Анализ проблем современного российского менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 23:14, курсовая работа

Описание работы

Школа научного управления (1885-1920) создана Фредериком Уинслоу Тейлором. Суть подхода гласит: «Управление должно иметь свои законы, научные методы, формулы, принципы. Оно должно быть основано на измерениях, рационализации, систематическом учете».
Ф.Тейлор считал, что необходим научный подход к организации труда. Это предполагает использование наблюдения за рабочим циклом, хронометраж рабочего времени, анализ полученной информации и выявление резервов роста производительности труда.

Работа содержит 1 файл

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА И МЕНЕДЖЕРА.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

Иное дело в России. Исторически в России сложилось так, что общество находится в подчиненном положении по отношению к государственной власти. (Случаи народных ополчений – скорее исключение, чем правило). Государственная власть скорее руководит, чем исполняет, а народ скорее исполняет, чем руководит [8, с. 2]. В таких условиях любое сообщение государственной власти о состоянии дел в обществе или мелком коллективе может быть использовано во вред всему коллективу или обществу. Поэтому в России доклад руководству о состоянии дел или настроений в коллективе всегда считался делом антиобщественным и аморальным. 

Доносительство  на самого себя.

В западных компаниях  существует обязательное правило общения  с руководством, для получения  так называемой обратной связи. Это  означает, что как минимум раз в несколько лет (во многих компаниях раз в год) каждый сотрудник пишет на самого себя описание собственных достижений (appraisal form), и это описание подробно обсуждается между руководителем и подчиненным. В России такая процедура называется аттестацией и проводится практически всегда формально [2, с. 61].

В Западных же компаниях этой процедуре придается огромное значение.

Во-первых, она  позволяет руководителю обсудить с  подчиненным его достижения и  упущения один на один хотя бы раз в  год.

Во-вторых, она  позволяет наметить планы по совершенствованию на будущее.

В-третьих, в  результате оба подписывают документ, который, как правило, является основным документом для принятия решения  о возможном повышении зарплаты.

И это правило  западных компаний можно только приветствовать, поскольку оно позволяет наладить регулярное общение между руководителем и подчиненным и позволяет даже самому нерешительному из сотрудников рассказать о своих достижениях руководителю.

Есть еще одно доносительство, которое приветствуется в западных компаниях. Это доклад о собственных ошибках, которые могут повредить репутации компании. 

Круговая  порука.

На  западе человек мог и старался самостоятельно строить свое благосостояние и часто, в связи с благоприятностью климата, это ему удавалось. Хуторские и фермерские хозяйства могли позволить семье выжить. Поэтому в развитых капиталистических странах эгоизм и амбициозность не считаются недостатком.

В России же в связи со сложностью климатических условий выжить можно было только сообща, делясь с соседом запасами в сложное время и рассчитывая на аналогичный отклик.

В таких случаях  только обобществление тех или иных богатств могло позволить обществу (общине, деревне, городу) выжить. Поэтому  в России многие богатства всегда находились в общественном пользовании (земля, выпасы, озера, дороги, леса, недра…). С другой стороны между членами общества (общины) существовала обязанность сообща отвечать за некоторые гражданские обязанности (сбор налогов, призыв на воинскую службу, поставка продовольствия в армию, материальные наказания за нанесенный ущерб…). Как следствие круговой поруки в России часто допускалось ограниченное использование чужого имущества. 

Письменное  делегирование обязанностей.

В любой западной компании права и обязанности менеджеров различного уровня письменно закрепляются в специальном документе, называемом «duties and responsibilities» - права и обязанности.

Такое разграничение  полномочий позволяет руководителю, во-первых, передать часть своих  обязанностей и прав на нижележащий  уровень и освободить свое время  и силы для наиболее важных дел и решений, во-вторых, разграничить ответственность за действия и ответственность за руководство.

В Российских предприятиях такое делегирование полномочий производится или на основании существующих государственных документов (например, положения о главном бухгалтере) или на основе устной договоренности. Такому делегированию несколько мешает положение российского законодательства, согласно которому за все вопросы на предприятии отвечает руководитель. 

Размах.

Россия никогда  не испытывала недостатка в лесах, земельных угодьях, строительных материалах. Все это можно было брать из почти неисчерпаемого источника.

Поэтому россияне всегда старались получить больше не за счет более тщательного и аккуратного  использования имеющегося, а за счет широкого охвата как можно большего (пастбища, леса, водяного пространства…). Соответственно и затраты (сил, продуктов, времени…) делались как можно больше. Экстенсивность развития экономики и широта характера до сих пор являются отличительными чертами россиян.

Как результат  – пренебрежение потерями и нанесенным вредом.

С одной стороны  есть размах, удаль, риск. С другой стороны, это выражается в пренебрежении, удали, «авось». 

Неповоротливость.

Есть предложение, что стиль крестьянской жизни  в средней полосе России способствовал медлительности и долгому сну зимой и авральной работе от восхода до заката в летнюю пору.

Необходимость основательно подготовиться к работе основательно, одеться соответствующим  образом, взять все необходимое  и только после этого пойти  из дома – такой стиль жизни способствовал медлительности в сборах и быстроте работы.

И, хотя, время  такой деятельности осталось только в истории и отдельных крестьянских хозяйствах, отсутствие расторопности  в сборах и умение работать четко  по расписанию каждый день – является недостатком российских менеджеров. 

Высокая затратность.

Ведя хозяйство  с размахом, можно пренебрегать некоторым  перерасходом сил и средств, если такой перерасход оправдывается  возможностью большего охвата.

До сих пор  в русском языке существуют поговорки, оправдывающие размах и пренебрежение затратами: «Лес рубят – щепки летят». «Снявши голову – по волосам не плачут»… Подобный подход оставил свои следы в экономике. Планирование бюджета идет весьма приближенно, запасы не ценятся, меры по уменьшению затрат на единицу  продукции считаются крохоборством, не присущим русскому характеру. 

Отношение к закону.

Иностранцы обычно удивляются той легкости, с которой  русские могут нарушать собственные  законы по необходимости или просто так.

Джон Мэтток пишет, что русские легко обходят закон, если считают это нужным. 

Отношение к экологии.

Одной из статей затрат на западе обязательно является забота об экологии – как возможность  сохранить и приумножить те природные богатства, которые позволяют обществу выжить.

Исторически сложилось  так, что западные общества осознали свою проблему отходов гораздо раньше россиян. К сожалению, западное бережное отношение к природе, сортировка и предварительная переработка  мусора – явления, относительно чуждые природе российского менеджера.

Эта проблема пока еще не встала в полный рост перед  россиянами, в связи с большим  размером российских территорий. Однако, если такая проблема когда-нибудь возникает  в России, то ее размах будет значительно  превышать размах проблем западных. 

Стремление  к росту.

Ни что так  не стимулирует человека, как возможность  быстро подняться по служебной лестнице. И такая возможность в иностранных  компаниях существует. О ней говорят  и напоминают. Чтобы стимулировать  энтузиазм и повышать зарплату наиболее достойным сотрудникам регулярно (как правило, один раз в год) в иностранных компаниях проводятся аттестации сотрудников по множеству параметров. Каждый из параметров (положительные и отрицательные стороны сотрудника) подробно обсуждается с сотрудником для того чтобы прийти к общему мнению.

Особо ценятся  такие свойства как: организованность, целеустремленность, работоспособность, умение организовывать работу подчиненных, стремление учиться, желание перейти  на новый участок работы и получить новый опыт.

Но личное стремление к росту не должно выливаться в неуважение к окружающим, конфликты и склоки.

Поэтому очень  важным условием для работы в иностранной  компании является умение работать в  команде.

Иностранные компании уделяют огромное значение развитию командного духа, умению работать в коллективе, тому, что на западе называется «Team building» или «Team spirit».

Проводятся коллективные игры с самыми разнообразными целями. Устраиваются совместные мероприятия (как спортивные, так и вечеринки).

Но в этом русский менеджер может дать фору иностранному. Опыт пионерских лагерей, зарниц, субботников дает огромные преимущества в создании командного духа при наличии общей цели. Следует заметить, что иногда открытый и коллективистский характер русского менеджера может мешать. Это относится к тому случаю, когда русский менеджер в силу своего характера становится на позицию работников компании и пытается отстаивать те интересы работников, о которых еще не успели открыто заявить его подчиненные.

Такое умение работать в коллективе западными менеджерами не приветствуется. В иностранных компаниях ценятся профессиональная совместимость, умение мыслить и действовать в одном русле с коллективом, умение не выходить из себя в напряженных условиях и умение взять на себя часть работы коллеги при необходимости.

Ни в коем случае нельзя противопоставлять себя коллективу, или выбиваться из общего ритма или настроя  [14,с. 4].

Ни кто не требует, чтобы интересы коллектива были поставлены выше личных, но они  обязательно должны приниматься  во внимание. Без коллективного мышления, лояльности к руководству и принципам организации, уважения к достижениям компании в иностранной компании делать нечего.

Российские компании ценят работоспособность, умение найти  подход к различным людям и  сообразительность. Коллективное мышление или корпоративный дух только начинают внедряться в работу компаний. Пока, как правило, безуспешно. 

Стиль одежды.

Считается, что  в российской компании можно одеваться в то, что есть дома. Некоторые считают, что недорогой наряд может показать начальству, что вам пора повысить зарплату. Некоторые считают наоборот, что дорогая одежда, часы, обувь, машина могут показать начальству вашу независимость и заставить ваше руководство сильнее уважать Вас.

Ни то ни другое не подходят для иностранной компании.

Слишком дорого одетый сотрудник может сбыть  с толку посетителей, а слишком  дешево одетый сотрудник  может вызвать  недовольство руководства, как лицо, подрывающее имидж компании. Поэтому, как ни странно, но в иностранной  компании лучше одеваться не хуже и не лучше других. Всякие крайности (джинсы, свитера или вечерние платья и костюмы) полностью исключаются (кроме специально объявленных дней). 

Стиль руководства.

В каждой компании стиль руководства менеджеров компании определяется самим руководством компании. Обязательными условиями являются желание добиться большего, работоспособность, умение вести переговоры один на один, умение выступать перед коллективом, уважение ценностей компании и умение работать в команде [15, с. 48].

Остальные требования могут зависеть от конкретного руководства компании. Кто-то может стремиться вовлечь коллектив в те или иные мероприятия. Кто-то отдаст предпочтение равному представлению мужчин и женщин в руководстве подразделений компании. Здесь могут быть различные подходы. В российских компаниях стиль руководства , почти всегда жесткий и авторитетный. Начиная от обсуждения возникшей проблемы и кончая реализацией принятых руководством решений. 

Мораль  компании.

Вопрос с моралью  очень сложен. Большинство иностранных компаний имеют собственные правила и принципы. С компанией, у которой нет благородных принципов, вряд ли кто-то захочет иметь дело. Не все соблюдают эти принципы, но практически все хотели бы их соблюдать, и соблюдают в стабильных и моральных условиях, по крайней мере, формально. Гораздо сложнее соблюдать заявленные принципы в условиях кризиса или жесткой конкуренции. Все люди слабы, и поэтому в такие моменты требовать от иностранной компании соблюдения всех заявленных ею принципов, по крайней мере, наивно.

В этом плане  российские компании отличает, как правило, отсутствие каких бы то ни было принципов, кроме принципа получения прибыли любой ценой. К сожалению, наличие каких-то принципов во внутренней политике или во взаимоотношениях с краткосрочными партнерами очень часто рассматривается в России как слабость или недостаток. Перечисленные особенности русского менеджмента дают только несколько штрихов на общую картину. Но без знания этих мелочей российской компании ложно не только работать на международном рынке, но и правильно организовать работу на российском рынке. 

Информация о работе Анализ проблем современного российского менеджмента