Анализ особенностей организации менеджмента на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 17:47, курсовая работа

Описание работы

Целями курсовой работы являются:

1.Расмотрение внешней и внутренней среды организации, инфраструктуры, миссии фирмы и степень воздействия.

2. Анализ структуры организации: понятие и значение организации в менеджменте, типов структур.

Рассмотреть общие вопросы проектирования структуры управления.

Содержание

Введение 3

1. Основные характеристики организации менеджмента на предприятии

Внутренняя и внешняя среда организации 4
1.2 Инфраструктура внутренней и внешней среды 7

1.3 Миссия фирмы 9

2.Анализ структуры организации

2.1. Понятие и значение организации в менеджменте 11

2.2. Типы структур и их характеристика 14

2.3. Общие вопросы проектирования структуры управления 22

2.4. Преобразования организационной структуры 25

3. Практическая часть

3.1 Структуру организации управления ОАО по производству стиральных машин и холодильников. 29

3.2 Преимущества, недостатки и предложения по улучшению. 30

Заключение 31

Приложение 33

Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсвая 2.doc

— 799.00 Кб (Скачать)

  Все эти особенности, органически соединяясь в системе управления, требуют комплексного подхода к вопросам, связанным с построением организационного обеспечения системы управления. Вместе с тем представляется важным изучение ряда теоретических предпосылок, которые могут быть положены в основу разрабатываемой методики и проектирования структуры управления:

  • Наличие принципиально различных типовых схем управления, одну из которых можно выбрать в качестве базовой для анализа и проектирования структуры управления.
  • Известно, что любая организация управляется путем принятия решений. Следовательно, можно выявить полный перечень управленческих решений, принимаемых в организации, и процесс распределения их по уровням (представляющих собой важный этап в проектировании структуры управления) определенным образом формализовать.
  • Известен также технологический характер взаимоотношений руководителей и исполнителей в процессе подготовки и принятия управленческих решений, т.е. регламентирован порядок управленческих функций или отдельных их этапов.

  Для разработки методического аппарата проектирования структуры управления необходимо также кроме имеющихся теоретических предпосылок выяснить сущность организационного проектирования. Организационное проектирование представляет собой моделирование системы управления предприятием, осуществляемое перед его строительством либо накануне значительных преобразований.

   Последовательность задач организационного проектирования, вытекающих из общей теории систем, можно изобразить в виде схемы, представленной на рис. 8.

Рис  8. Схема процесса организационного проектирования систем

Организационная основа системы управления — ее структура. Она определяет состав подразделений, входящих в систему управления, их соподчиненности и взаимосвязи, форму разделения управленческих решений по уровням, а, следовательно, и само число уровней управления. При корпоративно-глобальном системообразовании сетевого характера структуризация в основном горизонтальная и предназначена для координации. Иными словами, структура управления является той организационной формой, в рамках которой осуществляется процесс управления. Таким образом, спроектировать достаточно эффективную структуру управления — значит определить такое соотношение ее организационных элементов, при котором наиболее оперативно и своевременно выполняются требования объекта управления.

2.4. Преобразования организационной структуры

      В современных условиях усиливаются функции менеджмента, связанные с координацией сети и маркетингом. Практически это означает введение в структуру управления иерархиями отделов маркетинга (рис. 9), так как одна из основных функций коммерческой организации связана с поисками рынков в целях увеличения сбыта продукта.

Вариант организационной  структуры отдела маркетинга, сформированной по функциям маркетинга, приведен на рис. 9, — по территориям — на рис 10.

Рис. 9. Пример организационной структуры отдела маркетинга (по функциям) 

Рис10. Пример организационной структуры маркетинговой компании                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

      В условиях конкуренции возрастают требования к системе принятия решений (СПР), повышается эффективность управления, что требует более широкого применения компьютерной техники для реализации не только функции учета, но и всех остальных функций управления.

 

      

      В настоящее время при разработке СПР в организациях первостепенным является не проблема обработки данных с помощью компьютерной техники, например, учет заработной платы, прибыли, убытков, спроса и предложений, потребностей, а проблема создания сложных электронных систем обработки данных, четко вписанных в действующие СПР (подготовка решений на всех уровнях управления с помощью компьютерной техники).

      Использование электронных систем обработки данных в сочетании с действующей системой принятия решений в значительной мере влияет на структуру управления. На практике это означает введение должностей, управляющих по информационным системам, и создание централизованных отделов обработки информации:

  • в которые поступает вся входная информация (документы;
  • с помощью, которых в память организации вносят эти документы отслеживается их перемещение, а также содержание всех действующих в системе принятия решений документов;
  • в которых для подготовки конкретных решений используются только данные, зарегистрированные в информационной системе.

      Это означает, что любой контакт работающих осуществляется с ведома информационной системы.

      Для иллюстрации сказанного рассмотрим возможности такой информационной системы на следующем примере.

      Традиционно покупатель, делая покупки в магазине, оплачивает товары наличными. Однако в России в настоящее время, а за рубежом уже давно введена система расчетов по банковским карточкам. Покупатель предъявляет карточку, а продавец через систему обработки данных связывается с банком, где находятся сбережения клиента, определяет, достаточно ли у него денег, и осуществляет операцию расчета.

       Это означает, что действующая система обработки  данных практически непрерывно участвует в производственной деятельности компании и ее роль велика. Отсюда и необходимость введения должности вице-президента, т.е. перемещение отдела электронной обработки данных вверх по структуре управления. Конкретный пример такой структуры приведен на рис. 11, 12.

        
 
 
 
 
 
 

       Рис.11 Структура управления фирмой (вариант 1) 
 
 
 
 
 
 
 

      Рис.12 Структура управления фирмой (вариант 2)

      Как видим на схемах, отдел электронной  обработки данных, переподчинен президенту фирмы.

      В связи с использованием в процессе управления сведен из системы обработки данных, вследствие чего трудоемкое принятия решений сокращается, появляется возможность сокращения сотрудников по подразделениям, а с учетом нормы управляемости — и числа самих подразделений. Следовательно, можно констатировать общую корректировку структуры, связанную с применением системы обработки данных в условиях рыночных механизмов (рис. 13 и 14). 
 
 

        
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис 13 .Пример организационной структуры отдела маркетинга по странам (регионам) 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 14. Пример организационной структуры отдела маркетинга химического предприятия (по товарам) 

  Выводы:

  1. Важнейшей формой организации фирмы является организационная структура управления.
  2. Организационная структура проектируется на основе принципов системного подхода, управляемости, профессиональной и правовой регламентации.
  3. Различают несколько типовых схем управления: линейная, линейно-функциональная, матричная. Каждая из указанных схем в чистом виде применяется редко, но их элементы присутствуют в любой реальной структуре управления фирмой. Форма организации структур управления зависит от масштаба организации.
  4. Проектирование структур управления ведется различными методами, наиболее общий из них — метод организационного моделирования.

  Состав  структурных подразделений и способы их организации зависят от формы собственности

  1. Практическая часть

3.1 Структуру организации управления ОАО по производству стиральных машин и холодильников.

  Рассмотрим  структуру организации управления ОАО по производству стиральных машин и холодильников.

                                                Совет директоров 

  Генеральный директор

    

Финансы                          Кадры                              План                        Отдел инноваций                

                                                                 

                             

                      Завод                                                      Завод

           Стиральных машин                                 Холодильников 

  Снабжение             Производство   Производство             Снабжение 

Бухгалтерия         Цех1            Цех2   Цех1         Цех2         Бухгалтерия 

Планирование       Цех3            Цех4 Цех3       Цех4      Планирование 

      Сбыт               Цех5          Цех6     Цех5       Цех6                 Сбыт

  Как видно из этой схемы за основу берется какой-то конечный результат: продукт, потребитель или рынок. Высший уровень в организации централизует планирование и распределение основных ресурсов, принимает стратегические решения, в то время как подразделения принимают оперативные решения и ответственны за получение прибыли. Такая организация структуры управления быстро демонстрирует свое превосходство, так как способствует дальнейшему росту корпорации и получению ею большей прибыли.

  3.2 Преимущества, недостатки и предложения по улучшению.

  Преимущество системы организации структуры управления данной корпорации таковы, что каждое подразделение имеет конечную цель получение максимальной прибыли. Каждое подразделение акцентирует свое внимание только на выполнении определенного цикла производства. Поэтому есть возможность наращивать кадровый профессионализм. Из этого следует то, что конечный продукт производится быстро и качественно.

  Вмести  с тем, необходимо помнить, что внутри производственных отделений наблюдается  тенденция к «укорачиванию» целей. Из-за роста управленческого аппарата за счет создания отделений увеличиваются  накладные расходы. Централизованное распределение ключевых ресурсов в случае их недостатка может привести к развитию межотделенческих конфликтов.

  Так же на предприятиях происходит ограниченная спецификация, то есть при вводе  на предприятие нового продукта необходимо новое оборудование, помещение, переучивать персонал.

  В этой организации затруднена межотделенческая карьера, а при механическом подходе  человек вообще оказывается потерянным и его ресурсы не используются эффективным образом.

  Предложения по улучшению.

  При постоянном изменении конъюнктуры рынка необходимо постоянные аналитические разработочные исследование для получения конкурентоспособность товара. Для этого на предприятии необходимо направлять больших денежных средств на эти цели.

  Еще необходимо разрабатывать социальную политику таким образом, чтобы снизить напряженность, возникающую в связи карьерным ростом материальной заинтересованностью, своевременной подготовкой и переподготовкой кадров.  
 
 

  Заключение

  Возрастание роли управления в современных условиях в результате получения организацией экономической свободы и полной ответственности за свои результаты ведет к вовлечению в сферу управления дополнительных ресурсов (трудовых, финансовых, материальных). Для собственника предприятия важно не только расходование ресурсов для управления, но и то, насколько управление дает стратегические преимущества предприятию на рынке, усиливает его конкурентоспособность, поддерживает общественную значимость предприятия. В условиях конкуренции руководители должны заботиться о производительности и эффективности.

Информация о работе Анализ особенностей организации менеджмента на предприятии