Администраторство и лидерство в системе менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 10:01, курсовая работа

Описание работы

Изменения, происходящие в наши дни в России и в мире, заставляют по-новому посмотреть на роль менеджера и дилемму «менеджер или лидер». Еще не так давно один из исследователей лидерства сформулировал ставшую знаменитой фразу: «Managers do things right, and leaders do right things», что в переводе на русский язык звучит примерно так: «Менеджеры все делают правильно, а лидеры делают правильные вещи». Теперь же такое противопоставление уже не кажется столь очевидным: по мере становления новой функции менеджмента - инновационной - менеджерам требуются навыки лидерства.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Администраторство и лидерство 5
1.1. Понятие и виды лидерства 5
1.2. Власть и влияние 10
Глава 2. Теории лидерства и стили руководства 16
2.1. Традиционные концепции лидерства 16
2.1.1. Теория черт 16
2.1.2. Концепции лидерского поведения 17
2.2. Ситуационная концепция лидерства 23
2.3. Новые концепции лидерства 30
Заключение 33
Список использованной литературы 35

Работа содержит 1 файл

курсовая лидерство.docx

— 216.98 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  Государственное образовательное учреждение                                 высшего профессионального образования                               «Пермский государственный университет»

 

 

Кафедра менеджмента

 

 

 

 

 

Администраторство и лидерство в системе менеджмента

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине «Основы менеджмента»           студентки 2 курса                         дневного отделения специальности «Менеджмент организации», гр.МНО-1  Ю.А. Кимпиян

Научный руководитель:                         ст. преподаватель Г.А. Демин

 

 

 

 

 

 

 

Пермь 2011

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Администраторство и лидерство 5

1.1. Понятие и виды лидерства 5

1.2. Власть и влияние 10

Глава 2. Теории лидерства и стили руководства 16

2.1. Традиционные концепции лидерства 16

2.1.1. Теория  черт 16

2.1.2. Концепции лидерского поведения 17

2.2. Ситуационная концепция лидерства 23

2.3. Новые  концепции лидерства 30

Заключение 33

Список использованной литературы 35

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Изменения, происходящие в наши дни  в России и в мире, заставляют по-новому посмотреть на роль менеджера и дилемму «менеджер или лидер». Еще не так давно один из исследователей лидерства сформулировал ставшую знаменитой фразу: «Managers do things right, and leaders do right things», что в переводе на русский язык звучит примерно так: «Менеджеры все делают правильно, а лидеры делают правильные вещи». Теперь же такое противопоставление уже не кажется столь очевидным: по мере становления новой функции менеджмента - инновационной - менеджерам требуются навыки лидерства.

Лидерство – важнейший  компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной  науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство  характеризуется неоднозначно.

Лидерство отличается от руководства, которое предполагает достаточно жесткую  и формализованную систему отношений  господства – подчинения. Лидер  – это символ общности и образец  поведения группы. Он выдвигается, как  правило, снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями.

Сила лидерского влияния  прямо пропорциональна степени  принятия последователем того, что  лидер предлагает сделать. Власть и  влияние являются главными в работе лидера.

Людей, имеющих власть в  организации, можно разделить на три категории: формальный руководитель (администратор), неформальный лидер и формальный лидер. Формальный лидер имеет полный набор инструментов влияния, следовательно, имеет больший шанс на успех.

Анализ природы лидерства  показывает, что оно проистекает  из определенных потребностей людей  и их объединений, которые и призваны удовлетворять лидеры. Более детально природу лидерства раскрывают его  различные теории.

Цель данной работы:

Изучить соотношение лидерства  и руководства в системе менеджмента.

Задачи:

  • понять, что представляет собой лидерство
  • изучить место лидерства в системе менеджмента
  • изучить источники и формы власти
  • выяснить отличия администраторства и лидерства
  • рассмотреть теории лидерства

Структура работы состоит  из введения, двух глав, заключения и  списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Администраторство и лидерство

1.1 Понятие и виды лидерства

Практика показывает, что  ни один фактор не обеспечивает большую  выгоду и пользу для организации, чем эффективное лидерство. Лидеры нужны для определения целей  и задач, для организации, координации, обеспечения межличностных контактов  с подчиненными и выбора оптимальных, эффективных путей решения тех  или иных проблем. Очевидно, что организации, где есть лидеры, могут достичь всего этого гораздо быстрее, чем организации без лидеров.

Слово лидер происходит от английского lead (вести). Значит, лидер – это ведущий, идущий впереди. Лидер – член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций.

В ходе изучения проблемы лидерства  учеными было предложено много различных  определений данного понятия. Согласно Дж. Терри, лидерство — это воздействие  на группы людей, побуждающее их к  достижению общей цели. Р. Танненбаум, И. Вэшлер и Ф. Массарик определяли лидерство  как межличностное взаимодействие, проявляемое в определенной ситуации с помощью коммуникационного  процесса и направленное на достижение специфической цели или целей. Г. Кунц и С. О'Доннелл считают, что  лидерство связано с воздействием на людей, преследующим достижение общей  цели. Сила и принуждение при лидерстве  часто заменяются побуждением и  воодушевлением. В результате лидерского подхода воздействие основывается на принятии людьми требований лидера без явного или прямого проявления власти. Способность лидера влиять на людей дает ему возможность  использовать власть и авторитет, получаемые от его последователей.[10]

Лидерство — это тип  управленческого взаимодействия (в  данном случае между лидером и  последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого и других определений лидерства следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.

Лидерство определяют как  процесс социального влияния, при  котором лидер ищет добровольного  участия подчиненных в деятельности по достижению организационных целей; или как процесс оказания влияния на групповую активность, которое направлено на достижение целей. Лидерство определяют также как конкретные действия лидера по координации и управлению деятельностью группы.

Считается, что идеальным  для лидерства является сочетание  двух основ власти: личностной и  организационной.

Лидерские отношения отличает то, что последователи признают лидерство составной частью группы/организации только тогда, когда оно доказало свою компетентность и ценность. Лидер получает свою власть от последователей, поскольку они признают его в качестве лидера. Для поддержания своей позиции лидер должен предоставлять им возможность удовлетворять свои потребности, которые не могут быть достигнуты по-другому. В ответ они удовлетворяют лидерскую потребность во властвовании и возвышении над ними, а также оказывают ему необходимую поддержку в достижении организационных целей.

Различают формальное и неформальное лидерство. В случае формального лидерства влияние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального лидерства. Неформальный характер лидерской позиции в большой степени обусловлен использованием личностной основы власти и источников, ее питающих. Идеальным для лидерства считается использование эффективного сочетания обеих основ власти.

Богатство сторон, аспектов лидерства определяет многообразие его типологии. Наиболее простой и широко распространенной классификацией лидерства в организации является выделение его трех типов (иногда их называют ролями лидера):

1. Деловое лидерство. Оно характерно для групп, возникающих на основе производственных целей. В его основе лежат такие качества, как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, опыт и т.п. Деловое лидерство наиболее сильно влияет на эффективность руководства.

2. Эмоциональное лидерство. Оно возникает в социально-психологических группах на основе человеческих симпатий, притягательности межличностного общения. Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает теплоту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряженность, создает атмосферу психологического комфорта.

3. Ситуативное лидерство. Строго говоря, по своей природе оно может быть и деловым, и эмоциональным. Однако его отличительной чертой является неустойчивость, временная ограниченность, связь лишь с определенной ситуацией Ситуационный лидер может повести за собой группу лишь в определенной ситуации.

Б.Д. Парыгин предложил  выделять роли лидера по трем критериям.

  • Во-первых, по содержанию деятельности: лидер-вдохновитель, который разрабатывает и предлагает программу поведения, и лидер-исполнитель, который является организатором уже заданной программы.
  • Во-вторых, по стилю активности – авторитарный (требующий монопольной власти, жесткий контроль, требовательность), демократический (тактичность, прислушивание к подчиненным, сотрудничество с ними) и пассивный лидер (отсутствие похвалы, порицаний, предложений, перекладывание ответственности на подчиненных).
  • В-третьих, по характеру деятельности — универсальный (постоянно проявляющий качества лидерства) и ситуативный лидер (проявляющий качества лишь в определенной ситуации).

Л.И. Уманский выделяет шесть типов (ролей) лидера: лидер-организатор (выполняет функцию групповой интеграции); лидер-инициатор (главенствует при решении новых проблем, выдвигает идеи); лидер-генератор эмоционального настроя (доминирует в формировании настроения группы); лидер-эрудит (отличается обширностью знаний); лидер-эталон (является центром эмоционального притяжения, соответствует роли «звезды», служит образцом, идеалом); лидер-мастер, умелец (специалист в каком-то виде деятельности).

Помимо названных, нередко используется классификация лидеров в зависимости от их восприятия группой. Согласно такому критерию выделяются следующие типы лидеров:

1) «один из  нас». Лидер этого типа особо не выделяется среди членов группы. Он воспринимается как «первый среди равных» в определенной сфере, наиболее удачливый или волею случая оказавшийся на руководящей должности. В целом же он, по мнению группы, живет, радуется, страдает, принимает правильные решения, делает ошибки и т.п., как и все другие члены коллектива;

2) «лучший из  нас». Лидер, принадлежащий к данному типу, выделяется из группы по многим (деловым, нравственным, коммуникационным и иным) параметрам и в целом воспринимается как образец для подражания;

3) «хороший человек». Лидер такого типа воспринимается и ценится как реальное воплощение лучших нравственных качеств: порядочности, доброжелательности, внимательности к другим, готовности прийти на помощь и т.п.;

4) «служитель». Такой лидер всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и группы в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени.[15]

В зависимости  от направленности влияния на реализацию целей организации лидерство делится на:

  • конструктивное (функциональное), т.е. способствующее осуществлению целей организации;
  • деструктивное (дисфункциональное), т.е. формирующееся на базе стремлений, наносящих ущерб организации (например, лидерство в сформировавшейся на предприятии группе воров или взяточников);
  • нейтральное, т.е. не влияющее непосредственно на эффективность производственной деятельности (например, лидерство в группе работающих в одной организации садоводов-любителей).

Конечно, в реальной жизни грани между этими типами лидерства подвижны, особенно между конструктивным и нейтральным лидерством.

Конструктивное  лидерство, как уже отмечалось, —  один из важнейших компонентов эффективного руководства. Оптимальным для руководителя является сочетание в себе качеств формального и неформального лидера. Однако совмещение в одном лице этих социальных ролей, особенно роли руководителя и эмоционального лидера, труднодостижимо. Для эффективности управления обычно достаточно, чтобы руководитель одновременно являлся и деловым лидером. Конечно, уровень позиции, занимаемой руководителем в системе эмоциональных отношений, также влияет на эффективность руководства. Он не должен быть чрезмерно низким, переходящим в антипатию. В последнем случае эмоциональная неприязнь может существенно подрывать деловой и должностной авторитет руководителя и снижать эффективность его деятельности.

 

 

 

 

 

 

1.2. Власть и влияние

Сила лидерского влияния прямо пропорциональна степени принятия последователем того, что лидер предлагает сделать. Власть и влияние являются главными в работе лидера.

В управленческой литературе способность  оказывать влияние на поведение людей называется властью. Власть может относиться к индивиду, группе и организации в целом. Определение власти как организационного, процесса подразумевает, что:

• власть — это потенциал, имеющийся  у ее пользователя, т.е. она существует не только тогда, когда применяется;

• между тем, кто использует власть, и тем, к кому она применяется, существует взаимозависимость;

• тот, к кому применяется власть, имеет некоторую свободу действий.

Информация о работе Администраторство и лидерство в системе менеджмента