Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 12:11, курсовая работа
Оценка кандидатов при приёме на работу - это одно из направлений кадровой политики, которое, в свою очередь, является ведущим фактором эффективности современных организаций и предприятий. Ведущие специалисты в этой области давно пришли к выводу, что большинство издержек в экономике связано с отсутствием научно обоснованной кадровой политики
Содержание 3
Введение 4
1. Теоретическая часть 5
1.1 Отбор и расстановка персонала как элемент кадровой политики. 5
1.2 Системы и методы оценки персонала 7
1.2.1 Структура системы оценки 7
1.2.2 Методы оценки персонала 9
1.2.3 Основные критерии оценки 13
1.3 Оценка персонала консалтинговыми фирмами 13
1.3.1 Этапы проведения 13
1.3.2 Эффективность оценки персонала 16
1.4 Типичные ошибки компаний при проведении оценки персонала 17
1.4.1 Ошибки терминологические. 17
1.4.2 Ошибки смысловые. 18
1.4.3 Ошибки инструментальные. 19
1.4.4 Ошибки легитимности. 22
1.4.5 Ошибки технологические. 23
1.5 Основные принципы и методы эффективного отбора персонала. 24
2. Оценка персонала при приеме на работу на ОАО «ЗСМК» 30
2.1.1 Определение вакансий руководителей, специалистов, служащих и рабочих. 31
2.1.2 Отбор кандидатур. 32
2.1.3 Принятие решения о приеме на работу. 37
2.1.4 Медицинское обследование. 38
Заключение 40
Список использованной литературы 42
В настоящее время никого нормативного документа, обязывающего предприятия страны действовать по определенной системе при подборе кадров, нет. Каждое предприятие в праве самостоятельно выбирать тот алгоритм оценки персонала, удобный для него. Нами же представлена общая схема, которая, как указывают специалисты, используется во многих солидных организациях страны и мира, и зарекомендовала себя как наиболее действенная.
Какую бы линию не выбрало предприятие при отборе кадров - главное это то, что оценка персонала выполнит свою генеральную (основную) цель только в том случае, если будет проводиться с соблюдением определенных принципов:
Мы уже неоднократно указывали на то, что оценка персонала – достаточно сложная в методическом и организационном плане работа. Единой универсальной методики, пригодной для решения всего комплекса задач, стоящих перед оценкой кадров просто не существует, и вряд ли она возможна.
По
этой причине чаще всего предприятие
вынуждено разрабатывать
Магура М.И. в книге «Поиск и отбор персонала» предлагает следующий ряд показателей, который бы показал эффективность процесса поиска и отбора новых работников:
При подборе кадров ни одна организация не застрахована от разного рода ошибок (по Магуре М.И.):
Специалисты
выделяют 4 возможных варианта исхода
процесса отбора.
2
Верный выбор хорошего работника | |
Ошибочный приём плохого работника |
4
Верная отбраковка плохого работника |
Варианты
2 и 4 представляют собой верное решение,
а 1 и 3 – это ошибки процесса отбора. Оба
типа ошибок чреваты убытками для организации.
Особенно велики расходы, связанные с
ошибками при приеме на работу работников,
не отвечающих минимальным требованиям
должности или рабочего места. Не следует
забывать о том, что прием на работу лиц,
значительно превышающих требования к
должности, обладающих чрезмерным уровнем
знаний или профессиональной подготовки
для выполнения конкретной работы, также
чреват потерями для предприятия. Такие
работники, как утверждают специалисты,
и показывает практика, склонны быстро
охладевать к своей работе и увольняться.
Следуя логике настоящей работы и решая поставленные задачи, необходимо рассмотреть ту модель, которая применяется в настоящий день на ОАО «ЗСМК» и оценить её, основываясь на описанных выше принципах эффективного отбора кадров.
В целом, на ОАО «ЗСМК» реализуется комплексная система отбора, которая включает в себя следующие методы:
Определение потребности в рабочей силе представляет собой начальный этап кадрового планирования.
Часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда поиск и отбор персонала заранее не планируется и осуществляется лишь в тот момент, когда руководитель сталкивается с необходимостью заполнения тех или иных вакансий. В таких случаях трудно избежать распространенных ошибок: набор недостаточного или чрезмерного числа работников определенной специальности; запаздывание в обеспечении производственного процесса необходимыми кадрами и др.
При
планировании процесса отбора следует
учитывать потребности в
Вопрос планирования численности кадров на ОАО «ЗСМК» является очень сложным.
В условиях плановой системы хозяйственная численность промышленного персонала была одним из показателей, контролируемых вышестоящим органом. В арсенале экономистов по труду имелись методы расчета численности рабочих в профессиональном разрезе: по трудоемкости выпуска продукции, по рабочим местам, по нормативам численности и нормам обслуживания. Использовались различного рода эмпирические формулы, отражающие меру влияния тех или иных факторов на численность рабочих, служащих, специалистов, руководителей данной профессиональной группы.
Плановые
расчеты численности
Этот опыт расчетов в большей степени относился к предприятию, функционирование которого было относительно стабильным на протяжении длительного периода. Это, естественно, облегчало расчеты, и их точность была вполне приемлемой.
Переход к рынку в корне меняет ситуацию. Прежде всего, снижается стабильность производства в связи:
Все
это затрудняет расчеты потребности
в персонале на ОАО «ЗСМК» и особенно на
дальнюю перспективу.
Предварительная отборочная беседа (установочное собеседование, интервью) с инспектором (специалистом) отдела кадров.
Отбор кандидатов на вакантную должность обычно начинается с предварительного интервью – обмена информацией между работником отдела кадров и претендентом на должность.
Едва ли найдется хотя бы один претендент – от ученика до менеджера крупного предприятия, который был бы принят на работу без установочного интервью.
Информация, полученная в результате предварительного собеседования, используется для того, чтобы установить, соответствуют ли навыки, способности и отношение кандидата требованиям вакантной должности.
Основная
цель первичного отбора состоит в
отсеивании кандидатов, не обладающих
минимальным набором
Предварительная беседа дает возможность отсеять неквалифицированных, незаинтересованных работников.
«Установочное собеседование представляет собой беседу кандидата с представителем отдела кадров, при которой в процессе обмена информацией, с одной стороны, осуществляется сбор данных о профиле и потенциале будущего работника: квалификации, способностях, интересах, характере, дается заключение о его мотивах и ценностных установках, анализируются способности к ведению беседы, контактированию, коммуникабельность, с другой стороны, претендент получает сведения о рабочем месте, возможных перспективах своего личного роста в случае трудоустройства и стратегии предприятия.» (определение Дураковой И.Б., «Управление персоналом». – М.: Издательство «Центр», 1998, с.130)
Данный метод отбора многие специалисты определяют как «половинчатый». Это обосновано тем, что коэффициент «объективности», «надежности», «достоверности», «прогнозированности» очень низок.
На данном этапе всегда есть опасность «упустить» подходящего кандидата и «отобрать» неподходящего.
У собеседования существует мощная субъективная основа, которая заставляет специалиста отдела кадров подключать свою интуицию и доверять собственным суждениям и предположениям.
Информация о работе Анализ системы оценки управления персоналом