Анализ формирования стратегических альтернатив и стратегического выбора в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 09:17, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать формирование стратегических альтернатив и стратегического выбора организации. Объектом исследования является ОАО «Государственная страховая компания «Югория». Предмет исследования – стратегические альтернативы организации. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты стратегии развития организации;
2. Дать характеристику компании;
3. Провести анализ внешней и внутренней среды компании;
4. Выявить миссию организации;
5. Сформировать стратегические альтернативы организации;
6. Обосновать выбор стратегии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретическая часть………………………………………………………..5
1.1 Формирование стратегических альтернатив………………………....5
1.2 Анализ альтернатив и выбор стратегии……………………………..10
2. Практическая часть………………………………………………………..13
2.1 Характеристика страховой компании ОАО «ГСК «Югория»……..13
2.2 Комплексный анализ………………………………………………….15
2.3 Миссия организации………………………………………………….25
2.4 Стратегические альтернативы и выбор стратегии………………….26
Заключение……………………………………………………………………….30
Список используемых литературы и источников……………………………..32

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа(1).doc

— 169.50 Кб (Скачать)


Институт управления и права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по стратегическому менеджменту на тему:

«Анализ формирования стратегических альтернатив и стратегического выбора в организации»

(на примере ОАО "ГСК "Югория")

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка гр. 253/5-5-Г

Романцова Ю.А.

Проверил:

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1.      Теоретическая часть………………………………………………………..5

1.1 Формирование стратегических альтернатив………………………....5

1.2 Анализ альтернатив и выбор стратегии……………………………..10

     2. Практическая часть………………………………………………………..13

              2.1 Характеристика страховой компании ОАО «ГСК «Югория»……..13

              2.2 Комплексный анализ………………………………………………….15

              2.3 Миссия организации………………………………………………….25

              2.4 Стратегические альтернативы и выбор стратегии………………….26

Заключение……………………………………………………………………….30

Список используемых литературы и источников……………………………..32

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Слово «стратегия» греческого происхождения и означает «искусство развертывания войск в бою» или «искусство генерала». Этот военный термин широко вошел в обиход специалистов, теорию и практику менеджмента. В менеджменте стратегия рассматривается как долгосрочное качественное определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации к окружающей среде, приводящее организацию к ее целям. Стратегия представляет собой набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений, чтобы обеспечить осуществление миссии и достижение хозяйственных целей организации.

Стратегия – это детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей. Прежде всего, стратегия большей частью формулируется и разрабатывается высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса предприятие должно постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, конкуренции и других факторах.

Стратегический план придает предприятию определенность, индивидуальность, что позволяет ему привлекать определенные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов. Этот план открывает перспективу для предприятия, которое направляет его сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги.

Единой стратегии для всех организаций не существует. Каждая организация уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой организации свой, т.к. зависит от позиции организации на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и т.д.    

Суть стратегического управления заключается в том, что в организации существует четко организованное комплексное стратегическое планирование, чтобы обеспечить выработку долгосрочной стратегии для достижения целей фирмы и создание управленческих механизмов реализации этой стратегии через систему планов.

Структурно работу можно представить в виде двух частей – аналитической и практической.

Цель курсовой работы – проанализировать формирование стратегических альтернатив и стратегического выбора организации. Объектом исследования является ОАО «Государственная страховая компания «Югория». Предмет исследования – стратегические альтернативы организации. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1.      Рассмотреть теоретические аспекты стратегии развития организации;

2.      Дать характеристику компании;

3.      Провести анализ внешней и внутренней среды компании;

4.      Выявить миссию организации;

5.      Сформировать стратегические альтернативы организации;

6.      Обосновать выбор стратегии.

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

1.1.Формирование стратегических альтернатив

 

Каждое предприятие, работая в условиях жесткой конкуренции и быстро меняющейся ситуации, должно не только концентрировать внимание на своей внутренней среде, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволит ему успевать за изменениями, происходящими в его внешнем окружении. Так как количество и сложность ситуаций во внешней среде постоянно растут, стратегический менеджмент предприятия должен постоянно приспосабливаться к ним, приобретая новые и трансформируя имеющиеся качества, наращивая свои возможности по выработке и реализации адекватных ситуационных решений.

Общепризнанной является следующая логическая цепочка, характеризующая процесс стратегического управления: комплексный анализ → определение миссии → разработка альтернативных стратегий → выбор стратегии → реализация (выполнение) стратегии (рис.1).

 

Рис.1 Процесс стратегического управления

 

Кратко рассмотрим каждое «звено» цепи.

Комплексный анализ — это постоянное изучение и прогнозирование изменяющихся факторов внешней (рынков сбыта, состава сырья и комплектующих, деятельности конкурентов) и внутренней среды (производство, финансы, персонал, технологии, менеджмент).

Определение миссии и целеполагание — определение основной идеи функционирования предприятия, его смысла и философии, а также постановка перед подразделениями предприятия конкретных целей.

Разработка альтернативных стратегий — создание портфеля приемлемых для предприятия альтернативных стратегий, ведущих к достижению одной цели, но разными путями.

Выбор стратегии — анализ альтернативных стратегий, выбор наиболее подходящего варианта достижения поставленной цели, разработка конкретных планов реализации выбранного варианта развития (стратегии), в частности, в виде конкретных бизнес-планов для отдельных видов бизнеса, проектов, продуктов.

Реализация стратегии — организация процесса выполнения стратегии, его регулирование и координация. Организация реализации стратегии представляет собой комплекс управленческих и производственных процессов по реализации стратегических планов. Процессы могут быть основными, вспомогательными и обслуживающими. Регулирование изучает поведение окружения предприятия и корректирует его деятельность в соответствии с меняющимися параметрами внутренней и внешней среды. Координация — установление связей, системы взаимодействия и согласованности элементов системы [8].

Сущность принятия стратегического решения состоит в том, что руководитель предприятия должен выбрать определенную стратегию его развития. Однако для этого необходимо сформировать несколько различных вариантов стратегий, то есть портфель стратегических альтернатив. Понятие альтернативности широко используется не только в стратегическом менеджменте, но и в управлении вообще и означает многовариантность. Многовариантны источники всех ресурсов, виды выпускаемой продукции, рынки и методы их освоения, цели предприятия и стратегии их достижения.

Традиционно считается, что формирование стратегии является прерогативой высшего руководства. Это на самом деле так. Однако это относится к принятию стратегического решения, то есть к выбору стратегии. Но при формировании портфеля стратегических альтернатив, для того, чтобы он был максимально полным, необходимо учитывать предложения если не всех сотрудников предприятия, то хотя бы руководителей среднего звена. Для этого очень эффективным оказывается применение метода «мозговой атаки», когда выдвигаются независимые и порой очень смелые и нетрадиционные предложения. Часто при формировании портфеля стратегических альтернатив руководители допускают ошибку, которая заключается в сопоставлении стратегических альтернатив с типами стратегий. Наиболее распространенными в мировой практике являются следующие четыре типа стратегий:

                    стратегии роста;

                    стратегии ограниченного роста;

                    стратегии сворачивания деятельности (ухода из бизнеса);

                    комбинации из вышеперечисленных стратегий [3].

Однако между типами стратегий и альтернативными стратегиями существует огромная разница.

Общеизвестно, что в зависимости от поставленных целей предприятие разрабатывает различные варианты их достижения. Поэтому основное различие между типами стратегий и альтернативными стратегиями заключается именно в конечном результате, то есть в достижении целей. Если стратегии классифицируются по типам, то они направлены на достижение различных целей, в то время как альтернативные стратегии направлены на достижение одной общей цели. Например, разве можно говорить, что стратегия интегрированного роста и стратегия сокращения альтернативны для увеличения доли рынка?

Одним из общепризнанных инструментов комплексного анализа является SWOT-анализ.

Поскольку SWOT-анализ выявляет угрозы и возможности внешней среды, а также сильные и слабые стороны предприятия, целесообразно устанавливать цели, исходя из результатов этого анализа. То есть, целями предприятия должны быть использование возможностей и устранение угроз внешней среды, а также сохранение сильных и ликвидация слабых сторон самого предприятия. В соответствии с этим, генеральная стратегия предприятия должна состоять из следующих четырех направлений его деятельности:

1. Стратегия использования возможностей внешней среды: если перед предприятием открываются потенциальные возможности, оно просто обязано разработать план их реализации, иначе, если эти возможности будут реализованы конкурентами, они могут превратиться для него в угрозы.

2. Стратегия устранения угроз внешней среды: при должном обращении внимания на внешние угрозы, при разработке и реализации плана их устранения, предприятие может превратить их в потенциальные возможности или, как минимум, стабилизировать свое положение и быть готовым к сюрпризам внешней среды.

3. Стратегия сохранения, укрепления и использования сильных сторон предприятия: если предприятие имеет сильные стороны, то оно должно их не только сохранить, но и использовать. Только использованные сильные стороны предприятия представляют для него какую-либо ценность. Если же не использовать свои силы во благо для себя, то они могут превратиться в слабости.

4. Стратегия ликвидации слабых сторон предприятия: слабые стороны предприятия при уделяемом им недостаточном внимании могут превратиться в бомбу замедленного действия, которая может неожиданно взорваться в самый неподходящий для предприятия момент и свести на нет результат всей его деятельности [5].

Исходя из того, что у предприятия должна быть не одна стратегия, а четыре, необходимо разрабатывать альтернативные стратегии по достижению каждой отдельно взятой общей цели. При этом сохраняется принцип: результатом реализации стратегии является достижение поставленной цели. Однако это отнюдь не означает, что предлагаемый альтернативный вариант должен быть направлен на достижение одной единственной цели. Очень вероятно, что будут предложены такие альтернативные стратегии, выполнение каждой из которых приведет к нескольким установленным целям.

Процесс формирования портфеля стратегических альтернатив включает в себя следующие пять подэтапов [2]:

1) формирование альтернатив использования возможностей;

2) формирование альтернатив устранения угроз внешней среды;

3) формирование альтернатив сохранения и использования сильных сторон предприятия;

4) формирование альтернатив устранения слабых сторон предприятия;

5) качественный анализ портфеля стратегических альтернатив.

Качественный анализ предварительного портфеля, в отличие от первых подэтапов, проводит руководство и принимает решение о том, будет ли он окончательным или же подлежит доработке. Для этого предварительный портфель должен быть проанализирован на соответствие определенным критериям, а именно:

1. Количество альтернативных стратегий: количество вариантов достижения поставленных целей, входящих в портфель альтернативных стратегий, неограниченно. Можно сказать, что чем больше стратегий в портфеле, тем меньше вероятность того, что предприятие упустит наиболее благоприятный вариант.

Информация о работе Анализ формирования стратегических альтернатив и стратегического выбора в организации