Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 23:17, статья
70 процентов населения России живет в городах, здесь производится основная часть национального продукта, принимаются “судьбоносные” для страны решения, происходят важнейшие политические события, делаются открытия и изобретения, хранится значительная часть культурного наследия. В то же время, город как был, так и остается “слепым пятном” в практике государственного управления и народно-хозяйственного планирования. Это касается всех городов, за минусом Москвы и Петербурга, а также поселков, сел и других населенных пунктов. Так было в советское время, так происходит и сейчас.
Если руководство муниципального образования считает необходимым привлекать предприятия различных форм собственности для создания в городе и районе конкурентной среды, повышения качества услуг, уменьшения их стоимости и снижения накладных расходов, связанных с деятельностью муниципальных учреждений и предприятий, то для достижения этой цели существует одно средство – организация системы муниципального заказа.
10.
Публичность деятельности, как условие
вовлечения муниципальных
Принцип публичности деятельности органов местного самоуправления - эффективное средство установления отношений доверия между властью и населением.
Понимание намерений власти и их поддержка населением - условие реализации муниципальных программ и проектов.
В противном случае, власть всегда будет наталкиваться на негативную реакцию населения на свои инновации, базирующуюся на незнании, боязни потерять что-то, недоверии к власти как таковой.
Можно выделить следующий набор основных содержательных ядер, вокруг которых сегодня строится дискуссия по поводу направлений работы по развитию инициатив местных сообществ в целях местного экономического развития.
Процессы демонополизации хозяйственной деятельности в России в большей сфере затронули коммерческую и производственную деятельность и в меньшей степени сферу социальных услуг. Приватизация как метод, позволяющий создать конкурентную среду для деятельности учреждений культуры, здравоохранения, образования и т.п. неприменим по ряду объективных причин. Тем не менее, механизмы, позволяющие выбирать и поддерживать наиболее эффективные социальные учреждения, существуют. Это - система государственного или муниципального заказа. В некоторых городах России приняты местные акты, регламентирующие проведение открытых конкурсов на право выполнения тех или иных социально-значимых работ.
Проведение открытых конкурсов на право осуществления работ в социальной сфере позволяет сделать их экономически более эффективными и результативными.
Руководители некоммерческих организаций хорошо представляют не только, что можно предложить населению и городским властям, но и знают, каким образом выбирать и реализовать эти предложения с соблюдением интересов всех сторон.
Принимаемые
на местном уровне правовые документы,
постановления и решения
Посредником между властью и гражданином могут стать независимые некоммерческие организации (НКО), многие из которых уже завоевали достаточные для этого авторитет и доверие.
Возможности внутригородских сообществ и общественных организаций, представляющих их интересы, в стимулировании экономического роста городов и повышении качества жизни вызывает оживленные дискуссии, в ходе которых представители местной власти часто дают сдержанные, а порой и негативные оценки этим возможностям.
Эти дискуссии обнаруживают и обозначают проблему гражданского участия местных сообществ в стратегическом планировании городского развития и необходимости общественных дебатов по поводу его целей и путей реализации.
Негативные оценки возможностей внутригородских сообществ в этом отношении имеют два основных источника.
В одних случаях руководство органов местного самоуправления просто не рассматривает внутригородские сообщества и группы как партнеров по участию в городском развитии, делая ставку исключительно на административные методы управления. Это – рецидив командно-административного стиля управления советских времен, не изжитого в практике местного самоуправления.
В
других случаях в качестве основного
источника проектных
Такая постановка вопроса вызывает вполне понятные возражения со стороны представителей лидеров и лоббистов интересов групп третьего сектора. Несмотря на возможно излишнюю остроту дискуссии о соотношении роли профессиональных сообществ и волонтерских “третьесекторских” групп в стимулировании городского развития, сама дискуссия должна расцениваться как конструктивная, поскольку она способствует пониманию многомерности социально-институциональной структуры городского процесса, специфики роли разных общественных групп и, тем самым, возможности их более конструктивного взаимодействия в деле общественного стимулирования городского развития.
НКО России накопили заметный опыт в решении социально значимых задач в самых разных областях. В силу специфики своей деятельности (получение грантов на реализацию конкретных программ) этот опыт в основном позитивен. Активное взаимодействие с иностранными организациями позволяет НКО знакомиться, осваивать и внедрять мировой опыт решения различных социальных проблем. Ограничения в использовании ресурсов требуют от НКО нахождения технологичных и недорогих решений, прямо ориентированных на потребности их клиентов. К сожалению, этот опыт слабо распространяется и пропагандируется. Он в большинстве своем не востребован властями, зачастую из-за принципиальных “идеологических” расхождений. Для местных властей ориентация на обслуживание интересов граждан, рассмотрение граждан в качестве своих заказчиков и клиентов не стало правилом.
Некоммерческие организации имеют дело с населением напрямую, без посредников. Поэтому сотрудники НКО хорошо представляют интересы и потребности тех людей, с которыми они работают. Люди больше доверяют таким организациям, поскольку они дистанцированы от власти и ориентированы на решение простых и понятных обычному человеку задач. В силу своего положения и предназначения, НКО могут стать для широких масс населения посредником и защитником их коренных интересов.
Особую
роль общественные организации играют
в отношении мобилизации
Обращает на себя внимание обычная логика определения конфликтов и затруднений во взаимодействии общественного (некоммерческого сектора) и местных властей. Она строится на констатации недостаточного внимания властей к деятельности некоммерческих организаций и слабому привлечению этих организаций для решения местных задач. При этом из поля зрения выпадают такие важные вопросы, как развитие нормативно-правовой базы местного самоуправления, фиксация в городских уставах положений, которые вынуждали бы органы местного самоуправления опираться при принятии ключевых решений на местные сообщества. Мировой опыт показывает, что ключевым направлением деятельности на местном уровне, способном консолидировать все местные сообщества и местную власть, является разработка планов социально-экономического развития. Успешность реализации таких планов, в значительной мере, зависит от того, удалось ли достичь согласия всех групп населения в выбранной модели местного развития и существуют ли группы (сообщества), заинтересованные в реализации этих планов как условии реализации их личных проектов благополучия.
Обсуждение
роли малого и среднего бизнеса в
муниципальном экономическом
Не менее важным фактором развития малого и среднего бизнеса является его участие в работе различных общественных объединений, нацеленных на сотрудничество с местными властями и разработке планов социально-экономического развития.
Основные организационно-управленческие решения, принятые и осуществленные в городах в качестве реакции на “августовский кризис” 1998 года позволили удержать экономическую и социальную ситуацию и, не доведя ее до грани развала основных систем жизнеобеспечения населения.
Сегодня налицо - негативная тенденция локализации товарных и финансовых рынков. С другой стороны, следствием кризиса банковской системы и усугубления кризиса неплатежей является повышение инициативы местных властей в использовании региональных и муниципальных финансовых инструментов (создание губернских банков, банковских союзов, расчетно-кассовых центров, муниципальных казначейств и схем взаимозачета). Задачи, которые до кризиса не смогла решить государственная финансовая система и, по разным причинам, не спешили решать коммерческие банки, в условиях кризиса пришлось – в порядке собственной инициативы – решать городским властям. Острота кризиса, ощущение близости порога управляемости, выступили в роли своеобразного катализатора инициативы. Опыт внедрения этих сравнительно новых для российской практики финансовых инструментов может послужить толчком для будущего развития финансовой инфраструктуры местного самоуправления.
В качестве антикризисных мер сегодня называются также решения по организации продовольственного снабжения населения и формированию продовольственных запасов на зиму 1998-1999 гг. и весну 1999 г. Подчеркивается, что, с управленческой точки зрения, такие “мобилизационные” решения не стоит оценивать негативно (как свидетельство возврата к командно-административному стилю руководства), что в них ценен опыт инициативности, который может быть использован и в посткризисной ситуации.
В ином ключе, безотносительно к обстоятельствам конкретного кризиса, обсуждается ситуация с развитием технологических и социально-институициональной инфраструктур и их использованием для стимулирования экономического роста.
Отмечается прогрессивная роль практики муниципального заказа для диверсификации, повышения качества и удешевления жилищно-коммунальных и других услуг, оказываемых населению, создания конкурентной среды для их производства. В выборе между созданием специализированных муниципальных предприятий и конкурсным муниципальным заказом предпочтение отдается второму варианту, как обеспечивающему большую прозрачность решений и мотивацию к снижению тарифов на услуги.
С другой стороны, отмечается роль “справедливой цены” на услуги более высокого качества. Население, например, готово платить большую цену за гарантированно более чистую воду или комплект информационных услуг (телефон + многоканальное кабельное телевидение + Интернет), предоставляемых через один квартирный ввод.
Подчеркивается, что:
Отмечается важная роль в стимулировании городской экономики практики долевого участия в строительстве муниципального жилья.
Перспективы стимулирования городской экономики за счет развития транспортной инфраструктуры, социально-пространственной дифференциации территории и “благоустройства” городской среды оцениваются относительно противоречиво. Среди причин, тормозящих использование этих возможностей, помимо плохой наполняемости городских бюджетов, называется слабая солидарность (идентичность) местного сообщества в оценке положительной роли средовых и инфраструктурных объектов для повышения качества жизни и почти повсеместная недооценка их как ресурсов городского развития.
Отмечается необходимость помощи местной власти в институциональном развитии некоммерческих организаций. В частности, необходимо обеспечить их доступ к конкурсам на муниципальный заказ, что позволит не дожидаться принятия региональных законов о муниципальном заказе.