Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:27, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в проведении анализа методов и способов профессионального обучения персонала.
Традиционно различают два основных метода обучения персонала:
-Обучение без отрыва от производства (обучение с использованием внутренних ресурсов);
-Обучение с отрывом от работы в специализированных учебных заведениях, центрах подготовки кадров (с использованием внешних ресурсов).
Оба метода имеют свои преимущества и недостатки. Что будет отражено в данной работе.
Введение
3
Глава 1. Теоретические аспекты профессионального обучения
6
1.1. Понятие и сущность обучения персонала
1.2. Предмет, цели и задачи профессионального обучения персонала
6
9
Глава 2. Методология профессионального обучения
2.1. Формы и методы профессионального развития и обучения персонала
Методы обучения, применяемые на рабочем месте
Методы обучения, применяемые все рабочего места
11
11
12
16
Глава 3. Анализ и характеристика видов обучения персонала
3.1. Виды обучения персонала
3.2. Профессиональная подготовка вновь принятых кадров
3.3. Повышение квалификации
3.4. Стажировка
3.5. Профессиональная переподготовка
20
20
22
25
28
29
Заключение
32
Список используемой литературы
35
Деловые игры очень многообразны, их можно систематизировать по нескольким признакам.
Также возможно использование таких методов, как программируемое обучение, тренажеры и моделирующее обучение, аудиовизуальные средства, о которых говорилось выше.
Критериями выбора вида обучения
являются: с одной стороны, доходы
(повышение квалификации приводит к
росту экономических
Внепроизводственная профессиональная
подготовка связана со значительными
изменяющимися расходами, внутрипроизводственная
- со значительными, но фиксированными
расходами, поскольку в сфере
обучения занято определенное количество
человек и имеется
Глава 3. Анализ и характеристика видов обучения персонала.
Краткая характеристика видов обучения представлена в табл. 1.2.
Таблица 1.2. Характеристика видов обучения кадров
Вид обучения |
Характеристика вида обучения |
1. Профессиональная подготовка кадров 1.1.Профессиональная 1.2.Профессиональная |
Приобретение знаний, умений, навыков и обучение способам общения, направленных на выполнение определенных производственных задач. Подготовка считается законченной, если получена квалификация для осуществления конкретной деятельности (обучается учащаяся молодежь). Развитие знаний, умений, навыков и способов общения как фундамента для дальнейшей профессиональной подготовки (например, подготовка бакалавров). Предназначена для получения специфической профессиональной квалификации. Углубление знаний и способностей с целью овладения определенной профессией (например, специалист, магистр) |
2.Профессиональное
совершенствование (повышение 2.1.Совершенствование 2.2.Профессиональное с целью продвижения по службе |
Расширение знаний, умений, навыков
и способов общения с целью
приведения их в соответствие с современными
требованиями производства, а также
для стимулирования профессионального
роста (обучаются занятые в Приведение знаний и способностей в соответствие с требованиями времени, их актуализация и углубление. Обучаются специалисты (горизонтальная мобильность) Подготовка к выполнению качественно более высоких задач. Обучаются руководители (вертикальная мобильность) |
3. Профессиональная переподготовка (переквалификация) |
Получение знаний, умений, навыков и овладение способами обучения (поведения) для освоения новой профессии и качественно другой профессиональной деятельности (обучаются занятые в производстве работники или безработные, имеющие практический опыт) |
Отдельные виды обучения не следует рассматривать в отрыве друг от друга. Целенаправленное обучение квалифицированных кадров предполагает тесную связь и координацию между этими видами обучения.
Рассмотрим подробнее и проанализируем каждый вид обучения отдельно.
Подготовка новых работников - это первоначальное профессиональное и экономическое обучение лиц, принятых на предприятие и ранее не имевших профессии. По существующему в РФ правилу такое обучение не превышает 6 месяцев. Профессиональная подготовка вновь принятых кадров на предприятии осуществляется на основе ученического договора в соответствии с главой 32 Трудового кодекса РФ. Ученики пользуются всеми правами работников, и на них в полном объёме распространяются законодательство о труде, коллективный договор и иные нормативные акты.
Основными
формами обучения новых работников
на производстве согласно российскому
законодательству являются индивидуальная,
групповая и курсовая подготовка.
При индивидуальном обучении ученика
либо прикрепляют к
Групповая (бригадная) форма обучения предусматривает объединение учеников в специальные группы, занятия с которыми проводят рабочие высокой квалификации.
Курсовая форма подготовки применяется для обучения работников сложным профессиям и осуществляется в два этапа: сначала в учебной группе под руководством мастера производственного обучения на специально созданной для этого учебно-производственной базе предприятия или учебного комбината, а затем на рабочих местах предприятия в учебной группе под руководством не освобождённого от основной работы квалифицированного работника - инструктора производственного обучения.
Теоретическое обучение при курсовой и групповой подготовке осуществляется в учебных группах, в учебных комбинатах и на специальных курсах.
Обучение
на рабочем месте может
Формой обучения на рабочем месте является инструктаж - разъяснение и демонстрация приёмов работы опытным сотрудником. Он непродолжителен и направлен на изучение какой-то конкретной операции или процедуры, входящей в круг обязанностей обучаемого. Инструктаж не требует высоких затрат и эффективен для простых видов деятельности.
На
западе в отношении сотрудников,
нуждающихся в многосторонней квалификации,
применяется такой метод
Работники могут заниматься также самообучением путём знакомства с соответствующей литературой, дополняемого инструктажем, что заменяет теоретическое образование; осмысление прочитанного; наблюдения и анализа своих действий и работы окружающих; выполнение постоянно усложняющихся заданий.
У руководителей формой обучения на рабочем месте является стажировка для работы в новой должности, при которой сохраняются старые обязанности и частично выполняются новые. Она осуществляется в форме ассистирования, дублирования, объединённого руководства, ученичества (для менеджеров) и даёт некоторый предварительный опыт.
Например,
такой метод подготовки, как «спаривание»
(или «близнецы»), предполагает, что
старый и новый руководители на протяжении
некоторого времени (от нескольких дней
до нескольких месяцев) работают вместе
для передачи секретов мастерства.
Правда, это потенциально конфликтно,
а поэтому не всегда эффективно.
Здесь целесообразней партнёрство
в форме опеки и
При достаточном запасе теоретических знаний полученных в учебном заведении, вариант обучения на рабочем месте более предпочтителен, чем на различных специальных курсах, поскольку позволяет входить в работу сразу же в процессе её выполнения, требует меньших затрат, обеспечивает связь с практикой. Однако такое обучение требует тщательного отбора инструкторов, их близости обучаемым по социальному положению и личным качествам. Кроме того, люди, сразу же попавшие «в пекло», потом обычно работают более успешно.
Выбор
конкретных форм организации подготовки
новых работников российское законодательство
предоставляет самим
Повышение
квалификации на предприятии - это обновление
теоретических и практических знаний
специалистов в связи с повышением
требований к уровню квалификации и
необходимостью освоения современных
методов решения
Повышение
квалификации работников проводится по
мере необходимости, но не реже одного
раза в 5 лет в течение всей трудовой
деятельности работников. Периодичность
прохождения специалистами
Потребность организации в повышении квалификации её сотрудников обусловлена: изменениями во внешней и внутренней среде; усложнением процесса управления; освоением новых видов и сфер деятельности (для про
Выделяют следующие формы
1. Внутренняя (в рамках организации)
и внешняя (в учебных
заведениях, специальных центрах). Внутренняя
может осуществляться на
Конкретные направления
Современные
программы повышения
Повышение квалификации включает в себя следующие виды:
Предельно конкретизированная внутриорганизационная система повышения квалификации должна быть частью общей концепции развития персонала, входить в сферу управления им и курироваться на самых высших уровнях.
По
окончании профессионального
Основной целью стажировки является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка также осуществляется в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности. Обучающийся во время стажировок в различных подразделениях предприятия или за его пределами наблюдает, как работают опытные специалисты, выполняет определённые задания под их руководством и таким образом осваивает навыки решения всё более широкого круга профессиональных задач.
Информация о работе Анализ методов и способов профессионального обучения персонала