Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 23:14, курсовая работа
Школа научного управления (1885-1920) создана Фредериком Уинслоу Тейлором. Суть подхода гласит: «Управление должно иметь свои законы, научные методы, формулы, принципы. Оно должно быть основано на измерениях, рационализации, систематическом учете».
Ф.Тейлор считал, что необходим научный подход к организации труда. Это предполагает использование наблюдения за рабочим циклом, хронометраж рабочего времени, анализ полученной информации и выявление резервов роста производительности труда.
Частота ротации зависит от ряда обстоятельств ( возраст, стаж, специальность) и может колебаться от 4-7 лет. В результате каждый служащий приобретает 5-6 специальностей, и становится профессионалом широкого профиля. Во многих случаях это решает проблему взаимозаменяемости.
В первую очередь по службе должны продвигаться люди, обладающими такими качествами, как честность, порядочность, скромность, трудолюбие.
Отбор кандидатов в управляющий состав обычно производиться из числа работников компании. При этом преследуется несколько целей: во-первых, найти человека, детально знающего специфику производства; во-вторых, усилить преданность работника фирме и сохранить стаж его работы.
Что касается обучения работников, то обычно под этим подразумевается повышения их квалификации без отрыва от производства, на рабочих местах.
Для повышения теоретического образования своих служащих японские корпорации направляют их в учебные центры, на семинары.
Японский менеджмент
характеризуется и
На фирмах Японии
применяется целая система
Специфика Японского
менеджмента, учитывающего психологию
людей и их социальный статус и
позволившего добиться не обычных успехов
в промышленности, способствовала совершенствованию
традиционных методов управления кадрами
в других странах с развитой экономикой.
Американская модель менеджмента утрачивает лидирующие позиции в мире, и в последнее время начинает приобретать отдельные черты японской модели.
Во многом особенности
этой модели обусловлены национальными
особенностями американцев: способностью
бороться до конца, утверждать свое превосходство
и жизненность. Они подчеркивают свою
исключительность, стремятся добиться
быстрого и большого успеха. Большое внимание
уделяют своему делу. Для них характерна
борьба за лидерство. До последнего времени
в Америке доминировал единоличный стиль
управления, на фирмах наблюдалась жесткая
дисциплина и беспрекословное подчинение
при чисто внешней демократичности.
Сравнительная таблица моделей менеджмента
Таблица 1
характеристики | японская | американская |
Доминирующие качества делового человека | Умение работать в команде, ориентация на коллектив, отказ от выпячиваия собственного «Я», нежелание рисковать. | Отказ от индивидуализма, переход к коллективным формам. Стремление к продуманному риску. |
Критерии к продвижению по службе | Жизненный опыт, хорошее знание производства. Медленное должностное продвижение. | Высокая квалификация. Способность к обучению. Перемещение в должности проходит быстро. |
Профессиональная компетентность | Специалисты широкого профиля, специальные требования и формы повышения квалификации: обязательная переподготовка, ротация места работы (должности), письменные отчеты о работе. | Тенденция перехода
от узкой специализации к |
Процесс принятия решений | Снизу вверх, принятие решения по принципу консенсуса; решение принимается долго, реализуется быстро. | Сверху вниз, индивидуальность принятия решения менеджером, принимаются быстро, реализуются медленно. |
Отношение работников к фирме и работе | Пожизненный наем,
переход в другую фирму считается
неэтичным поступком. Главные мотивы
поведения сотрудников |
Краткосрочный наем, частая смена работы в зависимости от материальных благ. Главный мотив -экономические факторы (деньги). |
Характер проведения инноваций | Эволюционным путем | Революционным путем |
Форма деловых отношений | Личные контакты на основе взаимного доверия | контракты |
В настоящее время в России менеджмент, соответствующий мировым стандартам, находится в стадии становления. Насколько длителен временной разрыв в условиях менеджмента, характеризует высказывание Питера Ф. Друкера, выдающегося американского ученого и практика в области менеджмента. Летом 2000 года он писал: «предприятия и менеджмент в США 50 лет назад были такими же, как российские предприятия и менеджмент в наши дни»
Нельзя не согласиться в общем с оценкой уровня развития российского менеджмента. Его низкая эффективность представляется фактом. Вот почему так актуально стоит проблема подготовки специалистов в области менеджмента, особенно экономистов-менеджеров, в нашей стране.
С точки зрения
управления в России условно выделяют
три основные модели менеджмента:
-Модель «здравого смысла», наблюдаемая, прежде всего в последнем десятилетии хх века, во многих организациях так называемых «новых русских». Большая часть этих «менеджеров» до этого были кем угодно: инженерами, экономистами, юристами, программистами – только не профессионалами в управлении. Хорошо еще, что бизнес в те годы, был достаточно простым, менеджмент на первой стадии развития бизнеса тоже был элементарным.
-Модель «западной культуры» представлена западными организациями стран зрелой рыночной экономики, работающими а российском рынке. Преувеличивать влияние западной культуры менеджмента на российские организации не следует, но нельзя и не замечать некоторых следов воздействия. Например, коренная реконструкция технологической базы менеджмента, которая произошла за последние годы. На вооружении у современного менеджера – персональные компьютеры, новейшие системы связи, базы данных с удаленным доступом, различные программные средства, Интернет. Наряду с этим, многие организации восприняли и внешние атрибуты западного менеджмента: элегантность, вежливость, хорошую мебель. Но дальше вешней формы и технологического вооружения дело не шло. В последние годы продвижения в сторону собственно западных технологий корпоративного управления, межгруппового взаимодействия пошли быстрее. Менеджмент стран зрелой рыночной экономики заметно повлиял на форму, техническую сторону и оказывает существенное воздействие на культуру российского менеджмента.
-Модель
«традиционных (советских)
методов управления» еще продолжает
функционировать в некоторых организациях
Российской Федерации.
4.ОБЩИЕ
ЧЕРТЫ И РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ
РОССИЙСКИМ И ЗАПАДНЫМ
МЕНЕДЖМЕНТОМ
В России руководитель – это человек который в первую очередь распоряжается людскими ресурсами, и иногда использует финансовые (премия), технические (транспорт, оборудование), информацию, то на западе же все эти ресурсы менеджера (денежные фонды, информация, оборудование, материалы, рабочая сила) считаются одинаково ценными. И менеджера от простого работника, как правило, отличает не наличие подчиненных, а уровень принимаемого решения: на сколько принимаемые решения сказываются на прибыли компании. Если уровень достаточно высок (сотрудник может влиять на несколько процентов прибыли компании), то его должность может называться менеджерской независимо от количества подчиненных. Как крайний случай, возможны ситуации, когда должность называется «менеджером», а подчиненных нет вовсе (менеджер по продажам, менеджер по маркетингу, менеджер склада или производственной линии).
«Когда менеджер
начинает понимать , чего от него ждут,
и овладевает средствами управления
(денежными фондами, информацией, оборудованием,
материалами, рабочей силой) он принимает
на себя ответственность за максимально
эффективное использование этих средств….самые
слабые звенья в цепи – информация и люди»
[3, стр.72 ]
Реактивность (отсутствие реактивности)
Авторы теории проактивности понимали под проактивностью наличие у каждого человека стремления самому вершить свою судьбу наперекор внешним условиям.
Отсутствие проактивности – подчинение внешним условиям в большей мере, чем внутренним стремлениям считается на западе серьезным недостатком. Считается, и не без оснований, что гораздо больше в жизни добиваются именно проактивные люди. Реактивные, как правило, же плывут по жизни. Поэтому всякая западная компания старается собрать у себя как можно больше проактивных людей. Компании делают это, полагая, что проактивные люди могут не только вывести вперед себя (свою личность) но и помочь выбиться вперед самой компании.
Для выявления проактивности при приеме на работу, как правило, в западной компании задается один вопрос – как вы видите свое будущее через 3-5 лет. Если кандидат отвечает, что он видит себя в лучших условиях, на более высокой должности, в лучшем финансовом положении, то это считается достаточным признаком проактивной жизненной позиции.
На Западе, в отличие от России, наличие у человека амбиций рассматривается как обязательное условие. Амбиций, как желания достичь чего-то большего по сравнению с тем, что имеешь сейчас. Там слово «амбиции» имеет ярко выраженный положительный смысл.
В России же термин «амбиции» имеет ярко выраженный негативный смысл. Амбициозным человеком в России обычно называют того, кто не уважает окружающих и стремится всеми силами подняться над окружающими, выделиться из общей массы, часто за счет окружающих.
Поступив на работу в иностранную компанию надо забыть русскую поговорку «Мне что – больше всех надо?» и постараться доказать, что действительно надо больше всех. В противном случае можно готовиться к сокращению.
В
России менеджеры вопрос о долгосрочных
планах задают редко, поскольку проактивность
не всегда считается достоинством.
Отношения начальника и подчиненного (направлять или погонять).
При таком подходе руководителю лучше иметь реактивного и исполнительного подчиненного, чем проактивного с собственными идеями и стремлениями.
Сказанное не означает, что на западе не существует субординации. Нет, это означает только то, что на западе приветствуется наличие собственных идей и умение правильно преподнести их окружающим, в том числе и своему руководству.
На
Западе считается, что руководитель
должен скорее направлять своих подчиненных,
чем погонять их. Поэтому там всячески
подчеркивается близость и партнерство
руководителя и подчиненного. Руководитель
может не иметь отдельного кабинета и
быть всегда на виду у подчиненных, он
может ездить на такой же машине, как и
подчиненные, он может питаться в той же
столовой. В некоторых западных компаниях
даже структуру компании изображают вниз
вершиной ( с руководителем в самом низу
) только для того, чтобы подчеркнуть, что
задача руководителя – не давить на подчиненных,
а помочь им в их работе.
Недоносительство.
В странах запада государственная власть, как правило, является подчиненной по отношению к обществу (под государственной властью понимается ряд чиновников, нанятых обществом для исполнения государственных обязанностей). В такой ситуации государственная власть скорее исполняет, чем руководит, а общество скорее руководит, чем исполняет (хотя, конечно, и исполняет тоже).
Член западного общества считает, что содержит государственную власть (является налогоплательщиком) и, соответственно доверяет государственной власти настолько, насколько руководитель может доверять своему подчиненному. В таких условиях члены сообщества не считают зазорным сообщать государственной власти о тех или иных замеченных недостатках. Они предполагают, что государственная власть не сможет использовать полученную информацию против своего общества и в своих действиях не видят каких-либо антиобщественных (аморальных) проявлений.
Информация о работе Анализ проблем современного российского менеджмента