Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:36, курсовая работа
В современной литературе существует довольно много определений понятия организационной культуры. Анализ материалов литературных источников показывает на то, что данное понятие возникает лишь в 80-е годы XX столетия.
Каждый из авторов стремится дать свое собственное определение этому понятию. Имеются очень узкие и очень широкие толкования того, что же представляет собой культура организации.
2. Интегрирующая функция
формирует чувство
3. Регулирующая функция
поддерживает необходимые
4. Адаптивная функция
облегчает взаимное
5. Ориентирующая функция
культуры направляет
6. Мотивационная функция. Высокая миссия, образцовые доброжелательные взаимоотношения, продуманная система материального и социального стимулирования, комфортный стиль и процедуры управления, будучи частями организационной культуры, имеют огромное мотивирующее воздействие па работу персонала предприятия. Организационная культура способствует процессу объединения усилий всех подразделений (подсистем) предприятия для достижения ее целей и задач. Она мобилизует персонал, «самонаправляет» интересы функциональных служб, отдельных сотрудников, ориентирует все подразделения и отдельных лиц на общие цели.
7. Функция формирования
имиджа организации, т. е. ее
образа в глазах окружающих. Этот
образ является результатом
В нашей стране организационная культура, к сожалению, заимствовала с Запада лишь внешние формы: рекламу, оформление офисов, новые названия должностей (различного, рода менеджеры вместо руководителей структурных подразделений, кадровиков, специалисты в области маркетинга вместо снабженцев и т. д.). В то же время стиль управления и делового общения остались такими же, как в условиях административно-командной системы.
Раздел 2. ФОРМИРОВАНИЕ И ВЛИЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Формирование
и развитие организационной
Внешняя среда оказывает значительное влияние на организацию, что, естественно, сказывается на ее культуре. Можно выделить следующие основные элементы внешней среды для организаций:
Очевидно, что результаты влияния на организацию каждого из перечисленных факторов меняются во времени, однако внешняя среда в целом оказывает постоянное сильное воздействие на каждую организацию, и естественно, на культуру организации. Следствием этого воздействия может стать изменение организационной структуры, пересмотр производственной стратегии и стоящих перед организацией целей.
Следовательно, члены организации должны решать две очень важные проблемы (по Э. Шайну):
Первая – это внешняя
адаптация: что должно быть
сделано организацией для того,
чтобы выжить в условиях
Вторая – это внутренняя интеграция: как внутриорганизационные процессы и отношения способствуют ее внешней адаптации.
К проблемам внешней адаптации
и выживания относятся
1. Миссия и стратегия
(определение миссии
2. Цели (установление специфических целей и внутреннее принятие их работниками).
3. Средства (ресурсы, используемые
для достижения целей;
4. Контроль (установление
индивидуальных и групповых
5. Корректировка поведения
(создание системы поощрения и
наказания, увязанной с
Процесс внешней адаптации неразрывно связан с внутренней интеграцией, т.е. установлением и поддержанием эффективных отношений по работе между членами организации. Это процесс поиска наиболее эффективных способов совместной работы в организации.
Среди проблем внутренней интеграции можно отметит следующие:
1. Общий язык и концептуальные
категории (выбор методов
2. Определение значения
используемого языка и
3. Границы организации
и критерии вхождения и выхода
из нее (установление
4. Власть и статус (установление правил приобретению, поддержанию и потере власти; определение и распределение статусов в организации).
5. Личностные отношения
(установление формальных и
6. Награждения и наказания
(определение базовых
7. Идеология и религия
(определение значения и роли
указанных феноменов в
Разумеется, это не полный
перечень факторов, формирующих организационную
культуру, однако он дает общее представление
о роли менеджмента в ее создании,
а также о том, что культура
организации — функция
Определяющее влияние на организационную культуру оказывают действия высших руководителей. Их поведение, провозглашенные ими лозунги и нормы, а главное— организационные ресурсы, направленные на их реализацию и утверждение в сознании членов организации, становятся важнейшими ориентирами поведения работников, которые нередко служат более важным фактором организации поведения, чем формализованные правила и требования.
Поддержание организационной культуры заключается в росте организации и достижение результатов. Существуют такие методы поддержания организационной культуры:
1. Ролевое моделирование,
выражающееся в ежедневном
2. Поведение высшего руководства
в кризисных ситуациях. В
3. Что (какие задачи, функции,
показатели и т.д.) является предметом
постоянного внимания
4. Критерии определения
вознаграждений и статусов - культура
в организации может изучаться
через систему наград и
5. Кадровая политика организации.
6. Организационные символы
и образность - многие верования
и ценности, лежащие в основе
культуры организации,
2.2. Влияние культуры
на организационную
Влияние культуры на
организационную эффективность
определяется, прежде всего, ее
соответствием общей стратегии
организации. Выделяется
a. игнорируется культура,
серьезным образом
b. система управления
подстраивается под
c. делаются попытки изменить
культуру таким образом, чтобы
она подходила для выбранной
стратегии. Это наиболее
d. изменяется стратегия с целью ее подстраивания под существующую культуру.
В. Сате выделил семь процессов, посредством которых культура влияет на организационную деятельность:
1) кооперация между индивидами и частями организации;
2) принятие решений;
3) контроль;
4) коммуникации;
5) лояльность организации;
6) восприятие организационной среды;
7) оправдание своего поведения.
При этом В. Сате выделяет два уровня организационной культуры: поверхностный (образцы организационного поведения) и подповерхностный (ценности). Первые три процесса (принятия решений, контроля, коммуникаций) соотносятся с поверхностным уровнем организационной культуры, а следующие три - с подповерхностным уровнем. Эффективность функционирования организации зависит от того, как протекают указанные выше процессы.
Кооперацию как образец
поведения в организации