Анализ и совершенствование организационных структур управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 16:47, дипломная работа

Описание работы

Целью данной выпускной квалификационной работы, главным образом, будет являться выявление необходимости проведения организационных изменений, изучение этой проблемы и разработка предложений основных направлений организационных изменений на конкретном предприятии.
Главной задачей является разработка предложений проведения организационных изменений для совершенствования существующей организационной структуры на предприятии.
Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью «Медия», г. Сочи ул. Краснодонская 6а.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ 9
1.1 Понятие и причины организационных изменений на предприятии 9
1.2 Анализ и проектирование организационной структуры 18
1.3 Эффективность организационных изменений 35
1.4 Соответствие структуры управления предприятия современным требованиям эффективного управления 40
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ 43
2.1 Общая характеристика организации ООО «Медия» 43
2.2 Организационная структура ООО «Медия» 46
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ООО «МЕДИЯ» 52
3.1 Анализ угроз и возможностей макро- и микросреды ООО «Медия» 52
3.2 Предложения по совершенствованию организационной структуры ООО «Медия» 61
3.3 Расчет эффективности совершенствования организационной структуры 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
Приложение А – Статья 87 Гражданского Кодекса РФ 74
Приложение Б – Дополнение к штатному расписанию ООО «Медия» 75
Приложение В – Расчёт эффективности совершенствования организационной структуры ООО «Медия» 76

Работа содержит 1 файл

ООО Медия.doc

— 589.00 Кб (Скачать)

Как показывает опыт, процесс внесения коррективов  в организационную структуру  управления должен предусматривать:

  • систематический анализ функционирования организации и ее среды с целью выявления проблемных зон. Анализ может базироваться на сравнении конкурирующих или родственных организаций, представляющих иные сферы экономической деятельности;
  • разработку генерального плана совершенствования организационной структуры;
  • гарантию того, что программа нововведений содержит максимально простые и конкретные предложения по изменению;
  • последовательную реализацию планируемых перемен. Введение незначительных изменений имеет большие шансы на успех, чем изменения крупного характера;
  • поощрение повышения уровня информированности сотрудников, что позволит им лучше оценить свою причастность и, следовательно, усилит их ответственность за намеченные перемены.

При разработке принципов и методики проектирования структур управления важно отойти от представления структуры как застывшего набора органов, соответствующих каждой специализированной функции управления. Организационная структура управления — понятие многостороннее. Оно, прежде всего, включает систему целей и их распределение между различными звеньями, поскольку механизм управления должен быть ориентирован на достижение целей. Сюда же относятся: состав подразделений, которые находятся в определенных связях и отношениях между собой; распределение задач и функций по всем звеньям; распределение ответственности, полномочий и прав внутри организации, отражающее соотношение централизации и децентрализации. Важными элементами структуры управления являются коммуникации, потоки информации и документооборот в организации. Наконец, организационная структура — это поведенческая система, это люди и их группы, постоянно вступающие в различные взаимоотношения для решения общих задач [1, 7].

Такая многосторонность организационного механизма несовместима с использованием каких-либо однозначных методов — либо формальных, либо неформальных. Именно поэтому необходимо исходить из сочетания научных методов и принципов формирования структур (системного подхода, программно-целевого управления, организационного моделирования) с большой экспертно-аналитической работой, изучением отечественного и зарубежного опыта, тесным взаимодействием разработчиков и тех, кто практически будет внедрять и использовать проектируемый организационный механизм. В основу всей методологии проектирования структур должно быть положено четкое формулирование целей организации. Сначала — цели, а затем — механизм их достижения. При этом организация рассматривается как многоцелевая система, поскольку ориентация на одну цель не отражает ее многообразную роль в развитии экономики.

М. Мескон определяет следующий подход (последовательность действий) при проектировании структуры управления [22, 25]:

  • осуществить деление организации по горизонтам на блоки, соответствующие направленности деятельности по реализации стратегии. Определить, какие виды деятельности линейные, какие штатные;
  • установить соотношение полномочий должностей. Определить уровни иерархии;
  • определить должностные обязанности.

Кроме того, при  проектировании организационной структуры  имеет место определение следующих  вопросов:

  • формализация управления, то есть насколько необходимо формальное взаимодействие;
  • уровень принятия решений: где, кто, когда;
  • системность организационной структуры.

А. Файоль так  сформулировал принципы хорошей  организации [18, 25]:

  • единство управления – независимо от структуры ответственность несёт за всё один человек;
  • скалярный метод передачи полномочий. Полная ответственность предполагает право не только управлять но и делегировать полномочия;
  • единство подчинения – у каждого только один начальник;
  • принцип соответствия: делегированные полномочия соответствующей условно ответственности;
  • масштабы управления, число подчинённых лимитировано. Эффективность и надёжность коммуникативных связей [17, 25]:
  • принцип ориентированности – организации строятся на основе задач и не зависят от субъективных факторов;
  • избирательность – руководитель получает информацию, относящуюся к исключительному типу, то есть выходящую за рамки плана и требующую корректирования действий;
  • дифференциация труда: линейный, штабной принцип; квалифицированный и мало квалифицированный труд;
  • сегментация и специализация – разбивка структуры на простые и специализированные составляющие (специалист по налогам, специалист по учёту движения материальных средств и т. д.);
  • контроль за операциями – должен быть орган, следящий за ходом дел и выполнением распоряжений;
  • планирование предшествует делу;
  • гибкость – структура отвечает ситуации;
  • доступность уровней управления – сотрудник имеет возможность обратиться к любому руководителю по вопросам работы.

Особое значение имеет характер влияния внешней  среды на построение организации  и всю систему связей элементов  структуры с элементами внешних воздействий. Системность самого подхода к формированию структуры проявляется в следующем [9, 17]: а) не упускать из виду ни одну из управленческих задач, без решения которых реализация целей окажется неполной; б) выявить и взаимоувязать применительно к этим задачам всю систему функций, прав и ответственности по вертикали управления — от генерального директора предприятия до мастера участка; в) исследовать и организационно оформить все связи и отношения по горизонтали управления, т.е. по координации деятельности разных звеньев и органов в связи с выполнением общих текущих задач и реализацией перспективных межфункциональных программ; г) обеспечить органическое сочетание вертикали и горизонтали управления, имея в виду нахождение оптимального для данных условии соотношения централизации и децентрализации в управлении.

Все это требует  тщательно разработанной поэтапной  процедуры проектирования структур, детального анализа и определения  системы целей, продуманного выделения  организационных подразделений и форм их координации.

Применявшиеся до последнего времени методы построения организационных структур управления характеризовались чрезмерно нормативным характером, недостаточным разнообразием, гипертрофированным использованием типовых решений, что приводило к механическому переносу применявшихся в прошлом организационных форм в новые условия. Нередко аппарат управления на самых разных уровнях повторял одни и те же схемы, наборы функций и состав подразделений, отличающихся только по численности. С научной точки зрения слишком узкую трактовку получали сами исходные факторы формирования структур: численность персонала вместо целей организации; постоянный набор органов вместо изменения их состава и комбинации в разных условиях; упор на исполнение неизменных функций в отрыве от менявшихся задач; устаревшие схемы и штаты как усредненные показатели существующих организаций без анализа их недостатков и пригодности [17, 20].

Одним из главных  недостатков применявшихся методик  являлась их функциональная ориентация, строгая регламентация процессов управления, а не их результатов. Однако в условиях рыночных отношений состав и содержание функций управления становятся неустойчивыми. Поэтому цели и взаимосвязи различных звеньев системы управления приобретают зачастую более важное значение, чем строгое установление их функциональной специализации.

Системный подход, придавая важное значение научно обоснованному  определению функций управления и нормативов численности как  части общего процесса формирования организационно-управленческой структуры, ориентирует исследователей и разработчиков на более общие принципы проектирования организаций. Прежде всего, он предполагает исходное определение системы целей организации, которые обусловливают структуру задач и содержание функций аппарата управления.

Многообразие  целей как на высшем, так и на среднем и низших уровнях организации  обычно не может быть сведено к  одному измерителю. Основное назначение большинства производственных организаций  с точки зрения общества определяется целями удовлетворения рыночной потребности в производимой продукции и услугах, в любом случае каждая цель отражает одну из объективно необходимых сторон функционирования и развития организационной системы. Вместе с тем соответствие между системой целей и организационной структурой управления не может быть однозначным.

Применительно к реализации системных принципов  формирования внутренней структуры  аппарата управления следует учитывать, что организационная структура  является сложной характеристикой  системы управления.

В единой системе  должны рассматриваться и различные  методы формирования организационных  структур управления, многие из которых  появились лишь в последние годы. Эти методы имеют различную природу, каждый из них в отдельности не позволяет решить все практически важные проблемы построения организационной структуры аппарата управления и должен применяться в органическом сочетании с другими [13].

Содержание процесса формирования организационной структуры  в значительной мере универсально. Оно включает в себя формулировку целей и задач, определение состава и места подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов,  закрепляющих и регулирующих формы, методы.

На рисунке 2 [13] показана общая последовательность перехода от целей организации к ее структуре.


Рисунок 2 - Переход от целей организации к ее структуре

 

Весь этот процесс  можно организовать по трем крупным  стадиям[13]:

  • формирование общей структурной схемы аппарата управления;
  • разработка состава основных подразделений и связей между ними;
  • регламентация организационной структуры.

Формирование  общей структурной схемы во всех случаях имеет принципиальное значение, поскольку при этом определяются главные характеристики организации, а также направления, по которым должно быть осуществлено более углубленное проектирование как организационной структуры, так и других важнейших аспектов системы (внутриорганизационного экономического механизма, способов переработки информации, кадрового обеспечения).

К принципиальным характеристикам организационной  структуры, которые определяются на этой стадии, можно отнести цели производственно-хозяйственной системы  и проблемы, подлежащие решению; общую  спецификацию функциональных и программно-целевых  подсистем, обеспечивающих их достижение; число уровней в системе управления; степень централизации и децентрализации полномочий и ответственности на разных уровнях; основные формы взаимоотношений данной организации с окружающей средой; требования к экономическому механизму, формам обработки информации, кадровому обеспечению организационной системы.

Основная особенность  второй стадии процесса проектирования организационной структуры управления — разработка состава основных подразделений  и связей между ними — заключается в том, что предусматривается реализация организационных решений не только в целом по крупным линейно-функциональным и программно-целевым блокам, но и вплоть до самостоятельных (базовых) подразделений аппарата управления, распределения конкретных задач между ними и построения внутриорганизационных связей. Под базовыми подразделениями понимаются при этом самостоятельные структурные единицы (отделы, управления, бюро, сектора, лаборатории), на которые организационно разделяются линейно-функциональные и программно-целевые подсистемы. Базовые подразделения могут иметь свою внутреннюю структуру.

Третья стадия — регламентация организационной  структуры — предусматривает  разработку количественных характеристик  аппарата управления и процедур управленческой деятельности. Она включает: определение состава внутренних элементов базовых подразделений (бюро, групп и должностей); определение проектной численности подразделений, трудоемкости основных видов работ и квалификационного состава исполнителей; распределение задач и работ между конкретными исполнителями; установление ответственности за их выполнение; разработку процедур выполнения управленческих работ в подразделениях, в том числе на основе автоматизированной обработки информации; разработку порядка взаимодействия подразделений при выполнении взаимосвязанных комплексов работ; расчеты затрат на управление и показателей эффективности аппарата управления в условиях проектируемой организационной структуры [23].

Структура управления производственно-хозяйственной организацией как объект проектирования — сложная система.

Она сочетает в  себе как технологические, экономические, информационные, административно-организационные взаимодействия, которые поддаются непосредственному анализу и рациональному проектированию, так и социально-психологические характеристики и связи. Последние определяются уровнем квалификации и способностей работников, их отношением к труду, стилем руководства.

Специфика проблемы проектирования организационной структуры  управления состоит в том, что она не может быть адекватно представлена в виде задачи формального выбора наилучшего варианта организационной структуры по четко сформулированному, однозначному, математически выраженному критерию оптимальности. Это — количественно-качественная, многокритериальная проблема, решаемая на основе сочетания научных, в том числе формализованных, методов анализа, оценки, моделирования организационных систем с субъективной деятельностью ответственных руководителей, специалистов и экспертов по выбору и оценке наилучших вариантов организационных решений.

Информация о работе Анализ и совершенствование организационных структур управления