Анализ классификационных требований к менеджеру различных систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение и анализ требований, предъявляемых к менеджеру, а именно: обоснование необходимости наличия у менеджера определенных профессиональных и личных качеств.

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты менеджмента
1.1 Понятие и сущность менеджмента
1.2 Основные школы менеджмента
1.3. Основные системы (модели) менеджмента
2.Анализ классификационных требований к менеджеру различных систем
2.1 Требования к менеджеру по исследованию М. Вудкока и Д. Фрэнсиса
Требования, предъявляемые к японской системе менеджмента
2.3 Общие требования предъявляются к современному менеджеру
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая конечный вариант.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

Фирмы находятся  в процессе постоянного поиска своей  модели управления. Это непрерывный  процесс, ибо меняются сама фирма  и её среда. Большинство американских компаний осуществляют отдельные организационные  изменения не реже раза в год, а крупные реорганизации проводят каждые 4-5 лет. Общее же направление эволюции - переход от модели управления в условиях массового производства и относительно низкого уровня конкуренции к модели управления в значительной степени индивидуализированного производства и обострившейся конкуренции.

Современная система  управления должна быть простой и  гибкой. Ее главным критерием является обеспечение эффективности и конкурентоспособности. По мнению специалистов, она должна иметь следующие характеристики:

  • небольшие подразделения, укомплектованные меньшим числом, но более квалифицированных людей;
  • небольшое число уровней управления;
  • структура, основанная на группах (командах) специалистов;
  • характер и качество продукции*, графики и процедуры работы, ориентированные на потребителя.

По мнению российских специалистов, принципами управления (90-е годы XX столетия) являются:

  1. лояльность к работающим;
  2. ответственность как обязательное условие успешного менеджмента;
  3. коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали;
  4. атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих;
  5. обязательное установление долевого участия каждого работающего в общих результатах;
  6. своевременная реакция на изменения в окружающей среде;
  7. методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой;
  8. непосредственное участие в работе подчиненных групп на всех этапах как условие согласованной работы;
  9. умение слушать всех, с кем сталкивается в своей работе менеджер*: покупателей, поставщиков, исполнителей, руководителей и т. п.;
  10. этика бизнеса;
  11. честность и доверие к людям;
  12. опора на фундаментальные основы, менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал*;
  13. видение организации, т. е. четкое представление о том, какой - она должна быть;
  14. качество личной работы и её постоянное совершенствование.

Необходимость изучения в нашей стране в современных условиях теории и практики менеджмента очевидна. С переходом к рыночной экономике предприятия и объединения действуют в качественно других условиях. Что производить, как и для кого - эти вопросы они будут решать самостоятельно. Поэтому представляет большой интерес и практическую пользу рассмотрение современных систем и методов управления.

 

2. Анализ классификационных требований  к менеджеру различных систем

2.1 Требования к менеджеру по исследованию М. Вудкока и Д. Фрэнсиса

Исследуя политические, социальные, экономические и психологические силы, действующие в странах, и изучая влияние этих сил на тех, кто занимает управленческие посты, можно прийти к полезным обобщениям об изменяющемся содержании работы руководителя.

Эти обобщения  позволили авторам книги “Раскрепощенный  менеджер” М. Вудкоку и Д. Фрэнсису предсказать те способности и  умения, которые требуются от умелого менеджера в настоящее время и в будущем.

Их исследование позволило выделить одиннадцать  отчетливых факторов, которые, очевидно, будут влиять на управленческую деятельность в ближайшие десятилетия:

1. Стрессы, давление  и неопределенность во все большей мере присутствуют в большинстве форм жизни организаций. Поэтому от умелых менеджеров требуется способность эффективно управлять собой и своим временем.

2. Эрозия традиционных  ценностей привела к серьезному  расстройству личных убеждений и ценностей. Поэтому от современных менеджеров требуется способность прояснить свои личные ценности.

3. Имеется широкая  возможность выбора. Поэтому от  менеджеров требуется четко определить  как цели выполняемой работы, так и собственные цели.

4. Организационные системы не в состоянии обеспечить все возможности для обучения, требующиеся современному руководителю. Поэтому каждый менеджер должен сам поддерживать постоянный собственный рост и развитие.

5. Проблем становится  все больше, и они все сложнее,  в то время как средства их решения - зачастую более ограничены. Поэтому способность решать проблемы быстро и эффективно становится все более важной чертой управленческих навыков.

6. Постоянная  борьба за рынки сбыта, энергетические  ресурсы и прибыльность делают необходимыми выдвижение новых идей и постоянное приспосабливание. Поэтому руководители должны быть изобретательны и способны гибко реагировать на изменения ситуации.

7 .Традиционные  иерархические отношения затрудняются. Поэтому эффективное управление  призывает к использованию навыков влияния на окружающих, не прибегая к прямым приказам.

8. Многие традиционные  школы и методы управления  исчерпали свои возможности и  не отвечают вызовам настоящего  и будущего. Поэтому требуются  новые, более современные управленческие приемы, и многие менеджеры должны освоить иные подходы в отношении своих подчиненных.

9. Большие затраты  и трудности связаны ныне с  использованием наемных работников. Поэтому от каждого руководителя  требуется более умелое использование  людских ресурсов.

10. Возрастающие  масштабы изменений требуют развития  новых подходов и борьбы с  возможностью собственного “устаревания”.  Поэтому менеджерам требуется  умение помочь другим в быстром  изучении новых методов и освоении  практических навыков.

11. Сложные проблем во все большей мере требуют объединения усилий нескольких людей, совместно осуществляющих их решение. Поэтому менеджер должен уметь создавать и совершенствовать группы, способные быстро становиться изобретательными и результативными в работе.

Этим одиннадцати пунктам должны придерживаться менеджеры, если они хотят, уцелеть и добиться успеха в грядущее десятилетие.

 

    1. Требования, предъявляемые к японской системе менеджмента

Менеджеры - это, люди, которые добиваются реализации целей организации за счет других людей, т. е. это руководители или администраторы.

Требования, предъявляемые  к руководителю:

  1. менеджер должен быть твердым, но справедливым;
  2. должен относиться к своим сотрудникам как к членам семьи.

На практике этот принцип наиболее широко используется в японском менеджменте, где принадлежность к фирме как к семье воспитывается с детства.

В результате своей  деятельности менеджер проявляет себя с нескольких сторон:

  1. управляющий, обладающий полномочиями, которые позволяют ему руководить группами людей;
  2. лидер, ведущий за собой подчиненных на основе своего авторитета, профессионализма и человеческих качеств;
  3. дипломат, который в состоянии разрешать не только внутренние, но и внешние разногласия с сотрудниками и контрагентами, при этом не потеряв своего авторитета и не уронив престиж фирмы;
  4. воспитатель, разбирающийся в людях и способный создать сплоченный коллектив и направить усилия своих работников в нужное русло;
  5. инноватор, постоянно совершенствующий деятельность на предприятии в соответствии с современными тенденциями;
  6. просто человек с определенным уровнем развития, образования и культуры, который достоин быть примером для окружающих.

Для эффективной  работы менеджер должен обладать авторитетом, который позволяет ему влиять на подчиненных. Авторитет основывается на формальном статусе менеджера и завоеванном уважении. Уважение к личности является неотъемлемой частью авторитета, так как властные полномочия не компенсируют недостатков характера.

По мере своей  деятельности менеджеру приходится работать с партнерами и конкурентами.

Их поведение  может быть угрожающим и вызывающим, но общаться с ними, несмотря ни на что  необходимо предельно корректно, при  этом менеджер должен уметь вести  переговоры и торговаться.

Другой категорией людей, с которыми приходится общаться менеджеру, являются руководители различных уровней. С ними нужно четко и недвусмысленно формулировать свои мысли, придерживаясь только фактов. Третьей группой людей являются подчиненные. В общении с ними нужно быть строгим, но доброжелательным. От их работы зависит успешность деятельности фирмы и карьера самого менеджера. Помимо вышеперечисленных категорий, руководителю приходится общаться с коллегами, которые ему не подчиняются, но от взаимоотношений с ними зависит продуктивность работы фирмы. В данном случае, как и с партнерами, менеджеру необходимо умение вести переговоры и убеждать.

В конце 60-х гг. XX в. Г. Минтцберг выделил три роли менеджера:

  1. коммуникационная (координационная) роль. В рамках нее менеджер организует взаимодействие своих сотрудников;
  2. информационная роль, т. е. менеджер занимается приемом, передачей и обработкой информации, необходимой для работы предприятия;
  3. руководитель принимает решения, которые ложатся в основу работы предприятия.
    1. Общие требования предъявляются к современному менеджеру

Менеджеры должны обладать определенными качествами, знаниями и навыками, отвечающими  задачам, характеру и содержанию своего труда. Исследователи обнаруживают их путем анализа работы менеджеров-практиков  или на основе заключения экспертов. В результате получают квалификационную модель руководителя. Существуют различные модели, например модель «3×7», разработанная Я.С. Михайловым. Она включает 3 уровня по 7 требований.

Первый уровень  составляют важнейшие требования, определяемые функциональным содержанием управленческого труда. На этом уровне задаются качества менеджера, без которых невозможен успех в работе. Второй уровень включает основные сервисные требования, которые носят обслуживающий характер по отношению к функциональным требованиям. Третий уровень объединяет сервисные требования меньшей значимости по сравнению с основными требованиями.

Рассмотрим  составляющие квалификационной модели менеджера «3×7».

Функциональные  требования включают:

  1. Понимание людей:
    • психологическая интуиция – умение понять психические свойства и состояния личности;
    • психологический такт – умение найти нужную форму общения;
    • коммуникабельность, понимаемая как способность к поддержке контактов и связей.
  2. Качества лидера:
    • способность понять, выразить и отстоять интересы людей;
    • желание брать ответственность на себя;
    • способность неформально влиять на окружающих.
  3. Знание основ современного менеджмента и умение применять их на практике, что позволяет рассчитывать:
    • на грамотный выбор стиля руководства;
    • на эффективную мотивацию;
    • на умение организовать подготовку и принятие решений.
  4. Компетентность:
    • знание специальных вопросов, определяемых профилем и спецификой работы организации;
    • знание основ трудового и хозяйственного законодательства.
  5. Способность предвидеть развитие событий.
  6. Умение ставить цели (это требование весьма важно для успешного планирования).
  7. Способность организовать взаимодействие и наладить оптимальный контроль (а это важно для рационального разделения труда, для выбора способов контроля).

Основные сервисные  требования включают:

  1. Ясно осознаваемые и четко сформулированные личные цели, связанные с личной жизнью и работой. Осознание целей позволяет менеджеру судить, насколько важно для него то, что он делает, как вписывается работа в стратегию его жизни. Это формирует его мотивацию, способствует последовательности и основательности в принятии решений. Менеджер, который не способен прояснить личные цели, не сможет грамотно поставить цели перед коллективом.
  2. Стремление к совершенствованию себя и предприятия в противовес ощущению самодостаточности, самодовольства, успокоенности. Это стремление проявляется в непрерывном поиске резервов, стремлении к обоснованным нововведениям.
  3. Энергичность, инициативность, решительность и настойчивость в достижении целей. Это качества, необходимые в связи с тем, что менеджер в своей работе встречает не только поддержку, но и сопротивление, которое часто приходится преодолевать.
  4. Владение стратегией эффективного мышления. При этом имеется в виду способность концентрироваться на главном, выявлять существенное, отбрасывать второстепенное.
  5. Эффективное использование времени как синтетический показатель уровня организации труда.
  6. Этические качества, адекватные уровню морали, господствующей в коллективе, в частности: единство слова и дела, требовательность к себе и другим, непримиримость к нарушениям требований закона, но терпимость к людям, забота о персонале.
  7. Здоровье физическое и психическое, достаточное для обеспечения требований к менеджеру.

Информация о работе Анализ классификационных требований к менеджеру различных систем