Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:55, курсовая работа
Закупочная логистика — это процесс обеспечения предприятий материальными ресурсами, размещения ресурсов на складах предприятия, их хранения и выдачи в производство. Она определяет, что, сколько, у кого и на каких условиях закупить и как реализовать принцип системности, т. е. синхронизировать закупки с производством и сбытом, а также деятельность предприятия с поставщиками.
Цель закупочной логистики — обеспечение предприятия материаль-ными ресурсами с максимальной экономической эффективностью. Эта цель может быть рассмотрена в трех случаях в зависимости от того, на каком уровне детализации рассматривать отдел закупок.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКУПОЧНОЙ ЛОГИСТИКИ 5
1.1. Понятие и принципы закупочной логистики ………………………………5
1. 2. Задача МОВ («сделать или купить») ………………………………………..8
1.3. Выбор поставщика ……………………………………………………………11
ГЛАВА 2. СЛУЖБА СНАБЖЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ЛОГИСТИКИ …………………………………………………..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЯ 30
Приложение 1. 30
Приложение 2. 31
Приложение 3. 32
В практике материально-технического снабжения встречаются случаи поставок товаров посредственного и низкого качества. В связи с этим принимаются различные экономические меры, направленные на снижение объема низкокачественных поставок. В большинстве случаев некондиционные поставки возвращаются компании-виновнику, оплата за них не производится, возможны и штрафные санкции.
В последние годы возникли некоторые новые организационные формы сотрудничества, цель которых — повышение качества продукции, упрощение процедуры составления контрактов и контроля за их выполнением. Например, в ФРГ, в машиностроительном комплексе, ряд компаний различной величины объединились в ассоциацию с целью улучшения производственного обеспечения. Эта группа компаний специализируется на сложном и требующем высокой технологии производстве промышленных роботов, поточных линий, систем управления гибкими производственными системами, периферийного оборудования для производственно-
Наряду с комплексом задач, поставленных перед ассоциацией в области развития перспективного планирования производства, разработки техники будущего, совместного обеспечения выхода на рынок, одной из главных проблем стала производственная кооперация и материально-техническое снабжение компаний. Мелкие и средние компании в этой группе разрабатывают и производят новые и наукоемкие компоненты сложных систем, выпускаемых крупными фирмами. Тем самым они не только осуществляют снабженческие поставки для крупных компаний, но и активно влияют на их техническую и сбытовую политику.
Созданная в середине 80-х годов ассоциация внутри Объединения машиностроителей и изготовителей промышленного оборудования Германии позволила тесно привязать поставщиков к потребителям и эффективно решить вопросы качества поставок и конечной продукции, что дает немалые выгоды для объединения и конкурентной борьбы с зарубежными производителями. Кроме того, создаются условия для долгосрочной кооперации. Все это способствует реализации продукции входящих в ассоциацию фирм, предоставляет возможности для консультации в устном и письменном виде об источниках снабжения и сведения о производимой продукции[13].
Одной из относительно новых форм снабжения является также создание центра по закупкам.
При анализе факторов, влияющих на формирование состава центра, необходимо учитывать, что степень вовлеченности персонала фирмы в закупочный процесс меняется на различных его стадиях. Так, при первичной закупке, когда наблюдается заинтересованность в этом процессе большинства функциональных подразделений, их представители принимают участие в работе центра. По мере того, как процесс закупки переходит от стадии осознания потребности в данной закупке к конечной стадии — заключению договора с поставщиком, ответственность за принятие решения переносится на руководство отделом снабжения.
Долгосрочная кооперация с поставщиками, характерная для современного рынка товаров производственно-технического назначения в странах Западной Европы, ставит перед отделами снабжения фирм еще одну задачу — определение баланса между ресурсами поставщика и потребителя, т. е. реализацию концепции управления совместными ресурсами.
В качестве примера можно рассмотреть шведскую компанию «Эриксон информейшн системз» («ЭИС»), которая разработала свою систему снабжения. Согласно ей, центр по закупкам компании подключается к разработке новой продукции с самых первых шагов. В компании считается, что ее успешное функционирование в будущем зависит от умения центра по закупкам создать адекватную структуру поставок. Это означает, что центр по закупкам начинает выбор поставщиков на стадии разработки продукции с учетом интересов будущих ведущих потребителей. Компания использует возможности поставщиков принять участие в разработке продукции, необходимой для «ЭИС» (это стремление определяется ограниченностью ресурсов самой компании «ЭИС»)[14].
Система снабжения, основывающаяся на использовании потенциала поставщиков, в целом была принята компанией «ЭИС». Уже через год после ее внедрения «ЭИС» сумела реализовать проект, в котором поставщики принимали самое активное участие и в разработке, и в производстве продукции в рамках кооперации. В настоящее время закупочные группы компании работают в разных странах мира, заключая контракты с внешними поставщиками. Новая стратегия радикально изменила роль закупочного центра в компании «ЭИС», сделав его ведущим звеном на стадии как разработки продукции, так и ее производства. В компании «Сааб-Сканиа» (Швеция) в задачу отдела снабжения входят такие функции, как: разработка основы технического решения предъявляемых требований, выдвижение конкретных предложений по технологии разработок, обеспечение тестирования компонентов в лабораториях компании. В «Сааб-Сканиа» принято, что отдел снабжения отвечает за все контакты с поставщиками, он также служит связующим звеном по передаче запросов и результатов совместной деятельности между компанией и поставщиком[15].
Кроме того, одной из важнейших задач отдела снабжения в ближайшем будущем должна стать направленная работа с поставщиками по ориентации их технических разработок, исходя из интересов компании. Это требует от сотрудников отдела знаний о потенциальных возможностях поставщиков, их умении и готовности осуществить необходимую адаптацию разрабатываемой продукции.
Рассмотренные выше элементы и принципы закупочной логистики показывают, что этот вид логистики занимает одно из важнейших мест в работе предприятия. Также следует отметить, что с данными логистическими функциями должен работать отдел маркетинга и отдел логистики. В настоящее время в нашей стране создаются такие отделы, но не с той быстротой, которая нужна в условиях развивающейся рыночной экономики. Это связано с тем, что не хватает специалистов по логистике, нужно много средств и времени на подготовку или переподготовку работников данного направления.
В основном, на предприятиях среднего масштаба нет отдела логистики, а все решения по поводу проведения тех или иных логистических операций принимает или отдел закупок (отдел продаж) или руководители среднего звена. Если же на предприятии и существует отдел логистики, то он имеет ограниченные функции: обеспечение транспортом, диспетчерская деятельность.
Закупочная логистика должна выполнять следующие функции:.
• формирование стратегии приобретения материальных ресурсов и прогнозирование потребности в них;
• получение и оценка предложений от потенциальных поставщиков;
• выбор поставщиков;
• определение потребностей в материальных ресурсах и расчет количества заказываемых материалов и изделий;
• согласование цены заказываемых ресурсов и заключение договоров на поставку;
• контроль за сроками поставки материалов;
• входной контроль качества материальных ресурсов и их размещение на складе;
• доведение материальных ресурсов до производственных подразделений;
• поддержание на нормативном уровне запасов материальных ресурсов на складах.
Приведенные функции реализуются отделом закупок, взаимодействующим с другими отделами предприятия.
Развитие логистики как прикладной науки является важной задачей в развитии закупочной, сбытовой и других логистик, способствующих развитию предприятия и экономики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аникина Б.А. Логистика: Учеб. пособие: — М: ИНФРА-М, 2002. - С. 7
2. Волгин В.В. Склад: организация, управление, логистика. 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2004. - 276 с.
3. Гаджинский A.M. Логистика: Учебник для студентов высших учебных заведений. — 9-е изд., перераб. и доп. - М: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К0", 2004.-С. 196.
4. Кузьбожев Э.Н., Тиньков С.А. Логистика: Учебное пособие. — М.: Кнорус 2004.-С. 11.
5. Миротин Л.Б. Логистика для предпринимателя: основные понятия, положения и процедуры: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2003. - С. 12.
6. Миротина Л.Б. Эффективность логистического управления: Учебник для вузов.— М: Издательство "Экзамен", 2004. — С. 7.
7. Неруш Ю.М. Коммерческая логистика: Учебник для вузов. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005 г.
8. Основы логистики: Учебное пособие / Под ред. Л.Б. Миротина и В.И.Сергеева. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 200 с.
9. Родионова В.Н., Туровец О.Г., Федорковд Н.В. Логистика: Конспект лекций. - М.: ИНФРА-М, 2002. - С: 10
10. Сергеев В.И. «Менеджмент в бизнес-логистике». – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2004. – 722 с.
11. Сковронек Ч., Сариуш-Вольский 3. Логистика на предприятии: Учеб.-метод. пособие: Пер. с польск. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 400 с.
12. Смехов А.А. Введение в логистику. – М: «Транспорт», 2003.-112 с.
13. Уваров С.А. Логистика: общая концепция, теория, практика. – СПб.: «ИНВЕСТ-НП», 2004. – 232 с.
14. www.loginfo.ru
15. www.logistica.ru
Реализация функции снабжения в процессе работы различных подразделений предприятия
Реализация функции снабжения в процессе работы
одного подразделения предприятия
Схема документооборота “поставщик-предприятие”
(на основе генерального договора)
1
[1] Гаджинский A.M. Логистика: Учебник для студентов высших учебных заведений. — 9-е изд., перераб. и доп. - М: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К0", 2004.-С. 196.
[2] Сергеев В.И. «Менеджмент в бизнес-логистике». – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2004. – 722 с.
[3] Миротин Л.Б. Логистика для предпринимателя: основные понятия, положения и процедуры: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2003. - С. 12.
[4] Волгин В.В. Склад: организация, управление, логистика. 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2004. - 276 с.
[5] Миротина Л.Б. Эффективность логистического управления: Учебник для вузов.— М: Издательство "Экзамен", 2004. — С. 7.
[6] Сковронек Ч., Сариуш-Вольский 3. Логистика на предприятии: Учеб.-метод. пособие: Пер. с польск. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 400 с.
[7] Миротин Л.Б. Логистика для предпринимателя: основные понятия, положения и процедуры: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2003. - С. 12.
[8] Родионова В.Н., Туровец О.Г., Федорковд Н.В. Логистика: Конспект лекций. - М.: ИНФРА-М, 2002. - С: 10
[9] Сергеев В.И. «Менеджмент в бизнес-логистике». – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2004. – 722 с.
[10] Кузьбожев Э.Н., Тиньков С.А. Логистика: Учебное пособие. — М.: Кнорус 2004.-С. 11.
[11] Основы логистики: Учебное пособие / Под ред. Л.Б. Миротина и В.И.Сергеева. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 200 с.
[12] Уваров С.А. Логистика: общая концепция, теория, практика. – СПб.: «ИНВЕСТ-НП», 2004. – 232 с.
[13] Смехов А.А. Введение в логистику. – М: «Транспорт», 2003.-112 с.
[14] Неруш Ю.М. Коммерческая логистика: Учебник для вузов. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005 г.
[15] www.logistica.ru