Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:36, курсовая работа
В современной литературе существует довольно много определений понятия организационной культуры. Анализ материалов литературных источников показывает на то, что данное понятие возникает лишь в 80-е годы XX столетия.
Каждый из авторов стремится дать свое собственное определение этому понятию. Имеются очень узкие и очень широкие толкования того, что же представляет собой культура организации.
Раздел 1 СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
В современной литературе
существует довольно много определений
понятия организационной
Каждый из авторов стремится
дать свое собственное определение
этому понятию. Имеются очень
узкие и очень широкие
Ниже приведены некоторые формулировки организационной культуры:
Организационная культура - это шаблонный образ мыслей, ощущений и реакций, присущих организации либо ее внутренним подразделениям. Это уникальная «духовная программа», отражающая «индивидуальность» организации. [1, стр. 289]
Организационная культура - это убеждения, нормы поведения, установки и ценности, которые являются теми не писаными правилами, определяющими как должны работать и вести себя люди в данной организации. [2, стр.14]
Часто организационная культура трактуется как принимаемые большей частью организации философия и идеология управления, ценностные ориентации, верования, ожидания, расположения и нормы, лежащие в основе отношений и взаимодействий как внутри организации, так и за ее пределами. Организационная культура проявляется в отношениях между людьми в организации.
Несмотря на очевидное
разнообразие определений, и толкований
организационной культуры, в них
есть общие моменты. Так, в большинстве
определений авторы ссылаются на
образцы базовых предположений,
которых придерживаются члены организации
в своем поведении и действиях.
Эти предположения часто
Ценности (или ценностные ориентации), которых может придерживаться индивид, являются второй общей категорией, включаемой авторами в определение организационной культуры. Ценности ориентируют индивида в том, какое поведение следует считать допустимым или недопустимым. Так, в некоторых организациях считается, что «клиент всегда прав», поэтому в них недопустимо обвинять клиента за неудачу в работе членов организации. В других – может быть все наоборот. Однако и в том, и в другом случае принятая ценность помогает индивиду понять то, как он должен действовать в конкретной ситуации.
Третьим общим атрибутом
термина организационной
Культура организации содержит как субъективные, так и объективные элементы, К первым относятся верования, ценности, ритуалы, табу, образы и мифы, связанные с историей организации и жизнью ее основателей, принятые нормы общения. Объективные элементы отражают материальную сторону жизни организации. Это, например, символика, цвета, удобство и оформление интерьеров, внешний вид зданий, оборудование, мебель и пр.
К субъективным элементам культуры относятся:
• ценности организации – это мнения о том, что является наилучшим или хорошим для данной организации и чему следует быть. Система ценностей образует внутренний стержень организационной культуры. Чем прочнее ценности, чем глубже они укоренились в культуре данной организации, тем более сильное влияние они оказывают на поведение сотрудников.
Согласно исследованиям,
проводимым в западных фирмах, сегодня
все меньшую роль играют такие
ценности, как послушание, власть, централизм,
и все большее: коллективизм, ориентация
на потребителя, личное творчество, умение
идти на компромиссы, децентрализация,
служение обществу.
• Философия
организации – это система ключевых
ценностей организации, отражающая восприятие
ею своего предназначения, выражается
в совокупности важнейших принципов деятельности,
задает главные направления функционирования
и развития, определяет стиль руководства,
основы мотивации, создает основу имиджа.
• образы, легенды и мифы являются элементом знаково-символической подсистемы культуры. Мифы отражают в нужном свете и в закодированной форме историю организации, унаследованные ценности, а образы — портреты ее известных деятелей. Они информируют (каков главный босс, как он реагирует на промахи; может ли простой сотрудник стать руководителем и пр.), снижая неопределенность, советуют, учат, направляют поведение персонала, создают образцы для подражания.• Обряды организации – это стандартные мероприятия, проводимы в определенное время и по специальному поводу с целью подчеркнуть торжественность того или иного события в жизни организации и ее сотрудников.
• ритуалы организации – это стандартные мероприятия, предназначенные для оказания целенаправленного психологического воздействия на членов организации с целью укрепления преданности ей, обучения организационным ценностям и формирования необходимых убеждений. Работники многих японских компаний, например, начинают трудовой день с пения их гимнов. Ритуалы могут быть связаны с принятием в члены организации, проводами на пенсию и пр.
• ценности, обычаи, обряды, ритуалы, нормы поведения членов организации, привнесенные из прошлого в настоящее, получили название традиций. Последние бывают как позитивными, так и негативными. Так, в качестве позитивной традиции можно рассматривать доброжелательное отношение ко всем новым сотрудникам, приходящим в организацию, а в качестве негативной — печально известную дедовщину.
• менталитет
организации – образ мышления членов
организации, определяемый традициями,
ценностями, их сознанием, имеющий огромное
влияние на их повседневное поведение
и отношение к своим обязанностям.
• Лозунги
организации – призывы, отражающие
в краткой форме основные задачи организации.
• нормы организации – это не писаные правила поведения, «правила игры», которые неофициально направляют поведение членов организации. Нормы передаются из уст в уста или через поведение и закрепляются реакцией людей на их нарушение. [4]
Ни один из этих компонентов в одиночке не представляет культуру организации. Однако все вместе они могут дать представление об организационной культуре.
Отношения между культурой и результатами работы организации зависят во многом от содержания тех ценностей, которые утверждаются конкретной культурой в организации. [5, стр. 420]
Так как культура играет
очень важную роль в жизни организации,
то она должна являться предметом
пристального внимания со стороны руководства.
У менеджмента крупных
1.2. Содержание организационной культуры
Существует много подходов
к анализу содержательной
1. Осознание себя и
своего места в организации
(в одних культурах ценится
сдержанность и сокрытие
2. Коммуникационная система
и язык общения (использование
устной, письменной, невербальной коммуникации;
профессиональный жаргон, аббревиатуры,
язык жестов специфичен для
организаций различной
3. Внешний вид, одежда
и представление себя на работе
(разнообразие униформ,
4. Привычки и традиции,
связанные с приемом и
5. Осознание времени,
отношение к нему и его
6. Взаимоотношения между
людьми (влияние на межличностные
отношения таких характеристик
как возраст, пол,
7. Ценности и нормы
(первые представляют собой
8. Мировоззрение (вера/
9. Развитие и самореализация
работника (бездумное или
10. Трудовая этика и
мотивирование (отношение к
Указанные характеристики
культуры организации в
В любой организации потенциально
заложено множество локальных культур.
При этом имеется в виду одна,
преобладающая во всей организации
культура и культура ее частей (уровней;
подразделений, профессиональных, региональных,
национальных, возрастных, половых
и других групп). Эти различные
субкультуры могут
Фактически любая из этих
субкультур может стать доминирующей,
т.е. собственно организационной культурой,
если она целенаправленно
В организации может существовать и такой тип субкультур, которые достаточно упорно отвергают то, чего организация в целом хочет достигнуть.
Среди этих организационных контркультур могут быть выделены следующие виды:
(1) прямая оппозиция ценностям
доминирующей организационной
(2) оппозиция структуре власти в рамках доминирующей культуры организации;
(3) оппозиция к образцам отношений и взаимодействия, поддерживаемых доминирующей культурой. [5, стр.429]
Контркультуры в организации
появляются обычно тогда,
1.3. Функции культуры в организации
По отношению к организации культура выполняет ряд важных функций:
1. Охранная функция состоит
в создании барьера,