развития:  развития страны, компании и т.д.  В противоположность организационной  культуре  существует псевдоорганизационная культура, сформированная на базе гипертрофированных общественных условий, например организационная  культура террористических и мафиозных организаций, организационная культура наркобизнеса. Конечно, влияние псевноорганизационной культуры ничтожно по сравнению с естественной организационной культурой.

         Организационная культура, таким  образом, регулирует межличностные  отношения в коллективе, отношения  между руководством и подчиненными, а также деятельность в технологической  среде. Она находит отражение в стратегии и структуре предприятия. Благодаря ей все параметры в организационной жизни действуют на «автопилоте» при принятии решений, распределении власти, поведении персонала.

Информация о работе Анализ системы управления организации