Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 23:14, курсовая работа
Школа научного управления (1885-1920) создана Фредериком Уинслоу Тейлором. Суть подхода гласит: «Управление должно иметь свои законы, научные методы, формулы, принципы. Оно должно быть основано на измерениях, рационализации, систематическом учете».
Ф.Тейлор считал, что необходим научный подход к организации труда. Это предполагает использование наблюдения за рабочим циклом, хронометраж рабочего времени, анализ полученной информации и выявление резервов роста производительности труда.
Эти функции
находятся в постоянной взаимной
связи. Между собой они объединены
процессами принятия решений и передачи
информации.
В основе системного научного подхода лежит понятие «система» - комплекс взаимосвязанных элементов (подсистем) вместе с их связями и отношениями, обладающий целостными свойствами и находящийся в особом единстве с внешней средой.
Суть системного
подхода заключается в
Один из авторов системного научного подхода к менеджменту Ч.Барнард считал, что любое предприятие – это социальная система. Он говорил «Организация – комплекс физических, биологических, личностных и социальных компонентов, которые находятся в специфическом системном отношении в связи с кооперацией двух или более лиц для получения, по крайней мере, одного определенного результата».
Менеджеру необходимо знать и учитывать единство формальной и неформальной организаций. При этом формальная (официальная) организация представляет собой систему, сознательно построенную руководством для целенаправленного объединения идей, ресурсов и персонала. В свою очередь, неформальная (неофициальная) организация есть устойчивая сеть межличностных и социальных отношений, стихийно возникающих при объединении людей в их трудовой среде.
Все предприятия
и организации можно
На входе предприятие
получает материальные, трудовые, финансовые
и информационные ресурсы. В результате
обработки и преобразования этих ресурсов
создается продукция (товары или услуги),
которая за тем реализуется потребителям.
Процесс производства и управления осуществляется
в непрерывном взаимодействии с окружающей
средой.
Впервые о необходимости учета фактора конкретной ситуации в процессе управления заявила М.Фоллет6 «…различные ситуации требуют различных типов знаний». Стержнем данного научного подхода является понятие «ситуация», которое означает совокупность определенных обстоятельств.
В менеджменте ситуационный подход – это увязка конкретных приемов управления с реальными ситуациями для достижения целей организации. В свою очередь, стечении определенных обстоятельств, определяет применение того или иного метода управления. Самым эффективным в конкретной ситуации является тот метод, который в наибольшей степени соответствует данной ситуации.
Знание теории
менеджмента является тем фундаментом,
на базе которого менеджер, исходя из реальной
ситуации, должен принимать решение, сообразуясь
с конкретной обстановкой.
2. ОСНОВНЫЕ
ПОНЯТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
И МЕНЕДЖЕРА
В последние годы термины «менеджмент», «менеджер» прочно вошли в наш обиходный словарь, заменив прежние «управление», «управленческая деятельность», «директор», «руководитель».
Менеджмент – профессиональный вид деятельности, осуществляемый специалистами на базе определенной научно-практической информации и ресурсов, которые представляют собой с помощью доступных и рациональных методов и приемов процесс регулирования объектом (ми) для приведения его (их) в соответствие с поставленными целями.
Слово менеджмент происходит от английского to manage – управлять. Поэтому по сути менеджмент является синонимом управления, но не в полной мере. Термин «управление» намного шире, так как применяется к разным видам человеческой деятельности: это процесс воздействия на объект с целью приведения его в надлежащее состояние, объектом управления может быть все, что угодно, в то время как менеджмент имеет конкретный объект – систему хозяйства страны.
Если немного раскрыть определение «менеджмента», то мы увидим, что в него входит:
- изучение рынка (спроса, потребления), т. е. маркетинг и прогнозирование;
- производство
продукции с минимальными
- управление
персоналом, следовательно, знание
социологии, психологии, а так же
анализ информации и
Основная функция менеджмента – это умение достигать поставленных целей. В мелких фирмах эту роль выполняет сам директор, а в крупных менеджер (организатор, управляющий, руководитель). С одной стороны, в связи с многоуровневой системой управления директор не может довести свои решения сам и контролировать их выполнение на более низких ступенях, к тому же, у него много других дел, более глобальных задач и проблем. С другой стороны, профессиональный менеджер решит многие проблемы зачастую лучше директора.
*Так что менеджер
является важнейшим человеком
на фирме. Здесь можно
В современном понимании менеджер – это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы.
Термин «менеджер» имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно к:
- организатору
конкретных видов работ в
- руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);
- руководителю по отношению к подчиненным;
- администратору
любого уровня управления
К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования. Это понятие прошло большую эволюцию в процессе развития экономического строя общества.
Первый тип менеджера, который появился на предприятии, был диктаторский тип, позднее ему на замену пришел менеджер-патерналист. Он как бы играл роль главы семьи, относился к рабочим по-отечески, что очень положительно сказывалась на росте производительности труда. Но постепенно патерналист начал утрачивать свои позиции.
На смену ему пришел менеджер-маклер. В годы кризиса фирмам были нужны оборотистые люди, умеющие сбывать продукцию и тем самым двигать производство. Такие люди становились во главе как мелких, так и крупных предприятий. Работа данного типа менеджеров во многом напоминала работу дипломатов. Руководящим началом здесь выступал принцип: «Делай все возможное, чтобы смягчить недовольство рабочих».
Далее появился
новый тип менеджер-
В настоящее время менеджер выступает в системе общественного производства как:
а) управляющий;
б) дипломат;
в) лидер;
г) воспитатель;
д) инноватор;
е) человеческое существо.
Менеджер – управляющий.
Эта функция считается традиционной, изначально присущей менеджеру. Менеджер-управляющий, как считают, должен быть честным, верным своему слову, правдивым и бескорыстным. Он должен иметь высокую профессиональную подготовку, владеть навыками делового общения, обладать мастерством оратора, консультанта, педагога и психолога.
От него также требуется:
- наличие общих знаний в области управления предприятием;
- компетентность
в вопросе технологии
- владение не
только навыками
- принятие обоснованных
и компетентных решений на
основе согласования с
Среди серии менеджерских умений и навыков наиболее важны те, которые связаны с процедурами переговоров. Сегодня менеджеры среднего и высшего звена тратят свое рабочее время в основном на установление и развитие человеческих контактов, углубление деловых связей, заключение сделок, разрешение споров, улаживание отношений с властями. Значительно возросла потребность участия менеджеров в различного рода посреднических действиях. Во всем требуются специфические способности, которые сродни дипломатическим. Тем более что вторая половина 80-х годов обозначила себя бумом межгосударственных связей.
Современный менеджер
осуществляет не только менеджерские
функции, но и лидерские. Американские
теоретики менеджмента уже
Информация о работе Анализ проблем современного российского менеджмента