Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 09:17, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать формирование стратегических альтернатив и стратегического выбора организации. Объектом исследования является ОАО «Государственная страховая компания «Югория». Предмет исследования – стратегические альтернативы организации. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты стратегии развития организации;
2. Дать характеристику компании;
3. Провести анализ внешней и внутренней среды компании;
4. Выявить миссию организации;
5. Сформировать стратегические альтернативы организации;
6. Обосновать выбор стратегии.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретическая часть………………………………………………………..5
1.1 Формирование стратегических альтернатив………………………....5
1.2 Анализ альтернатив и выбор стратегии……………………………..10
2. Практическая часть………………………………………………………..13
2.1 Характеристика страховой компании ОАО «ГСК «Югория»……..13
2.2 Комплексный анализ………………………………………………….15
2.3 Миссия организации………………………………………………….25
2.4 Стратегические альтернативы и выбор стратегии………………….26
Заключение……………………………………………………………………….30
Список используемых литературы и источников……………………………..32
5. Способность поставщиков диктовать свои условия. Поставщиков как таковых в страховой деятельности не существует. Но есть люди, которые разрабатывают страховые программы – андеррайтеры. И конечно при продаже новых разработанных видов страхования андеррайтеры устанавливают свои цены.
Таким образом, можно сказать, что страховая компания «Югория» занимает довольно выгодное положение на российском страховом рынке, и пошатнуть ее финансовое состояние если смогут, то только крупные иностранные компании.
Переход экономики на рыночные отношения, развитие предпринимательской деятельности, расширение круга товарных и обменных операций объективно требуют надежной системы гарантий, предоставляемой страхованием. Только на основе страхования становится возможной защита коллективных и личных интересов, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, то есть страховые компании предоставляют реальную финансовую защиту от возможных неопределенных ситуаций.
Но, являясь страховой компанией, «Югории», как и любой другой организации, присущи ситуации риска. И это, прежде всего независящие от нее политические, экономические и природные виды рисковых ситуаций. Но также существуют риски, которые компания в состоянии исправить.
Это риски, связанные:
1. С конфликтной ситуацией, например, между конкурентами или государством и страховой компанией;
2. С неопределенностью множества целей и задач, либо их несоответствие с деятельностью компании;
3. С неопределенностью экономического потенциала компании.
Таким образом, на основе изученных рисковых ситуаций можно сказать, что компании, кроме не зависящих от нее рисков, другие не присущи и более того, никогда не происходили за многолетнюю практику ведения страхового бизнеса.
Коллектив – это неотъемлемая часть любой организации, а тем более страховой компании. Поэтому развитие филиалов и успешная робота компании была бы невозможна без сплоченной команды профессионалов. Благодаря им, компания в условиях жесткой конкуренции смогла найти собственную нишу на страховом рынке и начала расширять сферы деятельности. Понимая, что главное достояние – это люди, руководство ГСК «Югория» поощряет профессиональный рост своих сотрудников, вкладывая немалые средства в их обучение. Только в 2002 году 38% сотрудников получили второе высшее образование, треть специалистов повысила квалификацию на базе Учебно-методического центра Всероссийского союза страховщиков в Москве. Регулярные обучающие семинары, проводимые специалистами ГСК «Югория», позволяют готовить собственные кадры агентов по страхованию.
Все вышесказанное свидетельствует о том, что коллектив компании многопланово развит и образован, поэтому реакция коллектива на изменения внешней среды абсолютно адекватна. То есть, если в условиях появления нового конкурента часть клиентов по определенным причинам потеряна, то руководство компании немедленно организовывает новую рекламную акцию, а страховые агенты привлекают студентов для работы и распространения информации об условиях акции. Например, в сентябре в «ГСК «Югория» проходила льготная акция для школьников, в связи с началом учебной деятельности. Таким образом, было привлечено много новых клиентов.
Естественно, не у всех сотрудников получается успешно работать страховым агентом и поэтому, благодаря изменениям во внешней среде, некомпетентные агенты отсеиваются.
Внешняя среда, безусловно, характеризуется подвижностью, сложностью и неопределенностью. Под подвижностью среды подразумевается время, за которое происходят те или иные изменения, поэтому исходя из того, что компания «Югория» занимается страховым бизнесом, ее внешняя среда достаточно изменчива и за счет новых видов страхования, и за счет разных страховых случаев и, следовательно, различных страховых ставок.
Если говорить о сложности, то абсолютно любой вид деятельности вызывает определенные затруднения со стороны внешней среды, а тем более страховой вид деятельности, где на компанию влияет и государство, и конкуренты, и клиенты, а также другие, независящие от нее факторы.
Неопределенность страхового рынка заключается в том, что часто информации о внешней среде недостаточно, чтобы принять правильные решения, связанные с деятельностью, и поэтому среда становится временно неопределенной.
Таким образом, внешняя среда страховой компании «Югория» изменчива и подвижна, но благодаря грамотной политике руководителей компании, а также компетентности и профессионализму сотрудников, организация может чувствовать себя абсолютно уверенно и продолжать занимать свою нишу на рынке страховых услуг и завоевывать большее количество клиентов.
Внутренняя среда организации
Современная коммерческая организация – это, как правило, сложная органическая система. Все, что находится внутри такой системы, называется внутренней средой организации. Из данного определения логически следуют необходимость и значимость анализа внутренней среды организации с целью конечного выхода на ее эффективную конкурентоспособную стратегию.
В ГСК «Югория» разработана определенная специфика страхования, которая включает:
1. грамотную гибкую тарифную политику;
2. рост качества обслуживания;
3. разработку новых видов страхования [11].
Далее логично было бы провести метод, который используют для диагностики внутренних проблем, под названием управленческое обследование. Оно основано на комплексном исследовании различных функциональных зон организации, которых всего пять: маркетинговая, кадровая, финансовая, производственная и организационная культура.
Начнем с маркетинговой функциональной зоны.
Центральное место в анализе функций маркетинга занимает реклама и продвижение услуг, поэтому в ГСК «Югория» уделяется особенное внимание страховым агентам, которые и делают рекламу, и осуществляют продвижение услуг своей компании на страховой рынок. А также осуществляется обширная рекламная компания не только по телевидению, но и в печатных изданиях.
Что касается конкурентоспособности ГСК «Югория», то уже отмечалось, что страховая компания успешно конкурирует с крупными компаниями и даже входит в число пятидесяти самых крупнейших компаний России.
ГСК «Югория» имеет право осуществлять 48 видов страховых услуг – это достаточное количество для удовлетворения основных потребностей клиентов. Кроме того, компания гарантирует выплатить денежные средства при наступлении страхового случая в течение двух-четырех недель, исходя из размера выплачиваемой суммы. При этом решать все проблемы, связанные с денежными выплатами от компании, обязуется тот страховой агент, который принимал непосредственное участие в страховании. Не было ни одного случая, чтобы «Югория» не выплатила оговоренную сумму при наступлении страховых событий.
Рыночная демография. Благодаря росту страхового сознания население осознает выгодность страхования и поэтому число потенциальных клиентов с каждым годом увеличивается. Также не последнюю роль играет доступность страхования для каждого гражданина страны, не смотря на уровень доходов.
Рыночные исследования и разработки. Маркетинговый отдел компании регулярно изучает потребности клиентов в новых видах страхования, разрабатывает их и вводит в применении с выгодными условиями для клиентов.
Естественно, что обобщающим показателем работы является прибыль, поэтому ниже приводятся конкретные цифры за 2009 год.
Уставный капитал компании на 1 апреля 2009 года составил 2 329 749 тысяч рублей, страховые резервы – 1 231 966 тысяч рублей, а размер собственных средств на 1 Марта 2009 года – 2 412 987 тысяч рублей [11].
Большой объем уставного капитала, а также размера страховых резервов говорит об успешном финансовом развитии компании.
Финансовая функциональная зона.
Финансовому состоянию страховой компании ничто не угрожает, поэтому продолжается финансовый рост денежных капиталов и увеличение размера страховых резервов.
Производственная функциональная зона.
Так как компания «Югория» осуществляет только страховые услуги, то их деятельность напрямую зависит от разработчиков страховых программ – андеррайтеров, с помощью которых вводятся новые виды страхования и благодаря которым удовлетворяются основные потребности клиентов. А страховые агенты впоследствии вводят разработанные виды страхования в деятельность.
Кадровая функциональная зона.
Коллектив ГСК «Югория» молод, так как средний возраст составляет 35 лет. Поэтому люди в компании энергичные, целеустремленные, предприимчивые. Для еще более эффективной и успешной работы страховых агентов регулярно направляют на подготовительные профессиональные курсы, а также многие получают второе высшее образование.
При приеме на работу в компанию агенты проходят испытательный срок в течение месяца. И вообще следует отметить, что система отбора персонала достаточно емкая и разнообразная, и полностью подходит для выяснения профессиональной пригодности претендента.
Также в ГСК «Югория» персоналу уделяют особое внимание, потому что именно страховые агенты являются лицом компании и полностью отражают ее имидж и организационную культуру.
Для более эффективной активизации деятельности персонала необходимо разработать мотивационную политику, которая будет включать:
материальное поощрение за эффективную работу сотрудников;
новые карьерные ступени для агентов;
регулярное подведение итогов работы и выявления лучшего страхового агента месяца;
льготное обучение;
своевременную профессиональную аттестацию специалистов;
тренинги и тестирования для развития творческого потенциала коллектива;
повышение и совершенствование стандартов работы в компании.
Для выявления сильных и слабых сторон организации, а также ее возможностей и опасных ситуаций для бизнеса будет использован метод SWOT-анализ.
SWOT – это аббревиатура четырех английских слов: S – Strengths – сильные стороны, W – Weaknesses – слабые стороны, O – Opportunities – возможности, T – Threats – угрозы [9].
Сильные стороны предприятия:
1. Высокая квалификация и профессионализм сотрудников;
2. Хорошая рекламная политика;
3. Сбалансированный страховой портфель;
4. Широкий спектр страховых услуг;
5. Гибкая тарифная политика;
6. Устойчивое финансовое положение.
Слабые стороны предприятия:
1. Необоснованное штатное расписание;
2. Отсутствие должного контроля за использованием внутренних ресурсов;
3. Стоимость страховых тарифов в компании превышает стоимость тарифов конкурентов.
Возможности:
1. Расширение клиентского поля.
2. Выход на международный рынок страховых услуг.
Угрозы:
1. Активные действия со стороны конкурентов.
2. Финансово-экономический крах страны.
Таким образом, исходя из проведенного анализа, видно, что сильными сторонами ГСК «Югория» являются высокий профессионализм сотрудников, эффективная рекламная политика, сбалансированный страховой портфель, гибкая тарифная политика, а также устойчивое финансовое положение. Все это позволяет расширить уровень клиентского поля и дает возможность выйти на международный страховой рынок.
Слабыми сторонами страховой компании являются несогласованное штатное расписание, превышение стоимости страховых тарифов над стоимостью тарифов конкурентных компаний, что вполне может привести к еще более активным действиям со стороны конкурентов.
Также государственная страховая компания ОАО «Югория» в своей практике использует различные методы управления, которые позволяют мотивировать, организовать и усовершенствовать трудовую деятельность в организации.
К социально-психологическим методам, применяемым в ГСК «Югория» относятся:
Моральное стимулирование: грамоты, благодарственные письма, присвоение квалификации, звание лучшего страхового агента месяца и т.д.
Контроль межличностных и межгрупповых отношений: между сотрудниками проводятся рабочие и неформальные мероприятия, с целью сплочения коллектива.
К экономическим методам управления относится:
Материальное стимулирование: льготное обучение, материальное вознаграждение сотрудников в зависимости от уровня и объемов их трудовой деятельности (премии, повышение заработной платы, определенные бонусы).
Административно-правовые методы управления для руководства компании неприемлемы, случаев для их применения не было.
Таким образом, рассмотрев основные аспекты внутренней среды и благодаря проведению управленческого обследования с подробным изучением пяти функциональных зон, следует отметить, что у государственной страховой компании ОАО «Югория» есть все необходимые внутренние резервы, а также кадровые и финансовые перспективы для дальнейшего успешного развития страхового бизнеса.