Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 10:01, курсовая работа
Изменения, происходящие в наши дни в России и в мире, заставляют по-новому посмотреть на роль менеджера и дилемму «менеджер или лидер». Еще не так давно один из исследователей лидерства сформулировал ставшую знаменитой фразу: «Managers do things right, and leaders do right things», что в переводе на русский язык звучит примерно так: «Менеджеры все делают правильно, а лидеры делают правильные вещи». Теперь же такое противопоставление уже не кажется столь очевидным: по мере становления новой функции менеджмента - инновационной - менеджерам требуются навыки лидерства.
Введение 3
Глава 1. Администраторство и лидерство 5
1.1. Понятие и виды лидерства 5
1.2. Власть и влияние 10
Глава 2. Теории лидерства и стили руководства 16
2.1. Традиционные концепции лидерства 16
2.1.1. Теория черт 16
2.1.2. Концепции лидерского поведения 17
2.2. Ситуационная концепция лидерства 23
2.3. Новые концепции лидерства 30
Заключение 33
Список использованной литературы 35
поддержки и инструментальный стиль. Стиль поддержки аналогичен стилю, ориентированному на человека или на человеческие отношения. Инструментальный стиль аналогичен стилю, ориентированному на работу или на задачу.
Позже профессор Хаус включил еще два стиля: стиль, поощряющий участие подчиненных в принятии решений и стиль, ориентированный на достижение.
Большая часть исследований сосредоточена на инструментальном стиле и стиле поддержки.[6]
Модель В. Врума — П. Йеттона объясняет, каким образом происходит вовлечение последователей в процесс принятия решений: от единовластных действий дилера через консультирование и экспертизу к групповому лидерству. Выбор стиля основывается на оценке ряда факторов (рис. 2.4, табл.2.5):
Рис. 2.4. Модель В. Врума — П. Йеттона
Таблица 2.5
Стили лидерства модели В. Врума – П. Йеттона
Автократические |
Консультативные |
Полное участие | ||
AI |
AII |
CI |
CII |
GI |
Лидер принимает решение самостоятельно, используя только имеющуюся у него информацию |
Лидер получает информацию от последователей, но решение принимает самостоятельно; последователи участвуют в принятии решения лишь как источник необходимой информации |
Лидер консультируется с
каждым из последователей индивидуально,
не собирая их в проблемную группу;
решения принимает |
Лидер консультируется с группой в целом, а затем принимает решение, которое может и не отражать мнение подчиненных |
Лидер излагает проблему группе; в результате совместного обсуждения идет поиск альтернативных вариантов решения и достигается консенсус |
Личностно-ситуационные теории лидерства
Теории черт и ситуационные теории пытались объяснить лидерство как результат влияния какого-либо фактора. В рамках личностно-ситуационного подхода была предпринята попытка комплексного рассмотрения разнообразных факторов.
Дж. Браун предложил пять законов, согласно которым лидер должен:
Выделяется три типа лидеров в зависимости от эмоционального отношения к ним со стороны членов группы:
Личностно-ситуационный подход
объединяет предшествующие теории и
формирует более целостную
Новые концепции в теориях лидерства пытаются соединить традиционный (личностный и поведенческий) и ситуационные подходы.
Концепция атрибутивного лидерства. Суть концепции: атрибутивные помехи (приписывание внутренних причин плохой работы подчиненного и недостоверная информация о нем, например лень, низкая ответственность, низкие способности) часто искажают восприятие руководителя и заставляют его быть непоследовательным в своем поведении. В результате не только лидер воздействует на подчиненных, а отношения «лидер—подчиненные» влияют на лидера. Эти отношения могут привести к увольнению работника или к уходу руководителя. Если отношения адекватны ситуации (взгляды и поведение руководителя в работе с подчиненными принимаются ими), то организация функционирует эффективно и происходит обогащение отношений. В обратном случае имеет место обеднение отношений и, как следствие, конфликты. Адекватность отношений и ситуации может достигаться:
• если подчиненный извлекает уроки из поведения руководителя;
• если руководитель извлекает уроки из поведения подчиненных.
Концепция харизматического лидерства. Харизматическое влияние — это влияние, основанное не на логике в действиях, а на личных качествах лидера его внешней и внутренней привлекательности, имиджа, манеры и стиля поведения (речь, жесты, позы) и т.д. Харизма — это источник лидерской власти над подчиненными, власть примера. У харизмы есть позитивная этическая (Сахаров, Мартин Лютер Кинг) и негативная (Сталин, Гитлер) стороны.
Концепции харизматического лидерства исходят из того, что идеальный работник соответствует личности руководителя, служит отражением лидера, способного оказывать влияние на трансформацию его ценностей. Проявлениями такого идеального работника выступают вера в лидера, почитание руководящей личности, а также побуждение к действиям и вдохновение, испытываемое от ее влияния. Мотивирующее воздействие руководителя осуществляется через механизм подражания, принятия членами группы его ценностей и поведения за образец, наделения его харизмой.
Решающим в харизме лидера является его способность влиять на видение, восприятие ведомыми действительности и на их ценности. Для эффективности влияния лидеры должны хорошо знать и уважать потребности, ценности и идентификации ведомых. Харизму лидера усиливает его персональная увлеченность коллективными целями, готовность идти на личный риск ради их достижения, идентификация себя с ними и с группой.[12]
Харизматическое лидерство чаще и более эффективно проявляется в группах со слабо структурированными задачами, невысокой спецификацией трудовых функций и отсутствием четко установленных стратегий реализации организационных задач.
Концепция преобразующего (реформаторского) лидерства. Способности лидера переводить новые видения решения проблем в действия последователей, вызывать их энтузиазм — основа преобразующего лидерства. Лидер-преобразователь вдохновляет не харизмой, а творческим подходом к делу, подкрепленным реальными прошлыми достижениями, а не мифами. Отношения с подчиненными строятся не по принципу «люблю/ненавижу», а по принципу «уважаю/рассчитываю». Последователи при этом вдохновляются не краткосрочными целями (заработок, быстрейшее исполнение работы), а долгосрочной — измениться группой через развитие. К отличительным особенностям лидера-преобразователя относятся:
1) умение привлекать подчиненных к управлению и активно участвовать в деятельности группы;
2) умение постоянно балансировать между соглашательством с группой и подхалимством со стороны подчиненных.[17]
Обобщая анализ теорий лидерства, следует отметить, что эффективный лидер:
Руководство и лидерство — это не только одна из наиболее важных глав теории управления, но и одно из наиболее интенсивно развивающихся ее направлений. Количество выполненных по ней работ огромно.
Проблемы лидерства являются
ключевыми для достижения организационной
эффективности. С одной стороны,
лидерство рассматривается как
наличие определенного набора качеств,
приписываемых тем, кто успешно
оказывает влияние или
Подобрав и проанализировав литературу по теме: лидерство в менеджменте, мною было изучено лидерство в управлении организацией, его значимость, соотношение лидерства и администраторства, а также влияние типа лидерства на выбор стиля руководства.
Не любой менеджер использует лидерство в своем поведении. Продуктивный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства.
Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трех основных переменных: лидерских качеств, лидерского поведения и ситуации, в которой действует лидер. Важную роль при этом играют харатеристики и поведение последователей. Каждый из подходов предлагает свое решение проблемы эффективного лидерства.
Стоит помнить, что одним из важнейших достижений современной теории лидерства является понимание того факта, что универсально эффективный стиль лидерства - утопия. Лидерство в наши дни принципиально ситуационно. Деятельность различных лидеров будет эффективна в различных ситуациях.
Новые подходы концентрируются на способности лидера создать новое видение решения проблемы и, используя свою харизму, вдохновить последователей и вызвать у них энтузиазм к осуществлению действий по достижению цели.
Лидерство необходимая часть эффективного руководства, а в условиях современного бизнеса – каждый менеджер должен быть лидером, только тогда организация будет гибкой по отношению к внешним условиям, будет осуществляться эффективная инновационная деятельность в организации, а работа коллектива будет согласованной.
Информация о работе Администраторство и лидерство в системе менеджмента