Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 17:14, курсовая работа
Целью курса Организационное поведение является формирование знаний у менеджеров главных основ поведения индивидов и групп и управления им в современной компании.
На новом этапе эксперимента проверялись пять гипотез, выдвинутых для объяснения повышения производительности труда в ходе эксперимента:
- улучшение условий работы в испытательной комнате;
-
сокращение продолжительности
-
рабочие перерывы устранили
-
сдельная оплата труда
-
улучшение взаимоотношений
В конце концов, ученые пришли к выводу, что увеличение производительности труда было вызвано улучшением взаимоотношений в обеих группах. Замена надсмотрщиков экспериментаторами создала новую социальную ситуацию для рабочих. Как отметил Мэйо, экспериментаторы «создали более благоприятную рабочую обстановку», поскольку они не рассматривались рабочими в качестве начальников. Это изменение в управлении повлекло за собой изменения в отношении к рабочим, к их чувствам и желаниям. Особое внимание экспериментаторов к рабочим стало причиной обвинения экспериментаторов в изменении хода эксперимента персональным участием. Экспериментатор, который фактически стал управляющим, изменил предыдущую организацию эксперимента. Рабочие периодически получали информацию об изменениях, их мнения выслушивались и учитывались. По мере продвижения исследования, эксперимент все больше напоминал «такую социальную ситуацию», в которой рабочие могли свободно говорить о своих проблемах, в которой установились новые отношения между рабочими и управляющими.
Продолжавшийся эксперимент ставил новые и новые проблемы перед его организаторами и участниками. Если в предыдущем случае девушки увеличивали свою производительность труда, то в комнате монтажа банка главным принципом работы было ограничение производительности труда. Почему же производительность труда в сборочном цехе и в комнате монтажа банка была неодинаковой? Обе группы были под наблюдением, но роль наблюдателя в обоих случаях была различна. Во время эксперимента в сборочном цехе наблюдатель внимательно выслушивал предложения девушек и, тем самым, завоевал их доверие. А в комнате монтажа банка наблюдатели лишь следили за служащими, которые сохраняли свои принципы работы, которые были сформулированы следующим образом: никто не должен выполнять слишком много работы; никто не должен работать слишком мало; никто не должен быть «стукачом».
Таким
образом, группа сохраняла неофициальный
средний уровень
Исследователи обратились к поискам причин формирования групп. Ученые пришли к выводу, что их следует искать не в исследовании экономических условий и политики управления, а в рассмотрении взаимоотношений рабочих и управляющих. Технологи основывали свою работу на «логике эффективности», которую рабочие воспринимали как вмешательство в их действия. Управляющие (представители власти) следили за дисциплиной, а также заставляли рабочих согласовывать свои действия с начальством. Рабочие, в свою очередь, отчаянно сопротивлялся попыткам мастеров вынудить их работать в интересах повышения производительности труда. Конечно, поведение рабочих было «неправильным», но тем не менее исследователи подчеркнули, что политика управления должна основываться не только на «логике эффективности», но и на чувствах рабочих.
С признанием социальной среды производственной жизни, Мэйо и Ф.Ротлисбергер стали основоположниками рождавшейся философии человеческих отношений. Хоторнские исследования создали основы для последующих экспериментов и выделения не только такого направления как изучение поведения работников в группах, но и нового подхода к осознанию необходимых менеджерских качеств. Они продемонстрировали неспособность менеджеров управлять поведением работников и выдвинули тем самым задачу внесения корректив в подготовку менеджеров, обучения их пониманию поведения работников умению обсуждать с ними рабочие проблемы. Хоторнские исследования стимулировали изучение проблем мотивации работников и разрешения конфликтных ситуаций.
Уже первых теоретиков
Основные характеристики индивида. Методики определения личностных характеристик
Для решения важнейших задач
науки Организационное
В науке ОП при изучение
индивида основной акцент
Существует два подхода в
Классические подходы к оценке индивидуальных качеств
Четыре теории личности представляют интерес для организационного поведения:
1. Психоаналитическая теория. Имеющая в качестве основы работы Зигмунда Фрейда и Карла Юнга, подчеркивающие важность подсознания как компонента личности.
2. Теория характерных черт. Распространенная Гордоном Олпортом и Раймондом Кателлом: в этой теории упор делается на такие характеристики как ценности, возможности и темперамент в описании личности.
3. Гуманистическая теория. Представленная в работе Абрахама Маслоу и Карла Роджера: в этой теории подчеркивается важность индивидуального роста, улучшение и самосознания личности.
4.
Теория социального
обучения. Хорошо
описанная Альбертом
Бандурой, учитывает
важность для личности
приобретении обучения
у других людей и взаимодействия
человека с ситуациями.
Уже в начале века венский
психиатр и психолог З.Фрейд
предложил свою трактовку
Дискуссии, связанные с
Инстинктивные влечения
В сфере бессознательного
Психоанализу характерна идея
о признании бессознательного, как
фактора детерминирующего поведение,
часто противоположное осознаваемым целям.
Признание того, что «вещи не являются
такими, какими они кажутся», что человеческое
поведение и сознание в высокой степени
детерминированы бессознательными мотивами,
которые могут пробуждать кажущиеся иррациональными
чувства и поведение.
2. Теория характерных черт
Наше восприятие людей отличается от восприятия неодушевленных объектов. Когда мы наблюдаем людей, мы пытаемся объяснить то, почему они ведут себя тем или иным способом, почему у тех или иных людей существует различный набор черт характера. Объяснение особенностей поведения людей в зависимости от их характерных черт — суть одноименной теории. Согласно этой теории, наблюдая поведение индивида, мы пытаемся определить, вызвано это поведение внутренними или внешними причинами.
Внутренние регуляторы поведения — это те, которые находятся под личным контролем индивида. Внешние регуляторы поведения — это те, которые осуществляются под воздействием внешних причин, когда человек вынужден поступить именно так в связи с определенной ситуацией. Так, если один из ваших служащих опоздал на работу, то вы можете расценить причину этого опоздания как внутреннюю (проспал) и как внешнюю (попал в автомобильную пробку).
Эта
теория личности рассматривает индивидуальные
различия с точки зрения ряда относительно
постоянных независимых черт. Черта есть
биполярная конструкция (например, умный-глупый;
скупой-щедрый), часто представляемая
шкалой, по которой могут оцениваться
индивидуумы. Теории характерных черт
изменяются в значительной степени согласно
числу независимых черт, необходимых для
обеспечения полного описания личности,
давая картину о самих себе. Примерами
являются Опросный лист шестнадцати факторов
личности и Калифорнийская психологическая
опись (КПО) (Гау, 1957). Возможно также косвенное
измерение черт (проективные тесты).
3. Гуманистическая теории личности
В отличие от психоаналитиков,
которые, пытаясь открыть
В понимании гуманистической
теории личности, природа человека,
в сущности хороша или, по
крайней мере, нейтральна. Человек
свободен и ответственен за
принятие своих решений.
В развитии личности и черт характера, согласно гуманистической теории, значимым являются отношение к человеку значимых людей, прежде всего родителей. Если ребенок получает от значимых других полное принятие и уважение (безусловное позитивное внимание), тогда его формирующаяся Я-концепция соответствует всем врожденным потенциальным возможностям. В зависимости от того, какое позитивное внимание испытывал человек в течение жизни, формируется тот или иной тип личности.
Для теории характерны
1. Признание того, что человек стремится к самоактуализации, то есть, как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого уровня, добивается полного использования своих способностей и талантов. Самоактуализация человека невозможна без поэтапного удовлетворения потребностей от низших к высшим. Выделяются: физиологические потребности, потребности в безопасности, потребности в принадлежности и любви, потребности в самоуважении, потребности в самоактуализации.
2. Признание приоритета
4. Теория социального обучения
Теория социального обучения А. Бандуры объясняет, как опыт накладывает отпечаток на характер человека. Бандура делает основной акцент на роли научения через наблюдение в приобретении навыков поведения. Действительно, наиболее отличительной чертой социально-когнитивной теории Бандуры является убеждение в том, что в основном поведение человека формируется через наблюдение или на основе примеров. Люди развили повышенную способность научения через наблюдение, что позволяет им расширить свои знания и навыки на основе информации, переданной путем моделирования. Действительно, в сущности, все феномены научения через прямой опыт могут появиться косвенно при наблюдении за поведением людей и его результатами.