Анализ организационной структуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 11:11, курсовая работа

Описание работы

Цель организационной структуры состоит в том, чтобы решить стоящие перед организацией задачи, поэтому проектирование структуры должно базироваться на стратегических планах организации, а её структура – обеспечивать реализацию стратегии организации.
Цель курсовой работы: построить такую организационную структуру управления предприятием, чтобы обеспечить внутренний рынок высококачественной продукцией по конкурентным ценам.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы проектирования организационных структур предприятия 5
1.1. Понятия и типы организационных структур 5
1.2 Этапы и методы проектирования организационных структур 14
2. Анализ организационной структуры ОАО "Красноярский завод холодильников "Бирюса" 18
2.1 Общая характеристика деятельности ОАО "Красноярский завод холодильников "Бирюса" 18
2.2 Проектирование организационной структуры управления ОАО "Красноярский завод холодильников "Бирюса" 21
2.3 Оценка эффективности организационной структуры ОАО "Красноярский завод холодильников "Бирюса" 26
Заключение 30
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

стратегический курсак.docx

— 71.49 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

1. Теоретические  основы проектирования организационных структур предприятия                                                                                               5

1.1. Понятия и типы организационных структур                                       5

1.2 Этапы и методы проектирования организационных структур             14

2. Анализ организационной структуры ОАО "Красноярский завод холодильников "Бирюса"                                                                           18                                  

2.1 Общая характеристика деятельности ОАО "Красноярский завод холодильников "Бирюса"                                                                           18

2.2 Проектирование организационной структуры управления ОАО "Красноярский завод холодильников "Бирюса"                                                 21

2.3 Оценка  эффективности организационной  структуры ОАО "Красноярский завод холодильников "Бирюса"                                                                26

Заключение                                                                                              30

Библиографический список 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Через преодоление сложных проблем  Россия осуществляет переход к рыночной экономике. Переход России на новую систему хозяйствования, затронул предприятия всех форм собственности. Ранее руководители предприятий даже не задумывались о конкуренции, о повышении эффективности, об увеличении прибыли, так как предприятия не являлись собственностью начальника или директора. Большинство предпринимателей, руководителей и специалистов предприятий пока не понимают сущности этой сферы деятельности и знакомы лишь с отдельными функциями системы управления. Это происходит потому, что менеджмент не дает готовых рецептов для конкретных организаций в конкретный момент времени, он лишь помогает целенаправленно искать новые решения проблем.

     На  производственном предприятии большое  значение играют: разработка организационной  структуры системы управления, подходы  к распределению обязанностей, принципы создания перспективной организации и т.д. Поэтому в настоящее время созданию и совершенствованию организационной структуры системы управления уделяется значительное внимание. Этим обоснована актуальность данной тему курсового проекта.

     В качестве объекта исследования рассматривается  ОАО Красноярский завод холодильников «Бирюса»

     Предметом исследования является организационная  структура, которая представляет собой  логические взаимоотношения уровней  управления и функциональных областей, построенная в такой форме, которая позволила бы наиболее эффективно достигать целей организации.

     Цель  организационной структуры состоит  в том, чтобы решить стоящие перед организацией задачи, поэтому проектирование структуры должно базироваться на стратегических планах организации, а её структура – обеспечивать реализацию стратегии организации.

     Цель  курсовой работы: построить такую  организационную структуру управления предприятием, чтобы обеспечить внутренний рынок высококачественной продукцией по конкурентным ценам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Теоретические  основы проектирования организационных структур предприятия

1.1. Понятия и типы организационных структур

     Организационная структура управления - понятие многостороннее. Оно, прежде всего, включает систему  целей и их распределение между  различными звеньями, поскольку механизм управления должен быть ориентирован на достижение целей. Сюда же относятся  состав подразделений, которые связаны  определенными отношениями; распределение  задач и функций по всем звеньям; распределение ответственности, полномочий и прав внутри организации, отражающее соотношение централизации и  децентрализации управления. Важным элементом структуры управления являются коммуникации, потоки информации и документооборот в организации. Наконец, организационная структура - это поведенческая система, это  люди и их группы, постоянно вступающие в различные взаимоотношения  для решения общих задач. В  основу методологии проектирования структур должно быть положено четкое формулирование целей организации.

     Иерархическая структура управления

Структуры управления на многих современных предприятиях были построены в соответствии с  принципами управления, сформулированными  еще в начале ХХ века.

  • принцип иерархичности уровней управления, при котором каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему;
  • вытекающий из него принцип соответствия полномочий и ответственности работников управления месту в иерархии;
  • принцип разделения труда на отдельные функции и специализации работников по выполняемым функциям; принцип формализации и стандартизации деятельности, обеспечивающий однородность выполнения работниками своих обязанностей и скоординированность различных задач;
  • вытекающий из него принцип обезличенности выполнения работниками своих функций;
  • принцип квалификационного отбора, в соотвествии с которым найм и увольнение с работы производится в строгом соответствии с квалификационными требованиями.

   Линейная  организационная  структура

Основы  линейных структур составляет так называемый "шахтный" принцип построения и специализация управленческого  процесса по функциональным подсистемам  организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и т. д.). По каждой подсистеме формируется иерархия служб, пронизывающая всю организацию сверху донизу. Результаты работы каждой службы оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач. Соответственно строится и система мотивации и поощрения работников. При этом конечный результат (эффективность и качество работы организации в целом) становится как бы второстепенным, так как считается, что все службы в той или иной мере работают на его получение. 

Преимущества  линейной структуры:

  • четкая система взаимных связей функций и подразделений;
  • четкая система единоначалия - один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель;
  • ясно выраженная ответственность;
  • быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих.
 
 
 

Недостатки  линейной структуры:

  • отсутствие звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования; в работе руководителей практически всех уровней оперативные проблемы ("текучка") доминирует над стратегическими;
  • тенденция к волоките и перекладыванию ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений;
  • малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации;
  • критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом - разные;
  • тенденция к формализации оценки эффективности и качества работы подразделений приводит обычно к возникновению атмосферы страха и разобщенности;
  • большое число "этажей управления" между работниками, выпускающими продукцию, и лицом, принимающим решение;
  • перегрузка управленцев верхнего уровня;
  • повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев.

   Линейно - штабная организационная  структура

Такой вид организационной структуры  является развитием линейной и призван  ликвидировать ее важнейший недостаток, связанный с отсутствием звеньев  стратегического планирования. Линейно - штабная структура включает в  себя специализированные подразделения (штабы), которые не обладают правами  принятия решений и руководства  какими - либо нижестоящими подразделениями, а лишь помогают соответствующему руководителю в выполнении отдельных функций, прежде всего, функций стратегического  планирования и анализа. В остальном  эта структура соответствует  линейной. 

Достоинства линейно - штабной структуры:

  • более глубокая, чем в линейной, проработка стратегических вопросов;
  • некоторая разгрузка высших руководителей;
  • возможность привлечения внешних консультантов и экспертов;
  • при наделении штабных подразделений правами функционального руководства такая структура - хороший первый шаг к более эффективным органическим структурам управления.

Недостатки  линейно - штабной структуры:

  • недостаточно четкое распределение ответственности, т. к. лица, готовящие решение, не участвуют в его выполнении;
  • тенденции к чрезмерной централизации управления;
  • аналогичные линейной структуре, частично - в ослабленном виде.

   Дивизионная структура управления 

Ключевыми фигурами в управлении организациями  с дивизионной структурой являются уже не руководители функциональных подразделений, а менеджеры, возглавляющие  производственные отделения (дивизионы). Структуризация по дивизионам, как  правило, производится по одному из критериев: по выпускаемой продукции (изделиям или услугам) - продуктовая специализация; по ориентации на определенные группы потребителей - потребительская специализация; по обслуживаемым территориям - региональная специализация. В нашей стране аналогичные  структуры управления широко внедрялись, начиная с 60-х годов в форме  создания производственных объединений.

Преимущества  дивизионной структуры:

  • она обеспечивает управление многопрофильными предприятиями с общей численностью сотрудников порядка сотен тысяч и территориально удаленными подразделениями;
  • обеспечивает большую гибкость и более быструю реакцию на изменения в окружении предприятия по сравнению с линейной и линейно - штабной;
  • при расширении границ самостоятельности отделений они становятся "центрами получения прибыли", активно работая по повышении эффективности и качества производства;
  • более тесная связь производства с потребителями.

Недостатки  дивизионной структуры:

  • большое количество "этажей" управленческой вертикали; между рабочими и управляющим производством подразделения - 3 и более уровня управления, между рабочими и руководством компании - 5 и более;
  • разобщенность штабных структур отделений от штабов компании;
  • основные связи - вертикальные, поэтому остаются общие для иерархических структур недостатки - волокита, перегруженность управленцев, плохое взаимодействие при решении вопросов, смежных для подразделений и т. д. ;
  • дублирование функций на разных "этажах" и как следствие - очень высокие затраты на содержание управленческой структуры;
  • в отделениях, как правило, сохраняется линейная или линейно - штабная структура со всеми их недостатками.

   Бригадная (кросс - функциональная) структура управления

Основой этой структуры управления является организация работ по рабочим  группам (бригадам). Форма бригадной  организации работ - достаточно древняя организационная форма. Основными принципами такой организации управления являются:

  • автономная работа рабочих групп (бригад);
  • самостоятельное принятие решений рабочими группами и координация деятельности по горизонтали;
  • замена жестких управленческих связей бюрократического типа гибкими связями;
  • привлечение для разработки и решения задач сотрудников разных подразделений.

Эти принципы разрушает свойственное иерархическим  структурам жесткое распределение  сотрудников по производственным, инженерно-техническим, экономическим и управленческим службам, которые образуют изолированные системы со своими целевыми установками и интересами.  

Преимущества  бригадной (кросс-функциональной) структуры:

  • сокращение управленческого аппарата, повышение эффективности управления;
  • гибкое использование кадров, их знаний и компетентности;
  • работа в группах создает условия для самосовершенствования;
  • возможность применения эффективных методов планирования и управления;
  • сокращается потребность в специалистах широкого профиля.

Недостатки  бригадной (кросс-функциональной) структуры:

Информация о работе Анализ организационной структуры