Анализ проблем современного российского менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 23:14, курсовая работа

Описание работы

Школа научного управления (1885-1920) создана Фредериком Уинслоу Тейлором. Суть подхода гласит: «Управление должно иметь свои законы, научные методы, формулы, принципы. Оно должно быть основано на измерениях, рационализации, систематическом учете».
Ф.Тейлор считал, что необходим научный подход к организации труда. Это предполагает использование наблюдения за рабочим циклом, хронометраж рабочего времени, анализ полученной информации и выявление резервов роста производительности труда.

Работа содержит 1 файл

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА И МЕНЕДЖЕРА.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

Эти функции  находятся в постоянной взаимной связи. Между собой они объединены процессами принятия решений и передачи информации. 

                                        1.3.Системный подход.

 

В основе системного научного подхода лежит понятие  «система» - комплекс взаимосвязанных  элементов (подсистем) вместе с их связями  и отношениями, обладающий целостными свойствами и находящийся в особом единстве с внешней средой.

Суть системного подхода заключается в следующем. Менеджеры должны рассматривать  предприятие как совокупность взаимозависимых  элементов (люди, структура, задачи, технология), которые ориентированы на достижение различных целей под влиянием внешней среды. 

Один из авторов  системного научного подхода к менеджменту  Ч.Барнард считал, что любое предприятие  – это социальная система. Он говорил  «Организация – комплекс физических, биологических, личностных и социальных компонентов, которые находятся в специфическом системном отношении в связи с кооперацией двух или более лиц для получения, по крайней мере, одного определенного результата».

Менеджеру необходимо знать и учитывать единство формальной и неформальной организаций. При этом формальная (официальная) организация представляет собой систему, сознательно построенную руководством для целенаправленного объединения идей, ресурсов и персонала. В свою очередь, неформальная (неофициальная) организация есть устойчивая сеть межличностных и социальных отношений, стихийно возникающих при объединении людей в их трудовой среде.

Все предприятия  и организации можно рассматривать  как открытые или закрытые системы. Открытая система характеризуется  максимальным взаимодействием с окружающей внешней средой через обмен ресурсами, продукцией, информацией и т.д. Поскольку выживание такого предприятия зависит от внешней среды, оно вынуждено постоянно адаптироваться к непрерывно изменяющимся условиям ее существования. Таких предприятий – открытых систем в мире подавляющее большинство. Закрытые системы относительно независимы от внешней среды. Характерным примером в этом отношении является натуральное хозяйство в сельскохозяйственном производстве, которое обеспечивает себя необходимыми ресурсами и в которой большая часть производимой продукции потребляется на месте. Предприятия – открытые системы в схематическом виде можно представить состоящими из трех основных блоков: вход, переработка, выход.

На входе предприятие  получает  материальные, трудовые, финансовые и информационные ресурсы. В результате обработки и преобразования этих ресурсов создается продукция  (товары или услуги), которая за тем реализуется потребителям. Процесс производства и управления осуществляется в непрерывном взаимодействии с окружающей средой. 

                                     1.4.Ситуационный подход 

Впервые о необходимости  учета фактора конкретной ситуации в процессе управления заявила  М.Фоллет6 «…различные ситуации требуют различных  типов знаний». Стержнем данного научного подхода является понятие «ситуация», которое означает совокупность определенных обстоятельств.

В менеджменте  ситуационный подход – это увязка конкретных приемов управления с реальными ситуациями для достижения целей организации. В свою очередь, стечении определенных обстоятельств, определяет применение того или иного метода управления. Самым эффективным в конкретной ситуации является тот метод, который в наибольшей степени соответствует данной ситуации.

Знание теории менеджмента является тем фундаментом, на базе которого менеджер, исходя из реальной ситуации, должен принимать решение, сообразуясь с конкретной обстановкой. 
 
 

        
 
 

  
 
 

          2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА И МЕНЕДЖЕРА 

В последние  годы термины «менеджмент», «менеджер» прочно вошли в наш обиходный словарь, заменив прежние «управление», «управленческая деятельность», «директор», «руководитель».

Менеджмент – профессиональный вид деятельности, осуществляемый специалистами на базе определенной научно-практической информации и ресурсов, которые представляют собой с помощью доступных и рациональных методов и приемов процесс регулирования объектом (ми) для приведения его (их) в соответствие с поставленными целями.

Слово менеджмент происходит от  английского  to manage – управлять. Поэтому по сути менеджмент является синонимом управления, но не в полной мере. Термин «управление» намного шире, так как применяется к разным видам человеческой деятельности: это процесс воздействия на объект с целью приведения его в надлежащее состояние, объектом управления может быть все, что угодно, в то время как менеджмент имеет конкретный объект – систему хозяйства страны.

Если немного  раскрыть определение «менеджмента», то мы увидим, что в него входит:

- изучение рынка  (спроса, потребления), т. е. маркетинг и прогнозирование;

- производство  продукции с минимальными затратами  и реализация ее с максимальной  прибылью;

- управление  персоналом, следовательно, знание  социологии, психологии, а так же  анализ информации и разработка  программ для достижения поставленной цели.

Основная  функция менеджмента  – это умение достигать поставленных целей. В мелких фирмах эту роль выполняет сам директор, а в крупных менеджер (организатор, управляющий, руководитель). С одной стороны, в связи с многоуровневой системой управления директор не может довести свои решения сам и контролировать их выполнение на более низких ступенях, к тому же, у него много  других дел, более глобальных задач и проблем. С другой стороны, профессиональный менеджер решит многие проблемы зачастую лучше директора.

*Так что менеджер  является важнейшим человеком  на фирме. Здесь можно привести  один пример: В 1981г. компания  «Крайслер» пригласила на должность  высшего управляющего известного  профессионала-менеджера  Ли Яккоку. Суть сделки состояла в том, что «Крайслер» в 1980г. понес убытки в размере 1,1 млрд. долл., оказавшись на грани банкротства. Ли Яккока в то времязанимал 1-ое место в списке наиболее преуспевающих бизнесменов. Переговоры не наладились, потому что Ли Яккока ни как не соглашался на переход в «Крайслер», не смотря на фантастическую зарплату, предложенную ему. Разногласия состояли в правах его управления на «Крайслере». Пока эти права не были гарантированы, Ли Яккока слышать не хотел о переходе. В конце концов, на «Крайслере» согласились с тем, что лучше дать неограниченные права человеку, знающему, как вывести компанию из кризиса, чем потерять престиж, а затем и компанию. И что же? За три года после упадка «Крайслер» достиг наивысшего уровня производства и качества автомобилей за всю историю своего существования, а с 1985г. от года к году стал отвоевывать дополнительную долю американского и мирового рынка. Этот пример показывает, насколько важна профессия менеджера, и что может сделать профессионал в этом деле.* Но чтобы достичь высокого уровня в управлении, надо четко знать свои функции и что под ними подразумевается.

В современном  понимании менеджер – это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы.

Термин «менеджер» имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно к:

- организатору  конкретных видов работ в рамках  отдельных подразделений или  программно-целевых групп;

- руководителю  предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);

- руководителю  по отношению к подчиненным;

- администратору  любого уровня управления организующего  работу, руководствуясь современными  методами и др.

К менеджеру  любого уровня предъявляются высокие  требования. Это понятие прошло большую эволюцию в процессе развития экономического строя общества.

Первый  тип менеджера, который появился на предприятии, был диктаторский тип, позднее ему на замену пришел менеджер-патерналист. Он как бы играл роль главы семьи, относился к рабочим по-отечески, что очень положительно сказывалась на росте производительности труда. Но постепенно патерналист начал утрачивать свои позиции.

На смену ему  пришел менеджер-маклер. В годы кризиса фирмам были нужны оборотистые люди, умеющие сбывать продукцию и тем самым двигать производство. Такие люди становились во главе как мелких, так и крупных предприятий. Работа данного типа менеджеров во многом напоминала работу дипломатов. Руководящим началом здесь выступал принцип: «Делай все возможное, чтобы смягчить недовольство рабочих».

Далее появился новый тип менеджер-организатор. Этому способствовали два обстоятельства. Во-первых, разросшиеся капиталистические предприятия сделали невозможным единоличное управление производством. Чтобы принимать решения, менеджеру стало требоваться мнение довольно большого круга лиц. В обиход вошли Управленческие советы. Во-вторых, новые условия привели к тому, что во главе становился не основатель производства или один из его наследников, а избранный советом директор-управляющий. Держателями акций и руководителями производства оказались разные люди. Менеджеры расширили функции по работе с людьми. Они стали общаться не только с работниками производства, но и с лидерами разнообразных общественно-политических организаций. Успех менеджера стал зависеть от умелого осуществления целого пакета различных социальных функций.

В настоящее  время менеджер выступает в системе  общественного производства как:

а) управляющий;

б) дипломат;

в) лидер;

г) воспитатель;

д) инноватор;

е) человеческое существо.

                                                

                                                  Менеджер – управляющий.                              

Эта функция  считается традиционной, изначально присущей менеджеру. Менеджер-управляющий, как считают, должен быть честным, верным своему слову, правдивым и бескорыстным. Он должен иметь высокую профессиональную подготовку, владеть навыками делового общения, обладать мастерством оратора, консультанта, педагога и психолога.

От него также требуется:

- наличие общих  знаний в области управления  предприятием;

- компетентность  в вопросе технологии производства  в той отрасли производства, к  которой относится фирма по  виду и характеру своей деятельности;

- владение не  только навыками администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;

- принятие обоснованных  и компетентных решений на  основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении.

                                                     Менеджер – дипломат. 

Среди серии  менеджерских умений и навыков наиболее важны те, которые связаны с  процедурами переговоров. Сегодня менеджеры среднего и высшего звена тратят свое рабочее время в основном на установление и развитие человеческих контактов, углубление деловых связей, заключение сделок, разрешение споров, улаживание отношений с властями. Значительно возросла потребность участия менеджеров в различного рода посреднических действиях. Во всем требуются специфические способности, которые сродни  дипломатическим. Тем более что вторая половина 80-х годов обозначила себя бумом межгосударственных связей.

                                                       

                                                   Менеджер – лидер. 

Современный менеджер осуществляет не только менеджерские функции, но и лидерские. Американские теоретики менеджмента уже давно  провозгласили лозунг – «Каждый менеджер должен быть лидером!» Функции менеджера и функции лидера далеко не идентичны. Когда у нас говорят о менеджерских функциях, то часто подразумевают лишь совокупность профессиональных действий, необходимых для поддержания деятельности материальной подсистемы бизнеса (ресурсы, процедуры производства, технологические процессы). Это у нас от прошлого. Здесь как-то затеняется другой, человеческой, подсистемы бизнеса – главного объекта управления. А чтобы эффективно справиться с этой задачей, нужно быть способным вести за собою людей – быть лидером. В современном понимании лидерские функции складываются из двух компонентов – профессионально-технократических и эмоционально-личностных.  

Информация о работе Анализ проблем современного российского менеджмента