Анализ классификационных требований к менеджеру различных систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение и анализ требований, предъявляемых к менеджеру, а именно: обоснование необходимости наличия у менеджера определенных профессиональных и личных качеств.

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты менеджмента
1.1 Понятие и сущность менеджмента
1.2 Основные школы менеджмента
1.3. Основные системы (модели) менеджмента
2.Анализ классификационных требований к менеджеру различных систем
2.1 Требования к менеджеру по исследованию М. Вудкока и Д. Фрэнсиса
Требования, предъявляемые к японской системе менеджмента
2.3 Общие требования предъявляются к современному менеджеру
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая конечный вариант.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

Школа научного управления зародилась с появлением работ Фредерика Уинслоу Тейлора (1856-1915). По словам П. Драккера, «тейлоризм - это скала, на которой мы воздвигаем нашу дисциплину». Система Тейлора заложила основы научной организации труда через «создание многочисленных правил, законов и формул, которые заменяют личное суждение работника и которые могут быть с пользой применяемы только после того, как будет произведен систематический учет, измерение их действия». Тейлор ввел расчленение трудового процесса на отдельные элементы с целью их анализа и наилучшего освоения. Применительно к оплате труда он сформулировал, например, следующие принципы: установление расценок должно быть основано на точном знании; расценки должны быть единообразны; заработная плата выплачивается человеку, а не месту; заработная плата, основанная на точном знании, создает лучших рабочих, пробуждает интерес рабочих и предпринимателей к сотрудничеству. Наряду с Тейлором основы научной школы определили работы Френка и Лилии Гилберт, Генри Ганта. Они разработали элементы научной организации труда на уровне отдельных движений и операций.

Основные направления  деятельности школы:

  • анализ элементов трудовых процессов;
  • разработка принципов подбора работников;
  • разработка систем обеспечения ресурсами в процессе труда;
  • разработка систем стимулирования труда.

Административная, или классическая, школа управления основывается на создании универсальных  принципов управления, реализация которых ориентирована на успех. Первыми представителями этой школы являются Г. Эмерсон (1853-1931), А. Файоль (1841-1925), М. Вебер (1864-1920), Г. Форд (1863-1947), А. А. Богданов (1873-1928), А. К. Гастев (1882-1941).

Основные направления  деятельности школы:

  • развитие принципов управления;
  • описание функций управления;
  • систематизация управления организацией.

Гаррингтон  Эмерсон сформулировал важнейшие  принципы повышения производительности труда на предприятии: «Истинная  производительность всегда дает максимальные результаты при минимальных усилиях, напряжение, наоборот, дает довольно крупные результаты лишь при усилиях ненормальных. Напряжение и производительность - это не только не одно и то же, но и вещи прямо противоположные. Работать напряженно - значит прилагать к делу максимальные усилия; работать производительно - значит прилагать к делу усилия минимальные». Основные принципы Эмерсона: отчетливо поставленные цели; здравый смысл; компетентная консультация; дисциплина; справедливое отношение к персоналу; быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет; диспетчи-рование; нормы и расписание; нормализация условий; нормирование операций; стандартные письменные инструкции; вознаграждение за производительность.

Анри Файоль (выдающийся французский администратор  и предприниматель) основное свое внимание концентрировал на управленческих кадрах: «Управлять - вести предприятие к его цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся в распоряжении ресурсов». Его базовые принципы управления предусматривали следующие положения: власть неотделима от ответственности, разделение труда при специализации, единство распоряжения, дисциплина, единство руководства, подчинение индивидуальных интересов общим, вознаграждение, централизация, иерархия, порядок, справедливость, устойчивость персонала, инициатива, корпоративный дух. Анри Файоль подчеркивал, что управление не является исключительной привилегией директоров, эта функция выполняется на всех уровнях организации и касается в определенной степени всех работающих, включая рабочих.

Деятельность  Генри Форда ориентировалась  на крупные промышленные комплексы. Он сформулировал для них следующие  организационные принципы: вертикальное управление комплексом предприятий, ориентированных  на выпуск

единого конечного  продукта; массовое производство, обеспечивающее меньшую стоимость изделий, лучшее удовлетворение массового спроса и большую прибыль; развитая стандартизация; четкое разделение труда при конвейерной организации производства; постоянное совершенствование управления производством.

Александр Александрович  Богданов заложил основы общей теории систем, ввел понятия обратной связи, управляемой и управляющей систем. В его работе «Всеобщая организационная  наука» систематизированы закономерности организационных систем различной  природы (живой и мертвой).

Школа человеческих отношений ориентирована на менеджмент как систему социально-психологических  факторов. Основоположниками данной школы считаются Ф. Тэйлор и Элтон  Мейо (1880-1949), Абрахам Маслоу (1908-1970), Фредерик Херцберг, Дуглас Макгрегор (1906-1964), П. М. Кержинцев (1881-1940), Дейл Карнеги (1888-1945).

В 1880 г. Ф. Тейлор начал свои систематические исследования менеджмента. Он сформулировал следующие  первоначальные предположения: человек - это «рациональное животное», озабоченное максимизацией своих экономических доходов; люди реагируют на экономические ситуации индивидуально; люди, как и машины, могут подвергаться стандартизированной моде.

Элтон Мейо отказался  от принципов Тейлора. Он считал, что  организация обладает единой социальной структурой и задача менеджмента - развивать неформальную структуру управления с целью воздействия на результаты деятельности.

Абрахам Маслоу сформулировал иерархию потребностей человека и расположил их в виде пирамиды, состоящей из пяти уровней. В простейшем случае потребности удовлетворяются последовательно, и это выступает мотивацией человека.

Развивая идеи Маслоу, Фредерик Херцберг ввел двухмерную модель мотивирующих факторов (гигиенические  и мотивирующие), каждая из координат  которой подразделяется на ступени.

Основные направления  деятельности школы:

  • применение наук об управлении человеческим поведением;
  • разработка систем мотивации труда.

Математическая  школа управления (кибернетика, экономико-математические методы), которая сформировалась в  середине XX в., опирается на первые работы Норберта Винера, Л. В. Канторовича, А.И. Берга, Р. Акоффа, Р. Беллмана, Л. Бер-таланфи, С. Бира, Р. Калмана, Д. Форрестора.

Математическая  школа характеризуется использованием в менеджменте оптимизационных  и количественных методов, математического моделирования. Ключевым элементом при этом является замена словесных рассуждений на построение и анализ моделей.

Кибернетика стимулировала  внедрение математических методов  и вычислительной техники в сферу  управления производством.

Основные направления  деятельности школы:

  • развитие математических методов оптимизации;
  • разработка математических моделей для конкретных организаций;
  • математическое моделирование процессов функционирования организаций.

В последнее  время сформировалось несколько направлений совершенствования менеджмента. С одной стороны, происходит систематизация всего комплекса знаний в области менеджмента, а с другой - разработка новых принципов управления. Например, «теория хаоса» - это представление менеджмента как механизма, малейшие изменения в котором ведут к принципиальным изменениям в управляемом объекте. Небольшие изменения могут привести к радикальным последствиям в поведении управляемой системы. При этом кажущиеся случайными изменения на самом деле складываются в закономерный рисунок, и его последствия можно предсказать. Согласно принципам этой теории, руководителю следует абстрагироваться от небольших, кажущихся случайными изменений и сосредоточиться на выявлении общей тенденции. Менеджер предсказывает наиболее вероятные последствия и принимает соответствующие правильные решения. Системный подход заключается в том, что организация предстает как система элементов, ориентированных на достижение определенных целей. Предприятие рассматривается как открытая система.

 

1.3. Основные системы (модели)  менеджмента

Эволюция теории и практики менеджмента нашла  свое отражение в многообразных  направлениях. То, что происходит сегодня  в теории и практике управления, называют "тихой управленческой революцией". Ее начало совпало со вступлением общества в информационную стадию. На смену старому, традиционному направлению в менеджменте, нашедшему свое отражение в так называемой американской модели менеджмента, и относительно новому, поведенческому, бихевиоральному, нашедшему отражение в японской модели, приходит новое (неформальное), которое принято характеризовать как обновленческое, инновационное или маркетинговое, "информационное".

Суть американской модели менеджмента заключается в изначальном убеждении, что успех фирмы зависит прежде всего от факторов, лежащих в её границах (рациональной организации производства продукции, снижения издержек за счет выявления внутрипроизводственных резервов, роста производительности труда и эффективности использования всех ресурсов). Фирма рассматривается как закрытая система. При таком подходе цели и задачи считаются заданными и стабильными в течение длительного времени; основой стратегии* является непрерывный рост и углубление специализации производства; организационная структура* строится по функциональному принципу (с четким разделением аппарата управления по службам); решающее значение имеет контроль всех видов деятельности, четкое выполнение кадрами управления указаний сверху.

Суть японской модели менеджмента и организации деятельности сформулирована американским ученым японского происхождения У. Оучи в его так называемой теории.

Японская модель, являющаяся результатом специфической  культуры и экономической системы, оценивается специалистами как  обеспечивающая наибольшую гармоничность  и мобильность организации, так  необходимую в современном динамическом мире. Особенности японской системы проявляются в управлении персоналом и трудовыми ресурсами*, производством, сбытом, финансами. Система пожизненного найма и продвижения в зависимости от выслуги лет и возраста, организация групповой работы, оплата труда с учетом возраста, вклада в рационализацию и качество процесса, система непрерывного обучения преимущественно на производстве - основные характеристики этой модели управления. Принцип оптимизации работы всей производственной системы как целостности является определяющим в организации управления производством.

Если сторонники современной японской системы управления доказывают, что в японских фирмах организацию приспосабливают под  человека, то в системе управления американской фирмы, напротив, представления о функциях, задачах и должностных обязанностях, правах и взаимодействиях предшествуют найму работников. По сформулированным требованиям производится поиск наиболее подходящих кандидатов на конкретную должность, иными словами, людей приспосабливают к системе.

Идеальная (в  смысле эффективности и интегрированности) организация, по мнению У. Оучи, не должна иметь ни официальной организационной  структуры, ни какой-либо формальной структуры  вообще. В качестве примера коллектива с такой структурой им приводится хорошо сыгранная баскетбольная команда .

Суть маркетинговой  модели - новой философии управления определяется следующими моментами:

  • ставка на человека самореализующегося (в отличие от человека экономического и человека социального);
  • фирма рассматривается как живой организм, состоящий из людей, объединяемых совместными ценностями, как клан;
  • фирме должно быть присуще постоянное обновление, питающееся внутренним стремлением и нацеленное на приспособление к внешним факторам, главным из которых является потребитель.

Новая философия  управления основана на системном, ситуационном подходе. Фирма - открытая система. Главные  предпосылки её успеха лежат не внутри, а вне ее. Успех связывается  с тем, насколько удачно фирма вписывается во внешнюю среду (экономическую, научно-техническую, социально-политическую) и приспосабливается к ней. Ситуационный подход*к управлению означает, что все внутреннее построение системы управления есть ответ на воздействия внешней среды. Организационные механизмы приспосабливаются к выявлению новых проблем и выработке новых решений. Маневр в распределении ресурсов ценится выше, чем пунктуальность в их расходовании.

Воплощением нового подхода  стало стратегическое управление, которое  предполагает дополнение планирования потенциала фирмы планированием  её стратегии* на основе прогнозов будущего состояния среды. Изменение ситуации вызывает изменение стратегии. Предусматриваются специальные меры для уменьшения сопротивления переменам.

Новая концепция управления требует новых установок персоналу, новой управленческой культуры (стремления к радикальным переменам, готовности к риску, организации на освоение новых возможностей и т. п. ).

Специалисты справедливо  считают, что не существует единой идеальной  модели управления, поскольку каждая фирма уникальна. Она должна искать собственную модель. Среди факторов, которые определяют выбор управленческой модели:

  • размер фирмы;
  • характер продукции;
  • характер среды, в которой она действует.

С точки зрения последнего фактора выделяют следующие  модели управления:

  • модель рационального внутрифирменного управления в спокойной внешней среде;
  • модель управления в условиях достаточно динамичного и разнообразного рынка;
  • модель в условиях динамичного научно-технического прогресса;
  • модель приспособления к спонтанно, неожиданно возникающим под воздействием внешней среды фирмы проблемам.

Информация о работе Анализ классификационных требований к менеджеру различных систем