Анализ профессионального развития на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 08:44, курсовая работа

Описание работы

Цель преддипломной практики – написание первой главы «Теоретический анализ профессионального развития персонала организации».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Составить план написания первой главы;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
3
Глава 1. Теоретический анализ профессионального развития персонала организации…………………………………………………….

4
Основные понятия…………………………………………….
4
Цели и задачи профессионального развития………………..
6
Концепции профессионального обучения…………………..
10
Виды обучения и их характеристика………………………...
11
Методы и формы обучения…………………………………..
13
Нетрадиционные формы обучения…………………………..
16
Оценка эффективности обучения……………………………
24
Заключение………………………………………………………………….
28
Список использованных источников……………………………………...
29
Приложение 1……………………………………………………………….
31

Проверьте названия раздела и подразделов по всей работе.

Ссылки на источники лучше давать в таком варианте, например:

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 77.73 Кб (Скачать)

Концепция специализированного  обучения, ориентированного на сегодняшний день или ближайшее будущее и имеющего отношение к соответствующему рабочему месту. Такое обучение эффективно относительно непродолжительный отрезок времени, но с точки зрения работника способствует сохранению рабочего места, а также укрепляет чувство собственного достоинства.

Концепция многопрофильного обучения является эффективной с экономической точки зрения, так как повышает внутрипроизводственную и внепроизводственную мобильность работника. Однако последнее обстоятельство представляет собой известный риск для организации, где работает сотрудник, поскольку он имеет возможность выбора и поэтому менее привязан к соответствующему рабочему месту.

Концепция обучения, ориентированного на личность, имеет целью развитие человеческих качеств, заложенных природой или приобретенных в практической деятельности. Эта концепция относится в первую очередь к людям, имеющим склонность к научным исследованиям и обладающим талантом руководителя, педагога и т.п.

 Предметом обучения  являются:

- знания – получение теоретических, методических и практических знаний, необходимых работнику для выполнения своих обязанностей на рабочем месте;

- умения – способность выполнять обязанности, закрепленные за работником на конкретном рабочем месте;

- навыки – высокая степень умения применять полученные знания на практике, навыки предполагают такую меру освоения работы, когда вырабатывается сознательный самоконтроль; способы общения (поведения), форма жизнедеятельности личности - совокупность действий и поступков индивида в процессе общения с окружающей действительностью, выработка характера поведения, соответствующего требованиям, предъявляемым рабочим местом, социальные отношения, коммуникабельность [3].

 

 

    1. ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

Различают  три  вида  обучения:

  • Подготовка  кадров – планомерное и организованное  обучение  и выпуск квалифицированных кадров  для всех  областей  человеческой  деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способами общения.
  • Повышение квалификации  кадров – обучение  их  с  целью  усовершенствования знаний,  умений,  навыков  в  связи  с ростом  требований  к  профессии  или  повышением  в  должности.
  • Переподготовка  кадров – обучение  их  в связи  с  освоением  новой  профессией  или  изменившимися  требованиями  к содержанию  и  результатам  труда [3].

Характеристика видов  обучения кадров [ссылка на источник]:

Сделайте  нормальную таблицу и оформите названия граф: виды обучения кадров; характеристика

1. Профессиональная подготовка кадров.

Приобретение знаний, умений, навыков и обучение способам общения, направленных на выполнение определенных производственных задач. Подготовка считается законченной, если получена квалификация для осуществления конкретной деятельности (обучается учащаяся молодежь).

1.1. Профессиональная начальная  подготовка.

Развитие знаний, умений, навыков и способов общения как  фундамента для дальнейшей профессиональной подготовки (например, подготовка бакалавров).

1.2. Профессиональная специализированная подготовка.

Предназначена для получения специфической профессиональной квалификации. Углубление знаний и способностей с целью овладения определенной профессией (например, специалист, магистр).

2. Профессиональное совершенствование (повышение квалификации).

Расширение знаний, умений, навыков и способов общения с  целью приведения их в соответствие с современными требованиями производства, а также для стимулирования профессионального  роста (обучаются занятые в производстве работники, имеющие практический опыт).

2.1. Совершенствование профессиональных знаний и способностей.

Приведение знаний и способностей в соответствие с требованиями времени, их актуализация и углубление. Обучаются специалисты (горизонтальная мобильность).

2.2. Профессиональное совершенствование с целью продвижения по службе.

Подготовка к выполнению качественно более высоких задач. Обучаются руководители (вертикальная мобильность).

3. Профессиональная переподготовка (переквалификация).

Получение знаний, умений, навыков  и овладение способами обучения (поведения) для освоения новой профессии и качественно другой профессиональной деятельности (обучаются занятые в производстве работники или безработные, имеющие практический опыт).


 

Целенаправленное обучение квалифицированных кадров предполагает тесную связь и координацию между  этими видами обучения.

Специалисты по управлению персоналом рекомендуют потребности в обучении квалифицированных кадров рассматривать дифференцированно, то есть по целевым группам или целевым лицам, с тем, чтобы качественно составить программу профессионального обучения для конкретного работника. Для отдельных целевых групп выделяются главные задачи.

Здесь нет логического  завершения подраздела???

 

 

    1. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Выделяют две  формы обучения персонала: …… Обучение может осуществляться на рабочем месте и вне рабочего места (внутрипроизводственное и внепроизводственное обучение) [3].

Методы обучения персонала  на рабочем месте:

 

Методы  обучения

 

Характерные  особенности  метода

Направленное  приобретение  опыта

Систематическое  планирование  обучения  на  рабочем  месте.  Основу  планирования  составляет  индивидуальный  план  профессионального  обучения.

Производственный  инструктаж

Информация,  введение  в  специальность,  адаптация, ознакомление  обучающегося  с его новой рабочей обстановкой.

Смена рабочего  места  (ротация)

Получение знаний  и  приобретение  опыта  в  результате  систематической  смены  рабочего  места.  В  результате  этого за  определенный  промежуток  времени  создается  представление  о  многогранности  деятельности  и  производственных  задач  (специальные  программы  молодого  поколения  специалистов).

Использование  работников  в  качестве  ассистентов,  стажеров

Обучение  и  ознакомление  работника  с  проблемами  высшего  и  качественно  иного  порядка  задач  при  одновременном  принятии  на  себя  некоторой  доли  ответственности.

Подготовка  в  проектных  группах

Сотрудничество,  осуществляемое  в  учебных целях  для  разработки  крупных,  ограниченных  сроком  задач.


 

Методы обучения персонала  вне рабочего места:

 

Методы  обучения

 

Характерные  особенности  метода

Чтение  лекций

Пассивный  метод  обучения,  используется  для  изложения  теоретических  и  методических  знаний,  практического  опыта.

Программированные  курсы  обучения

Более  активный  метод  обучения,  эффективен  для  получения  теоретических  знаний.

Конференции,  семинары, беседы

 за "круглым столом",

 экскурсии, дискуссии,

 встречи 

 с руководством.

Активный  метод обучения,  участие  в  дискуссиях  развивает  логическое  мышление  и  вырабатывает  способы  поведения в  различных  ситуациях.

Метод  обучения руководящих  кадров,  основанный  на  самостоятельном  решении конкретных  задач  из производственной  практики

Моделирование  организационной  проблемы,  которую  должны  решить  участники  (слушатели)  группы.  Позволяет  соединить  теоретические  знания  и  практические  навыки,  предусматривает  обработку  информации,  конструктивно-критическое  мышление,  развитие  творчества  в  процессах  принятия  решений.

Деловые  игры

Обучение  манере  вести  себя  в  различных  производственных  ситуациях,  при  ведении  переговоров,  причем  обладатели  ролей должны  вырабатывать  альтернативные  точки  зрения.

Методы  решения  производственно-экономических  проблем  с  помощью  моделей

Моделирование  процессов,  происходящих  на  предприятиях.  С  помощью  исходных  данных  слушатели  должны  принять  соответствующие  решения  для  нескольких  стадий  производства  продукции  или  услуг  (производство,  сбыт,  финансы,  кадры и т.п.)

Рабочая  группа  («кружок  качества»  и  «вместо  учебы»)

Молодые  специалисты  в рабочих  группах.  разрабатывают  конкретные  решения  по  проблемам  управления. Предложения  передаются  руководству  организации  для  рассмотрения  и  применения.

Самостоятельное

 обучение

Наиболее простой вид  обучения, для которого

 не требуется ни  инструктор, ни специальное

 помещение, ни определенное  время: обучающийся

 учится там, тогда  и так, как ему удобно, но 

 для этого нужна  сознательность и желание самого 

 обучающегося усваивать новые знания.

Тренинг

Ежедневное обучение, в  ходе которого один инструктирует или  тренирует другого относительно основ его деятельности путем  интенсивного обучения, демонстрации и практической работы в целях повышения эффективности деятельности.


 

Критериями выбора вида обучения являются: с одной стороны, доходы (повышение квалификации приводит к  росту экономических результатов  работы), с другой – внушительные расходы. Если доходы от профессионального обучения трудно поддаются расчетам, то относительно легко подсчитываются расходы. Внепроизводственная профессиональная подготовка связана со значительными изменяющимися расходами, внутрипроизводственная – со значительными, но фиксированными расходами, поскольку в сфере обучения занято определенное количество человек и имеется соответствующая инфраструктура. Необходимо отметить, что обучение квалифицированных кадров на собственном производстве имеет преимущества: методика обучения составляется с учетом специфики предприятия, передача знаний осуществляется простым и наглядным способом, результат легко контролируется. В противоположность этому внепроизводственное обучение квалифицированных кадров проводится, как правило, опытными преподавателями в широком диапазоне их опыта, однако потребности предприятий при этом не всегда в достаточной степени учитываются.

 

    1. НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Может быть, все-таки здесь не «формы», а «методы»?

Кроме изложенных выше форм  методов??, которые принято считать традиционными, существуют и иные, рассмотрим наиболее часто встречающиеся из них:

Модульное обучение

Для эффективной программы  обучения персонала можно использовать модульный подход. Модуль - это отдельная, самостоятельная часть какой-либо системы. Например, в тренинге модулем  является завершенный фрагмент занятия, направленный на решение конкретной бизнес-задачи или развития необходимого навыка. В модуле четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения материала, определены навыки и умения. Модули имеют разнообразные средства обучения. Они обеспечивают активное участие учащихся, которые усваивают информацию в действии, и активной работе с учебным материалом.

Данная форма позволяет  создать программу обучения из отдельных  тематических блоков, направленных на достижение  необходимого результата. Учебный курс, как правило, включает около трех модулей. При этом отдельным модулем может быть и теоретический блок, и практические работы, и итоговые проекты. Тематических модулей может быть любое количество. Все зависит от того, сколько времени нужно на освоение навыка и получения знаний по заданному материалу.

Модульное обучение широко используется в подготовки менеджеров по продажам, HR-специалистов, управленцев, маркетологов.

Преимуществами данного  метода являются: гибкость, избирательность, а также возможность менять последовательность модулей в зависимости от запроса  слушателей [10, 11].

 

 

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение получило широкое применение в практике российских компаний. Данная форма обучения предполагает использование телекоммуникационных технологий, которые позволяют обучать  персонал на расстоянии. С помощью  дистанционного обучения учащийся может  самостоятельно организовывать свои занятия, выбирая удобное для этого время.

Схема дистанционного обучения заключается в следующем: учащийся выбирает интересующую его тему и  проходит предварительное тестирование. По данному тестированию делается вывод о текущем уровне знаний. Далее высылается пробный урок, который необходимо выполнить. После выполнения ряда уроков по одной тематике, учащийся пишет контрольных тест. В зависимости от его результатов высылаются упражнения на повторение темы или задания из новой темы. 

Такая форма требует хорошей  технической оснащенности и грамотной  проработки материалов для обучения и контрольных процедур. Необходимо обратить внимание на то, что за счет дистанционного обучения сложно сформировать поведенческие навыки. Кроме того, для качественного усвоения знаний учащийся должен обладать высокой мотивацией.

Преимущества дистанционного обучения:

  • В учебный процесс можно вовлечь большое число сотрудников;
  • обучение осуществляется на рабочем месте;
  • сотрудники меньше отрываются от своих обязанностей;
  • возможность выбора удобного времени для обучения;
  • знания, приобретенные в процессе обучения можно тут же применить на практике [10,11].

Наставничество (Mentoring)

Один из методов обучения и развития персонала, при котором  более опытный сотрудник (ментор) делится имеющимися знаниями со своими подопечными на протяжении определенного времени с целью помочь им более эффективно выполнять работу и строить карьеру.

Наставничество играет существенную роль в развитии персонала компании. В настоящее время система наставничества используется и применяется в обучении как линейных сотрудников, так и менеджеров компаний.

Данный метод существенно  влияет, с одной стороны, на успешность адаптации, тех, кто был принят в  компанию недавно, с другой стороны  – развивает управленческие организационные навыки наставника. Как правило, за одним наставником закрепляется один или два подопечных. Задачи, стоящие перед наставником:

Информация о работе Анализ профессионального развития на предприятии