Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:55, курсовая работа
Закупочная логистика — это процесс обеспечения предприятий материальными ресурсами, размещения ресурсов на складах предприятия, их хранения и выдачи в производство. Она определяет, что, сколько, у кого и на каких условиях закупить и как реализовать принцип системности, т. е. синхронизировать закупки с производством и сбытом, а также деятельность предприятия с поставщиками.
Цель закупочной логистики — обеспечение предприятия материаль-ными ресурсами с максимальной экономической эффективностью. Эта цель может быть рассмотрена в трех случаях в зависимости от того, на каком уровне детализации рассматривать отдел закупок.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКУПОЧНОЙ ЛОГИСТИКИ 5
1.1. Понятие и принципы закупочной логистики ………………………………5
1. 2. Задача МОВ («сделать или купить») ………………………………………..8
1.3. Выбор поставщика ……………………………………………………………11
ГЛАВА 2. СЛУЖБА СНАБЖЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ЛОГИСТИКИ …………………………………………………..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЯ 30
Приложение 1. 30
Приложение 2. 31
Приложение 3. 32
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ имени П.А.Столыпина»
ФИЛИАЛ ФГОУВПО «ПАГС» в г. Балакове
Факультет государственно–правового управления
КАФЕДРА Менеджмента организации
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «ЛОГИСТИКА»
на тему: «Закупочная логистика»
Балаково 2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКУПОЧНОЙ ЛОГИСТИКИ
1.1. Понятие и принципы закупочной логистики ………………………………5
1. 2. Задача МОВ («сделать или купить») ………………………………………..8
1.3. Выбор поставщика ……………………………………………………………
ГЛАВА 2. СЛУЖБА СНАБЖЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ЛОГИСТИКИ …………………………………………………..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
ВВЕДЕНИЕ
Закупочная логистика — это процесс обеспечения предприятий материальными ресурсами, размещения ресурсов на складах предприятия, их хранения и выдачи в производство. Она определяет, что, сколько, у кого и на каких условиях закупить и как реализовать принцип системности, т. е. синхронизировать закупки с производством и сбытом, а также деятельность предприятия с поставщиками.
Цель закупочной логистики — обеспечение предприятия материальными ресурсами с максимальной экономической эффективностью. Эта цель может быть рассмотрена в трех случаях в зависимости от того, на каком уровне детализации рассматривать отдел закупок.
• в первом случае отдел закупок обеспечивает интеграцию предприятия в макрологистическую систему посредством работы с поставщиками;
• во втором — отдел закупок, являясь элементом логистической системы предприятия, должен согласованно действовать в цепи снабжение - производство — сбыт;
• в третьем случае отдел закупок — самостоятельная система.
Эта цель может быть достигнута при соблюдении следующих условий:
1) выдерживание обоснованных сроков закупки товаров и материалов
2) обеспечение точного соответствия между количеством поставок и потребностями в них
3) соблюдение требований производства и торговли по качеству материалов и товаров.
Следовательно, для успешной деятельности он должен удовлетворять принципам логистики. Эффективная деятельность отдела во многом зависит от соответствия его принципу системности, грамотной системной организации.
Цели закупочной логистики достигаются путем выполнения ряда задач, которые можно разделить на две части: информационные задачи и задачи реализации. Эти группы задач состоят из следующих подзадач:
• информационных.
• определение продуктов и услуг, которые лучше приобрести на стороне, — задача "сделать или купить";
• поиск, оценка и выявление лучших поставщиков, цен, способов доставки продуктов и услуг — задача выбора поставщика;
задач реализации:
• соблюдение обоснованных сроков закупки сырья и комплектующих;
• обеспечение точного соответствия между количеством поставок и потребностями в них;
• соблюдение требований производства по качеству сырья и комплектующих.
Общей проблемой для большинства компаний является определение порядка осуществления производственной программы, путем прочного, но не всегда экономически эффективного обеспечения материалами либо задержки выпуска продукции в связи с затратами дополнительного времени на закупку экономически выгодных материалов.
1.1. Понятие и принципы закупочной логистики
В странах с рыночной экономикой основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. Однако ее достижение зависит от решения целого ряда задач. В обобщенном виде эти задачи можно сгруппировать следующим образом[1].
1. Выдерживание обоснованных сроков закупки сырья и комплектующих изделий (материалы, закупленные ранее намеченного срока, ложатся дополнительной нагрузкой на оборотные фонды предприятий, а опоздание в закупках может сорвать производственную программу или привести к ее изменению).
2. Обеспечение точного соответствия между количеством поставок и потребностями в них (избыток или недостаточное количество поставляемых товарно-материальных ресурсов также негативно влияет на баланс оборотных фондов и устойчивость выпуска продукции и, кроме того, может вызвать дополнительные расходы при восстановлении балансового оптимума).
3. Соблюдение требований производства по качеству сырья и комплектующих изделий.
Основу экономической эффективности закупочной логистики составляют поиск и закупка необходимых материалов удовлетворительного качества по минимальным ценам. В изучении рынка, которое проводится соответствующими отделами фирм, вопрос цен - главный, но существенную роль также играет анализ других факторов, в том числе возможных логистических расходов и сроков поставок.
Для оптового покупателя такое положение дел требует точного расчета издержек. Хотя степень влияния снабженческих издержек на уровень общих производственных затрат в трудоемких и капиталоемких отраслях не столь велика по сравнению с другими отраслями экономики, особенно материалоемкими, расчет затрат на приобретение сырья и материалов во многом определяет дальнейшую стратегию производства и сбыта конечной продукции.
В западной практике закупочной деятельности выработан ряд общих правил или рекомендаций, которые не только существенно Облегчают отношения с поставщиками и банковской сферой, но и упрочивают положение производства, создают условия для выживания в конкурентной борьбе. Этот своеобразный кодекс характеризуют этические нормы партнерства. Он может быть кратко сформулирован следующим образом: в основе успешной подготовки и производства продукции, при прочих равных условиях, лежат хорошие отношения между предпринимателем, с одной стороны, и кредиторами и поставщиками, с другой. Особое внимание следует уделять отношениям с кредиторами, поскольку их доверие и готовность помочь особенно важны.
В отношениях с поставщиками рекомендуется держаться нескольких основных принципов[2]:
1. Обращаться с поставщиками так же, как с клиентами фирмы.
2. Не забывать демонстрировать на деле общность интересов.
3. Знакомить поставщика со своими задачами и быть в курсе его деловых операций.
4. Проявлять готовность помочь в случае возникновения проблем у поставщика.
5. Соблюдать принятые на себя обязательства.
6. Учитывать в деловой практике интересы поставщика.
7. Поддерживать по возможности стабильные контакты в деловой сфере.
На оптимизацию звена логистической цепи «закупка» влияют не только внешние факторы, перечисленные выше, но и внутренние приоритеты, связанные с различным пониманием оптимальной деятельности и целями других звеньев, что вызывает необходимость поиска экономических компромиссов между различными структурными подразделениями фирм.
Развитие новых областей экономики и все более разнообразное предложение товаров на рынках промышленно развитых стран Запада усложняет функции сферы закупок сырья и материалов. Успешное осуществление закупок предполагает наличие обширной информации о рынках, где они осуществляются. Что же касается задач исследования рынка закупок, то они заключаются в регулярном сборе и оценке подробной информации в целях определения емкости рынка и создания предпосылок для оптимизации закупок.
Исходным пунктом исследования рынка должна быть точно сформулированная постановка проблемы. Толчком к проведению исследования могут стать соображения относительного размеров издержек, изменений в собственной программе сбыта, использования технического прогресса, повышения удельного веса фирмы на рынке, конкуренции, ненадежности поставщиков, неясности размеров предложения в будущем и многое другое.
Полученная информация должна отражать такие рыночные категории, как предложение, спрос и рыночный баланс. На базе полученной информации, как правило, дается ответ на следующие вопросы:
- какова структура исследуемого рынка? (какая форма рынка имеет место?);
- как организован исследуемый рынок? (как протекает балансирование спроса и предложения?);
- каким образом будут развиваться структура и организация рынка?
а) современный анализ рынка («моментальный снимок»);
б) динамика изменения конъюнктуры рынка;
в) прогнозы изменения рынка[3].
При проведении анализа важным инструментом исследования рынка закупок товаров производственного назначения являются запросы потенциальных потребителей. Используя запросы, рынок можно сориентировать на потенциальный спрос.
Исследования рынка закупок сырья и материалов могут рассматриваться внутри предприятия и как средство решения проблем, возникающих в научных исследованиях и конструкторских разработках, которые связаны с характеристиками нового сырья и комплектующих. Кроме того, необходимо иметь в виду, что важная информация об изменениях и тенденциях развития рынка закупок сырья и материалов может быть получена на основе внутризаводской или внутрифирменной отчетности. Изучение рынка с целью закупок сырья и комплектующих изделий, как правило, проводится параллельно с разработкой новой продукции. Например, в машиностроении оно начинается и осуществляется на стадии конструирования изделий.
1. 2. Задача МОВ («сделать или купить»)
Основные вопросы, на которые следует ответить в процессе обеспечения предприятия предметами труда, традиционны и определяются логикой снабжения:
что закупить;
сколько закупить;
у кого закупить;
на каких условиях закупить.
К традиционному перечню логистика добавляет свои вопросы:
как системно увязать закупки с производством и сбытом;
как системно увязать деятельность предприятия с поставщиками[4].
Обозначенный круг вопросов закупочной логистики определяет состав решаемых в данной функциональной области задач и характер выполняемых работ.
Рассмотрим задачи и работы, относящиеся к закупочной логистике:
1. Определение потребности в материальных ресурсах. В процессе определения потребности в материальных ресурсах необходимо идентифицировать внутрифирменных потребителей материальных ресурсов. Затем выполняется расчет потребности в материальных ресурсах. При этом устанавливаются требования к весу, размеру и другим параметрам поставок, а также к сервису поставок. Далее разрабатываются планы – графики и спецификации на каждую позицию номенклатуры и (или) номенклатурные группы. Для потребляемых материальных ресурсов может решаться задача «сделать или купить».
2. Исследование рынка закупок. Исследование рынка закупок начинают с анализа поведения рынка поставщиков. При этом необходимо идентифицировать всех возможных поставщиков по непосредственным рынкам, рынкам заменителей и новым рынкам. Далее следует предварительная оценка всех возможных источников закупаемых материальных ресурсов, а также анализ рисков, связанных с выходом на конкретных рынок.
3. Выбор поставщиков. Включает поиск информации о поставщиках, поиск оптимального поставщика, оценку результатов работы с выбранными поставщиками (более подробно задача выбора поставщика рассматривается в пункте 2.2. данного параграфа).
4. Осуществление закупок. Реализация данной функции начинается с проведения переговоров, которые должны завершиться оформлением договорных отношений, то есть заключением контракта. Договорные отношение формируют хозяйственные связи, рационализация которых также является задачей логистики. Осуществление закупок включает в себя выбор метода закупок, разработку условий поставки и оплаты, а также организацию транспортировки материальных ресурсов. При этом составляются графики поставки, осуществляется экспедирование, возможно, организуются таможенные процедуры. Завершаются закупки организацией приемного контроля.