Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 08:35, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы на основании исследованных литературных источников и практики работы предприятия изучить методику проведения анализа готовой продукции и, проанализировав данные показатели, выявить резервы для их увеличения, а также факторы влияющие на эти показатели.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Показатели, характеризующие движение готовой и ее качества 6
2. Анализ формирования и выполнения производственной программы 9
3. Анализ ритмичности выпуска продукции 15
4. Оценка технического уровня и качества продукции 18
5. Влияние изменения выпуска продукции на финансовое положение предприятия 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
ПРИЛОЖЕНИЯ 34
Из анализа факторов изменения объема реализации продукции на ОАО «Пинский ОМЗ» видно, что план реализации перевыполнен на 4170 млн. рублей за счет увеличения выпуска товарной продукции на 5500млн. рублей. Отрицательное влияние на объем продаж оказало увеличение остатков готовой продукции на складах на 230 млн. рублей и рост остатков отгруженных товаров на конец года, оплата за которые не поступила еще на расчетный счет предприятия, на 1100 млн. рублей. Отгрузка продукции за год увеличилась по сравнению с плановым показателем на 5270 млн. рублей.
В процессе анализа необходимо выяснить причины образования сверхплановых остатков на складах, несвоевременной оплаты продукции покупателями и разработать конкретные мероприятия по ускорению реализации продукции и получению выручки.
Особое внимание уделяется изучению влияния факторов, определяющих объем производства продукции:
ВП = ЧР * ГВ
РП = ЧР * ГВ * Дв
ВП = ОПФ * ФО
РП = ОПФ * ФО *Дв
ВП = МЗ * МО
РП = МЗ * МО * Дв,
где ЧР – численность рабочих,
ГВ – годовая выработка,
Дв – доля реализованной
валовой продукции,
ОПФ – основные
ФО – фондоотдача,
МЗ – материальные запасы,
МО – материалоотдача.
Расчет
влияния данных факторов на объем
валовой и реализованной
DВП xi = DГВ * ЧР ф,
DВП xi = DФО xi * ОПФ ф,
DВП xi = DМО xi * МЗ ф,
DРП xi = DГВ * ЧР ф * Дв ф,
DРП xi = DФО xi * ОПФ ф * Дв ф,
DРП xi = DМО xi * МЗ ф * Дв ф.
Основные источники резервов увеличения
выпуска и реализации продукции
Резервы роста производства продукции состоят из трех групп:
а) создание дополнительных рабочих мест;
б) сокращение потерь рабочего времени;
в) повышение уровня производительности труда.
а) приобретение дополнительных машин и оборудования;
б) более полное использование их фонда рабочего времени;
в) повышение производительности работы оборудования;
а) дополнительное приобретение сырья и материалов;
б) сокращение сверхплановых отходов сырья и материалов;
в) сокращение норм расходы сырья и материалов на единицу продукции.
Определение величины резервов по первой группе производится следующим образом:
РВПкр = РКР * ГВф,
РВПфрв = РФРВ *ЧВф,
РВПчв = РЧВ * ФРВв,
где РВПкр, РВПфрв, РВПчв – резерв роста валовой продукции соответственно за счет создания новых рабочих мест, увеличения фонда рабочего времени в связи с сокращением его потерь и повышения среднечасовой выработки;
РКР - резерв увеличения количества рабочих мест;
РФРВ – резерв увеличения фонда рабочего времени;
РЧВ – резерв роста среднечасовой выработки за счет совершенствования техники, технологии, организации производства и рабочей силы;
ФРВв – возможный фонд рабочего времени с учетом выявленных резервов его роста.
По второй группе резервы увеличения производства продукции за счет увеличения численности оборудования (РК), времени его работы (РТ) и выпуска продукции за один машино-час (РЧВ) рассчитывают по формуле:
РВПк = РК * ГВф,
РВПт = РТ * ЧВф,
РВПчв = РЧВ * Тв.
По третьей
группе резервы увеличения выпуска
продукции исчисляются
а) дополнительное количество j-го материала делится на норму его расходы на единицу i-го вида продукции и умножается на плановую цену единицы продукции. затем результаты суммируются по всем видам продукции:
РВП = å(РМj / НРji пл * Цi пл)
б) сверхплановые отходы материалов делятся на норму их расхода на единицу i-го вида продукции и умножаются на плановую цену единицы соответствующего вида продукции, после результаты суммируются:
РВП = å(Р¯ОТХj / НРji пл * Цi пл)
в) планируемое сокращение нормы расходы j-го ресурса на единицу i-го вида продукции умножается на планируемый к выпуску объем производства i-го вида продукции, полученный результат делится на плановую норму расхода и умножается на плановую цену данного изделия, после чего подсчитывается общая сумма резерва валовой продукции:
РВП = å(Р¯НРji * VВПi пл /НРji пл * Цi пл).
Далее нужно обобщить выявленные резервы увеличения производства и реализации продукции. Для этого построим еще одну аналитическую таблицу:
Таблица 5.1
Резервы увеличения выпуска продукции
Источник резервов |
Резервы увеличения выпуска продукции за счет | ||
Трудовых ресурсов | Средств труда | Предметов труда | |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Увеличение количества ресурсов | - | 1 000 | 2 500 |
2.
Более полное использование |
1 000 |
2 340 |
- |
3.
Повышение производительности |
1 050 | - | - |
4.
Сокращение сверхплановых |
- |
- |
230 |
5. Снижение норм расхода сырья и материалов | - |
- |
450 |
Итого: | 2 050 | 3 340 | 3 180 |
3340 – 2050 = 1290 млн. руб.
3340 – 3180 = 160 млн. руб.
Резервы увеличения выпуска продукции должны быть сбалансированы по всем трем группам ресурсов. Максимальный резерв, установленный по одной из групп, не может быть освоен до тех пор, пока не будут выявлены резервы в таком же размере и по другим группам ресурсов.
На ОАО «Пинский ОМЗ» резерв увеличения выпуска продукции ограничен материальными ресурсами и составляет 3180 млн. рублей. Максимальный резерв выпуск продукции за счет улучшения использования оборудования может быть освоен, если предприятие найдет еще по трудовым ресурсам 1290 млн. рублей, а по материальным ресурсам – 160 млн. рублей.
При определении резервов увеличения реализации продукции необходимо, кроме данных резервов, учесть сверхплановые остатки готовой продукции на складах предприятия и отгруженной покупателям. При этом следует учитывать спрос на тот или другой вид продукции и реальную возможность ее реализации.
В данной курсовой работе проведен анализ объемов производства и реализации продукции. Исследования проводились на основе показателей работы данного предприятия за три года – с 2004 по 2006 годы.
Актуальность
Проанализировав выпуск продукции, можно сделать вывод, что объемы производства за эти годы выросли на 11,7 %. Одновременно с этим увеличивается и реализация продукции на 16,8 %. Таким образом, можно сказать, что предприятие нашло свою нишу на рынке товаров, и оно имеет своих постоянных клиентов-покупателей.
Проанализировав объем продаж продукции по видам можно сказать, что реализация колбасного сыра имеет устойчивую тенденцию к росту, а объемы реализации пастообразных сыров очень низкие, то есть на рост реализации этого продукта отделу сбыта надо обратить особое внимание. Что касается брикетного сыра – его реализация практически неизменна. Предприятию необходимо усилить рекламу данного продукта.