Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 10:31, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение процессов регулирования и контроля деятельности предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо:
1. изучить процесс современного управления предприятием, его роль и значение;
2. определить виды контроля и области его применения; 3. выявить этапы процесса контроля;
4 дать характеристики эффективного контроля;
5. рассмотреть органы контроля, регулирующие деятельность предприятия;
6. проанализировать эффективность процесса контроля на примере конкретного предприятии.
Введение
1. Роль и значение контроля в процессе управления современным предприятием
1.1. Виды контроля и области его применения
1.2. Этапы процесса контроля
1.3. Характеристика эффективного контроля
2. Анализ эффективности процесса контроля на ОАО «Лысковский хлебозавод»
2.1. Характеристика предприятия
2.2. Анализ процесса контроля за деятельностью предприятия
2.3. Органы контроля, регулирующие деятельность предприятия
Заключение
Литература
Информацию также собирают с помощью устных отчетов – сведений, получаемых в коммуникациях с подчиненными: при проведении конференций, собраний, личных переговоров или телефонных звонков. Преимущества и недостатки этого метода оценки эффективности работы совпадают с теми, которые характерны для личного наблюдения. Кроме того, данный метод обеспечивает возможность обратной связи и позволяет использовать преимущества языковой выразительности и голосовых интонаций. Исторически сложилось, что одним из главных недостатков устных отчетов было отсутствие документирования информации для последующего использования. Однако сегодня возможности в этой сфере настолько увеличились, что устные отчеты можно записывать с помощью средств звуко- и видеозаписи, точно отображая их содержание.
Фактические результаты деятельности работников можно также определять на основе письменных отчетов. Как и статистические отчеты, они менее оперативны. Такие отчеты обычно более обдуманны, чем устные, и удобны в хранении.
Для получения полной и достоверной информации менеджерам следует использовать все четыре описанных источника.
Сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами - третий этап процесса контроля.
На третьем этапе процесса контроля менеджер должен выявить, насколько достигнутые результаты соответствуют его ожиданиям. При этом важно понимать, насколько допустимы или относительно безопасны обнаруженные отклонения от стандартов.
Уровень допустимых отклонений и принцип исключения. Одна из характерных черт хорошего стандарта системы контроля состоит в том, что в нем содержатся реалистичные допуски, параметров цели.
Определение допустимых
отклонений – вопрос очень важный,
поскольку сокращение допустимых отклонений
может требовать больших
На этапе сравнения определяется отклонение фактических показателей работы от запланированных стандартов и норм. Многие отклонения в рабочем процессе неизбежны и ожидаемы, поэтому важно определить приемлемый диапазон отклонений.
Диапазон отклонений – приемлемые параметры расхождений между фактическими показателями эффективности и запланированными стандартами и нормами. Отклонения, выходящие за пределы диапазона отклонений, считаются значительными, и на них необходимо обращать внимание. Таким образом, на стадии сравнения в первую очередь менеджеров должен волновать размер и направленность тенденций в отклонениях от стандарта.
Заключительный этап процесса контроля – проведение коррекции деятельности по результатам контроля, то есть регулирование.
Представим завершающий этап контроля.
В определенный момент времени сосредоточены ресурсы для начала деятельности организации и предопределён результат деятельности. Заданы стандарты и показатели. Исполнители приступили к работе.
Можно приступать к анализу деятельности, то есть происходит проверка хода выполнения работ.
Возможны три ситуации.
Первая. Результаты проверки соответствуют стандартам – наиболее приемлемой для фирмы реакцией на результаты контроля является сохранение текущего состояния.
Вторая. В ходе выполнения работы были замечены какие-либо отклонения от заданных стандартов.
При этом целесообразным будет являться внесение изменений в деятельность объекта контроля (коррекция работы).
Если причиной отклонения фактических показателей работы была недостаточно высокая эффективность рабочих операций или действий, менеджеру следует предпринять корректирующие действия: изменение стратегии, структуры или практики распределения вознаграждений, реализация программ дополнительного тренинга персонала, ре-дизайн рабочих заданий или замена работников.
Менеджер, принявший решение о проведении корректирующих мероприятий, должен также решить: следует ему предпринять немедленные или основные корректирующие действия? Немедленные корректирующие действия заключаются в исправлении проблемы сразу после ее возникновения, в результате чего рабочий процесс возвращается в нормальное русло. При выборе основных корректирующих действий, прежде всего, выясняется, по какой причине и насколько фактические показатели отклоняются от установленных стандартов и норм, и только после этого принимаются соответствующие меры к источнику отклонения.
Нередко приходится слышать, как менеджеры довольно убедительно объясняют, что у них нет времени на основные корректирующие действия и, следовательно, они должны довольствоваться тем, что им приходится «тушить пожар» немедленными корректирующими мероприятиями. Эффективные управленцы, однако, всегда проводят тщательный анализ отклонений и, если это экономически оправдано, затрачивают определенное время на постоянную корректировку значительных расхождений между запланированной нормой и фактическими показателями эффективности.
Третья ситуация определяется тем, что в ходе выполнения проверки обнаруживается, что произошли радикальные изменения во внешней или внутренней среде, которые делают установленные задания невыполнимыми.
Целесообразным действием при этом будет трансформация эталонов, т.е. изменение самих контрольных стандартов и показателей.
Иногда отклонения бывают результатом того, что запланированный стандарт или норма нереалистичны; другими словами, цель либо недостижима, либо, наоборот, занижена. В таких случаях коррекции требует норма, а не рабочий процесс.
Более трудная задача – пересмотр стандартов и норм в сторону уменьшения. Если сотрудник или подразделение существенно не оправдывают ожиданий в достижении цели, их естественная реакция заключается в том, что они перекладывают ответственность за такое отклонение на сам намеченный стандарт или установленную норму. Однако необходимо помнить: если эффективность работников или менеджеров не соответствует норме, то они, прежде всего, будут обвинять в этом сами стандарты и нормы. Если же вы уверены, что норма реалистична, отстаивайте свои принципы. Объясните свою позицию, еще раз скажите сотрудникам и менеджерам, что надеетесь, что в будущем их работа улучшится, а затем проведите необходимые корректирующие мероприятия.
Контроль – это
процесс обеспечения
Все эффективные системы контроля имеют общие характеристики. Их значимость варьируется в зависимости от конкретной ситуации, однако мы можем с уверенностью сказать, что если контроль соответствует некоторым требованиям, то его эффективность значительно повышается.
Контроль должен быть:
Рассмотрим каждую характеристику эффективного контроля.
Действенность. Выявленные в результате контроля нарушения, изъяны, ошибки, промахи в деятельности предприятия (организации) должны оперативно устраняться.
Гибкость. Эффективные контрольные механизмы должны предотвращать последствия неблагоприятных изменений и учитывать преимущества новых возможностей. Очень немногие современные организации работают в условиях стабильной внешней среды и не нуждаются в гибкой системе контроля. Сегодня даже самые механистические структуры требуют механизмов контроля, которые можно скорректировать в соответствии с изменением ситуации и обстановки.
Систематичность. Контроль должен проводиться не от случая к случаю, а постоянно. Кроме этого все виды и процедуры контроля, осуществляемые в организации, должны быть связаны в единую взаимозависимую целостность.
Комплексность. Контроль должен охватывать не один или несколько показателей плана, а все показатели, все направления деятельности предприятия (организации). Реализация контрольной функции в организации всегда должна быть единым комплексом, а не набором случайно связанных или вообще несвязанных процедур.
Экономичность. Эффективная система контроля должна оправдывать издержки, связанные с ее созданием и применением. Чтобы минимизировать эти затраты, менеджерам следует использовать как можно меньше контрольных механизмов, то есть внедрять только те методики и способы, которые действительно необходимы для достижения намеченных результатов. Выгоды, приносимые контролем, должны быть выше затрат на его проведение. Гласный. Результаты контроля должны быть известны исполнителям.
Своевременность. Механизмы контроля должны своевременно привлекать внимание менеджера к отклонениям, чтобы он мог предупредить их серьезное влияние на работу подразделения. Даже самые ценные сведения обесцениваются, если поступают с опозданием. Следовательно, эффективная система контроля должна обеспечивать своевременную информацию.
Понятность. Механизмы контроля, непонятные для тех, кто ими пользуется, бессмысленны. По этой причине иногда возникает необходимость упростить систему контроля. Применение системы контроля, которую трудно понять, нередко приводит к дополнительным ошибкам, недовольству сотрудников и к тому, что люди их просто игнорируют.
Самым главным фактором
повышения эффективности
Партнёрство и самоконтроль
способствуют интеграции интересов, замыслов,
намерений, стремлений, характеризуют
понимание и поддержку руководи
Глава 2. Анализ эффективности процесса контроля на ОАО «Лысковский хлебозавод»
2.1. Характеристика предприятия ОАО «Лысковский хлебозавод»
Хлебозавод – одно из старейших предприятий нашего города. За свою долгую жизнь он знал и взлеты, и падения. История завода начинается с 1 октября 1938 года, когда был образован хлебобулочный комбинат, объединивший 12 небольших пекарен (из них 11 были частными). На улицу Ленина, туда, где оно находится и поныне, предприятие переведено в 1947 году. Здесь, в бывших складских помещениях, были смонтированы две жаровые печи типа ХР и 2 – ХПК. Тесто замешивалось вручную в деревянных корытах. В конце 1950-х и 1960-е годы предприятие активно реконструировалось, механизировалось, расширялось основное произодство. В 1964 году закончили реконструкцию производства и строительство основного здания, предприятие приняло знакомый нам облик. В 1966 году завод был переведен на газовое топливо. Выработка тогда составляла 42 тонн хлеба в сутки!
Кризис 90-х коснулся предприятия в полной мере. Завод начал резко сдавать позиции. Он имел большие долги по расчетам с поставщиками. Много лет не проводилась замена устаревшего оборудования, не ремонтировались производственные и бытовые помещения. Средняя зарплата была одной из весьма низких в городе, и как следствие наблюдалась большая текучесть кадров. Общество зарегистрировано Администрацией города Лысково , в 1993 году.
Спасением для хлебозавода стал приход нового руководителя. Решением общего собрания акционеров, 6 июня 2002 года генеральным директором ОАО «Лысковский хлебозавод» был избран Александр Константинович Салов. Не новичок в этой отрасли (долгое время он возглавляет ОАО «Кстовский хлеб», и в непростую пору экономического кризиса середины 90-х, когда у многих хлебозаводов объемы производства упали до критических величин, благодаря грамотной управленческой политике ему удалось сохранить большую часть рынка сбыта продукции предприятия, обеспечив коллектив стабильной работой в условиях жесткой рыночной конкуренции).