Анализ методов и способов профессионального обучения персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в проведении анализа методов и способов профессионального обучения персонала.
Традиционно различают два основных метода обучения персонала:
-Обучение без отрыва от производства (обучение с использованием внутренних ресурсов);
-Обучение с отрывом от работы в специализированных учебных заведениях, центрах подготовки кадров (с использованием внешних ресурсов).
Оба метода имеют свои преимущества и недостатки. Что будет отражено в данной работе.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Теоретические аспекты профессионального обучения
6
1.1. Понятие и сущность обучения персонала
1.2. Предмет, цели и задачи профессионального обучения персонала
6
9
Глава 2. Методология профессионального обучения
2.1. Формы и методы профессионального развития и обучения персонала
Методы обучения, применяемые на рабочем месте
Методы обучения, применяемые все рабочего места
11
11

12
16
Глава 3. Анализ и характеристика видов обучения персонала
3.1. Виды обучения персонала
3.2. Профессиональная подготовка вновь принятых кадров
3.3. Повышение квалификации
3.4. Стажировка
3.5. Профессиональная переподготовка
20
20
22
25
28
29
Заключение
32
Список используемой литературы
35

Работа содержит 1 файл

курсовая управление персоналом.docx

— 68.66 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине:  управление персоналом

Тема: Анализ методов и способов профессионального обучения персонала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение

3

Глава 1. Теоретические аспекты  профессионального обучения

6

1.1. Понятие и сущность обучения персонала

         1.2. Предмет,  цели и задачи профессионального  обучения персонала    

6

9

Глава 2. Методология  профессионального  обучения

2.1.    Формы и методы профессионального развития и обучения персонала

    1. Методы обучения, применяемые на рабочем месте
    2. Методы обучения, применяемые все рабочего места

11

11

 

12

16

Глава 3. Анализ и характеристика  видов обучения персонала

        3.1.     Виды обучения персонала

        3.2.     Профессиональная подготовка вновь принятых кадров

        3.3.     Повышение квалификации

       3.4.     Стажировка

       3.5.     Профессиональная переподготовка

20

20

22

25

28

29

Заключение

32

Список используемой литературы

35


 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Ускоренное развитие научно-технического прогресса и быстрое устаревание  профессиональных знаний и навыков  определяют значительно возросшую роль профессионального обучения. Это помогает фирме соответствовать ужесточившимся требованиям рынка.

Инвестирование в развитие кадров приносит фирме большую прибыль, чем инвестирование в усовершенствование производственных мощностей, т.е. человеческий ресурс можно определить как ключевой фактор эффективности использования  всех остальных ресурсов, имеющихся  в распоряжении предприятия.

Кроме того, эффективное управление развитием персонала, помимо непосредственного  роста прибыли, имеет ряд других положительных последствий для  организации: раскрытие потенциала работников, сплочение и улучшение социально-психологического климата коллектива; рост мотивации; привлечение новых сотрудников; формирование желательных образцов поведения и соответствующей организационной культуры, способствующей успешному достижению организационных целей, и т.д.

Образование кадров – важнейший  фактор экономического роста в стране. От организационного обучения выигрывает и общество, государство в целом, получая более квалифицированных  членов и более высокую производительность общественного труда без дополнительных затрат.

О важности профессионального развития для современных организаций  свидетельствует и то, что цели в этой области включаются в личные планы высших руководителей многих предприятий и организаций.

Важнейшее условие успешного развития любой организации - профессиональное развитие человеческих ресурсов - особенно актуально в современном мире, в котором проблема обновления приобретенных  знаний и навыков стоит особенно остро. Сегодняшний сотрудник должен обладать стратегическим мышлением, предприимчивостью, широкой эрудицией, высокой культурой, способностью адаптироваться к непрерывным изменениям внешней среды.

Назрела необходимость профессионального  обучения персонала, т.е. создания условий  для полного раскрытия потенциала сотрудников, их способности вносить  ощутимый вклад в деятельность своей  организации. Речь идет прежде всего  о предоставлении сотрудникам равных возможностей в получении достойных  заработков, в продвижении по службе, в профессиональном росте и т.д.

Крупные западные фирмы инвестируют  все больше средств в профессиональное обучение персонала, понимая, что внешний  рынок труда и система образования  не успевают приспособиться к столь  быстрому росту потребности в  конкретных кадрах.

Цель данной курсовой работы заключается  в проведении анализа методов и способов профессионального обучения персонала.

Традиционно различают два основных метода обучения персонала:

-Обучение без отрыва от производства (обучение с использованием внутренних  ресурсов);

-Обучение с отрывом от работы  в специализированных учебных  заведениях, центрах подготовки  кадров (с использованием внешних  ресурсов).

Оба метода имеют свои преимущества и недостатки. Что будет отражено в данной работе.

Таким образом, данная курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:

-Изучение и анализ методов профессионального обучения персонала;

-Анализ достоинств и недостатков  методов обучения;

-Сравнение методов обучения  в зависимости от степени включенности  в него слушателя.

Объектом исследования является обучение персонала организации. Предметом курсовой работы выступают методы профессионального обучения персонала организации.

С учетом специфики данной темы и круга  затронутых вопросов структура работы позволяет последовательно осветить теоретические и методологические вопросы подготовки кадров, проанализировать каждый вид профессионального обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты  профессионального обучения

    1. Понятие и сущность обучения персонала

 

Развитие  и обучение персонала является одним  из ключевых факторов повышение конкурентоспособности  предприятий в современных рыночных условиях. Катастрофическая нехватка квалифицированных кадров, вызванная  распадом системы профессионального  образования, сложной социально-демографическая  ситуацией и рядом других факторов, заставляется современные российские предприятия самостоятельно заниматься подготовкой кадров и повышением их квалификации.

Обучение  присутствует всегда в жизни человека, начиная с первых шагов, первых слов. Но в этой работе мы будем говорить об осознанном обучении, обучении сознательного  человека. Первичное, базовое обучение осуществляется в школах, профессионально-технических училищах, техникумах, колледжах, лицеях. Вторичное обучение проходит в ВУЗах, институтах и на факультетах повышения квалификации и переподготовки кадров, в учебных центрах, специально организованных курсах и семинарах, в организациях и т.п.

В современной  теории и практике управления персоналом используется множество понятий  описывающих обучение персонала («обучение  персонала», «подготовка и переподготовка кадров», «корпоративное обучение», «профессиональное  обучение», «повышение квалификации», и т.д.). Зачастую использование этих понятий носит синонимичный характер.

Образование - процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков и способов поведения, необходимых  для подготовки человека к жизни  и труду. Уровень образования  обусловливается требованиями производства, научно-техническим и культурным уровнем, а также общественными  отношениями. Образование делится  на два вида: общее и профессиональное. Образование должно осуществляться непрерывно.

Непрерывное образование - процесс и принцип  формирования личности, предусматривающий  создание таких систем образования, которые открыты для людей  любого возраста и поколения и  сопровождают человека в течение  всей его жизни, способствуют постоянному  его развитию, вовлекают его в  непрерывный процесс овладения  знаниями, умениями, навыками и способами  поведения (общения). Непрерывное образование  предусматривает не только повышение  квалификации, но и переподготовку для изменяющихся условий и стимулирование постоянного самообразования.

Профессиональное  образование как процесс - это  одно из звеньев единой системы непрерывного образования, а как результат - подготовленность человека к определенному виду трудовой деятельности, профессии, подтвержденная документом (аттестатом, дипломом, свидетельством) об окончании соответствующего учебного заведения.[9;с.410]

В дальнейшем речь пойдет о профессиональном образовании  персонала, которое осуществляется посредством его обучения.

Обучение  персонала — это развитие профессиональных знаний, умений и навыков сотрудников  с учетом целей соответствующих  подразделений, которые в свою очередь  определяются стратегией компании. Благополучная, стабильная организация, думающая о своем будущем, должна быть готова вкладывать средства  в подготовку и переподготовку кадров.

Обучение  персонала - основной путь получения  профессионального образования. Это  целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс  овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т.п. [9;с.411]

Следует различать  три вида обучения.

Подготовка  кадров - планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способами общения.

Повышение квалификации кадров - обучение кадров с целью усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности.

Переподготовка  кадров - обучение кадров с целью  освоения новых знаний, умений, навыков  и способов общения в связи  с овладением новой профессией или  изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Предмет, цели и задачи обучения персонала.

 

Определим предмет, цели и задачи обучения персонала.

Предметом обучения являются в первую очередь  знания - теоретические, методические и практические, необходимые работнику для выполнения своих обязанностей на рабочем месте.

Умения - способность  выполнять обязанности, закрепленные за работником на конкретном рабочем  месте.

Навыки - высокая  степень умения применять полученные знания на практике, навыки предполагают такую меру освоения работы, когда  вырабатывается сознательный самоконтроль.

Способы общения (поведения) - форма жизнедеятельности  личности, совокупность действий и  поступков индивида в процессе общения  с окружающей действительностью, выработка  поведения, соответствующего требованиям, предъявляемым рабочим местом, социальные отношения, коммуникабельность.

Цели обучения отличаются для различных  участников обучения. Так, для владельцев предприятия (организации) и высших исполнительных руководителей этими  целями могут быть:

  • повышение производительности, эффективности и прибыли организации;
  • получение конкурентных преимуществ;
  • увеличение доли рынка;
  • увеличение активов компании.

Для руководителей высшего звена:

  • повышение эффективности управления и производительности;
  • совершенствование коллективной работы и процессов;
  • разработка новых средств для достижения корпоративных целей.

Для линейных менеджеров:

  • новые перспективы в карьере;
  • новые возможности совершенствования работы своего подразделения;
  • новые методы решения задач;
  • увеличение числа клиентов и более полное удовлетворение их потребностей.

Для рядовых сотрудников:

  • совершенствование условий труда;
  • более активное участие в процессах принятия решений;
  • более эффективное использование личного потенциала;
  • большее удовлетворение от трудовой деятельности.

Таким образом, цели обучения образуют основу для создания детальной учебной  программы, содержание которой зависит  от количества и характера поставленных целей. [9]

Задач производственного обучения тоже стоит дифференцировать, но уже  с учетом контингента обучаемых.

При подготовке новых рабочих:

а) привитие новых профессиональных навыков;

б) изучение наиболее рациональных рабочих  приемов на основе опыта передовых  производств;

в) освоение норм выработки, достижение качественных показателей.

При повышении квалификации рабочих:

а) совершенствование имеющихся  навыков;

б) освоение новых, более сложных  работ и навыков;

в) освоение новой техники и технологии, изучение передовой организации  производства;

г) освоение новых методов и приемов  труда и его организации. [9, с.124]

 

Глава 2. Методология  профессионального  обучения.

    1. Формы и методы профессионального развития и обучения персонала

Информация о работе Анализ методов и способов профессионального обучения персонала