Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 22:37, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является изучение экономических методов управления в ОАО «Вилейский райагросервис»
В курсовой работе использованы данные годовых отчетов ОАО «Вилейский райагросервис» за 2010-2012 годы, также были использованы учебники, учебные пособия, методические указания и периодическая литература.
Введение…………………………………………………………………….
1. Методы управления, их классификация………………………………
1.1 Экономические методы управления…………………………...………
1.2 Административные(организационно-распорядительные)методы управления…..…………………………………………………………………
2. Организационно – экономическая характеристика и финансовая характеристика ОАО «Вилейский райагросервис»………………………....
3. Анализ использования экономических методов управления в ОАО «Вилейский райагросервис» и питии их совершенствования……………..
3.1.Мотивационная направленность управления………………………...
3.2.Принципы внедрения внутрихозяйственного расчета……………….
3.3.Обеспечение условий эффективного внутрихозяйственного расчета
Выводы………………………………………………………………………...
Список литературы.______________________________________
- закрепление за
- выделение сырья и материалов в соответствии с плановыми нормами;
- предоставление самостоятельног
- предоставление права
самостоятельного определения
- предоставление права
самостоятельного
- обязательная централизация средств для выплаты бюджетных и специально создаваемых фондов.
2. Принцип одновременного
перевода всех подразделений
фирмы в режим
3. Принцип рационального
формирования хозрасчетных
(вычленение предметно-замкнутых циклов, определение
более четких границ между управленческими
процессами).
4. Принцип прогрессивности норм и нормативов.
5. Принцип организации
достоверной системы учета
6. Принцип материальной ответственности.
7. Принцип материальной заинтересованности.
3.3 Обеспечение условий
эффективности внутреннего
Все преимущества такого
метода организации
Но главной представляется плохая подготовка предприятий к внедрению внутрихозяйственного расчета. Дело в том, что внутрихозяйственные экономические отношения не могут быть слепком внешних хозрасчетных отношений: отдельные подразделения предприятия не обладают совокупными свойствами и возможностями системы более высокого порядка, какой в данный момент выступает предприятие по отношению к цехам, отделам, участкам и др. производственным, обслуживающим, управленческим звеньям. Решение вопроса разработки механизма внутрихозяйственного экономического регулирования не только сложно, но и многогранно и во многом зависит от специфики предприятия, характера технологии производства, структуры выпускаемых изделий, традиций, компетентности и опыта экономических служб предприятия, подготовленности и квалификации кадров.
Построение нового внутрихозяйственного механизма предприятия должно осуществляться на основе требований рыночных отношений с учетом опыта внутрифирменного планирования на предприятиях зарубежных стран с развитой рыночной экономикой и отечественного опыта применения арендного подряда как наиболее близкого предшественника новых внутрихозяйственных отношений. Выявление этих требований, изучение указанного опыта позволяют сформулировать следующие основные условия эффективности внутрихозяйственного механизма предприятия.
Прежде всего, должна
быть заложена организационно-правовая
основа внутреннего хозрасчета. На
предприятии необходимо разработать
и принять положение о
Данное разграничение прав и обязанностей является базой для всей дальнейшей деятельности предприятия при такой форме организации отношений, и нечеткие, размытые формулировки, либо полное отсутствие данных положений может сгубить всю систему внутреннего хозрасчета, что называется «на корню», поскольку внесет организационную и правовую неразбериху во весь процесс жизнедеятельности предприятия. Кроме того, следует отметить исключительную важность обоснованного распределения полномочий между администрацией и подразделением. Здесь необходимо учитывать всю специфику деятельности конкретного подразделения, чтобы не вменить ему функции и обязанности, которые оно, будучи лишь составной частью предприятия, не сможет реализовать в принципе.
Далее, в положении
следует зафиксировать создание
на предприятии системы
Также в положении должны найти отражение такие принципы внутреннего хозрасчета как материальная заинтересованность и материальная ответственность. Существует множество способов заинтересовать работника в конечном результате его деятельности, и все они основаны на теории мотиваций. Как уже было сказано, в нашей стране в настоящий период времени в условиях тотального кризиса всех сторон жизни наибольшее значение для стимулирования труда приобретают мотивы низших уровней, в частности – доход. Иными словами, наиболее эффективный способ влиять на качество и количество труда – манипуляции с размером его оплаты.
Доходы работника зависят от факторов и показателей трех уровней:
- непосредственно сам работник (количество и качество труда, стаж, инициатива и др.);
- предприятие, где он работает (ФОТ, фонд потребления, объем производства, прибыль);
- народное хозяйство, экономика региона, страны (национальный доход, ВНП, бюджет).
Ряд факторов влияет на заработную плату и ее стимулирующую функцию. Ставка заработной платы, то есть сумма денег, полученных за определенный промежуток времени, для большинства рабочих является самой важной ценой для экономики; это для них чаще всего главный и единственный источник дохода. Влияет на размер заработной платы соотношение спроса и предложения на рынке рабочей труда, уровень конкурентности на нем, профсоюзы, инфляция и др.
Важнейшей частью в структуре
заработной платы является ее тарифная
часть, которая не утратила своего значения.
Необходимую в рыночной экономике
гибкость тарифа могла бы обеспечить так называемая
«промежуточная» ставка. Ее размер мог
бы соответствовать ежеквартально индексируемому
бюджету прожиточного минимума.
Кроме оплаты труда, основанной
на тарифной системе, большинство предприятий
применяют и стимулирующую
Производя и реализуя определенный продукт, трудовой коллектив получает валовой доход, который распределяется на постоянную и переменную части. Постоянная часть определяется в соответствии с тарифной системой и отражает через размер заработной платы различия работников по уровню квалификации, степени сложности выполняемой работы, индивидуальной производительности труда. Совместные же усилия подразделения находят свое отражение в переменной части валового дохода, которая распределяется согласно трудовому вкладу по специальным методикам.
В условиях внутреннего хозрасчета стимулирующая функция заработной платы реализуется через передачу в самостоятельное распоряжение структурного подразделения переменной части его дохода (или прибыли). Величина передаваемой части устанавливается по результатам анализа ряда показателей, которые должны быть отражены в положении о внутреннем хозрасчете.
Как уже было сказано, распределение прибыли внутри структурного подразделения производится им самим. Однако общие положения об этом распределение должны также быть зафиксированы в нормативной документации. Существует множество способов распределения коллективного заработка, и конкретный должен быть выбран основываясь на специфике предприятия и структурного подразделения. В большинстве случаев распределение производится либо по решению собрания трудового коллектива цеха, без какого либо расчетов или применяется так называемый коэффициент трудового участия, который отражает вклад каждого работника в конечный результат деятельности подразделения. Но в современных условиях данный метод представляется недостаточно эффективным. Поэтому для предприятия, стремящегося следовать последним достижениям в области оплаты труда, было бы неплохо также учитывать при распределении денежных средств такие показатели, как - образовательный уровень (что способствовало бы повышению уровня своей квалификации рабочими);
- стаж работы (этот показатель помог бы снизить текучесть кадров);
- участие в изобретательстве
и рационализаторстве и другие
показатели, которые оказывали бы
большое влияние на
Принцип материальной ответственности может быть отражен в положении о внутреннем хозрасчете через систему экономических санкций, реализуемых внутриарбитражной комиссией предприятия.
Положение о внутреннем хозрасчете фиксирует общие моменты деятельности предприятия в данном направлении. При текущей же деятельности представляется наиболее эффективным заключение договоров между структурным подразделением предприятия и администрацией, в которых отражается внутрихозяйственный заказ администрации предприятия структурному подразделению. Указанный внутрихозяйственный заказ должен сочетаться с внутрихозяйственными потребностями выполнения перспективных и текущих планов экономического и социального развития предприятия. В состав данного договора могут быть включены следующие пункты: предмет договора (объем и срок работ); обязанности сторон (указываются конкретные обязанности администрации и
структурного подразделения); ответственность сторон за невыполнение условий договора.
Попытки улучшить положение дел в компании начинаются с совершенствования ее организационной структуры. Именно в этом многие менеджеры видят золотой ключик к эффективному управлению. Не исключено, что каждый раз начиная рисовать квадратики с должностями и функциями, они втайне надеются найти доселе не известный миру вариант.
Тщеславие как всегда будет посрамлено: по мнению специалистов, лимит открытий в этой области исчерпан уходящим столетием. И все-таки исследовательский зуд мучает руководителей не зря: регулярное «фотографирование» и координация разных типов структур, пронизывающих компанию, не только удовлетворит жажду первооткрывателя, но и принесет ощутимую пользу делу. В контексте данной работы речь может идти об оптимизации всех структур предприятия к условиям работы при внутреннем хозрасчете. Речь идет именно и всех структурах, так как их несколько, причем имеющих одинаковое значение для организации. Наиболее известна отечественным руководителям организационная структура управления производством (ОСУП). На уровне формальных документов эта структура находит своей отражение в «Положении об организационной структуре». Главный смысл этого документа заключается в том, что он помогает разобраться в ситуации «кто и что делает».
Можно выделит следующие основные разделы данного положения:
1. Виды деятельности, продукты, услуги и бизнесы.
2. Перечень обеспечивающих функций.
3. Перечень функций менеджмента.
4. Перечень организационных звеньев.
5. Закрепление видов
деятельности, обеспечивающих функций,
функций менеджмента за
6. Организационная структурная схема.
ОСУП - это своего рода альтернатива штатному расписанию, структурному срезу по персоналу. Сейчас штатное расписание отражает структуру компании весьма условно. Вместо этого руководитель может издать приказ или положение об ОСУП, выделив основные структурные звенья, направление их деятельности, задачи, которые они решат, права и обязанности. Смысл этого документа в том, что он является исходным для всех остальных управленческих действий. Без него невозможен, как регулярный менеджмент в целом (его просто некуда будет внедрять), так и внутренний хозрасчет – в частности.
На данный момент наиболее
известны следующие виды ОСУП: линейно-
функциональная, дивизионная, матричная.
При внедрении внутреннего