Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 17:14, курсовая работа
Целью курса Организационное поведение является формирование знаний у менеджеров главных основ поведения индивидов и групп и управления им в современной компании.
Лекция
1. Дополнительный материал,
не вошедший в лекцию.
Необходимость познания поведения людей с максимально возможной достоверностью человечество с особой остротой ощутило в XX веке. Оружие массового уничтожения, созданное в годы второй мировой войны и в послевоенный период, способно при концентрации политической власти поставить под сомнение существование земной цивилизации. В зависимости от приобретенного опыта и способностей точность наших обобщений и предвидения возможных вариантов поведения окружающих нас людей существенно варьируются. Некоторые из нас могут с высокой степенью достоверности могут предугадывать поведение других, однако, большинство все же не обладает такими способностями. Можно ли научить это большинство людей искусству более тонкого понимания натуры и возможных действий своих собеседников, коллег и партнеров? Сделать это и можно, и необходимо. И чем больше людей овладеют этим знанием и искусством, тем больше будет взаимопонимания в обществе.
Люди, попадая в примерно одинаковые ситуации, ведут себя в них по-разному. Тем не менее, имеются определенные существенные элементы, лежащие в основе поведения всех индивидов, которые могут быть идентифицированы и затем изменяться, отражая индивидуальные различия. Эти фундаментальные элементы очень важны, так как позволяют достичь предсказуемости. Поскольку поведение большинства людей чаще предсказуемо, то естественным является его систематическое изучение для освоения всего комплекса методов и способов предсказания поведения людей.
Задача курса «организационное поведение» как раз и состоит в том, чтобы опровергнуть тезис, что наблюдаемые действия - это всего лишь проявление здравого смысла и является само собой разумеющимся. Чаще оказывается, что многие поступки и действия, рассматриваемые с позиций здравого смысла, на самом деле таковыми не являются. Важной задачей курса «организационное поведение» является поощрение стремления отойти от позиций оценки поведения с точки зрения интуиции (качества, которым обладают далеко не все люди) к оценке на основе систематического анализа, что дает возможность достаточно эффективно объяснять и предсказывать поведение других людей.
Многие считают, что хорошие знания в области социальной психологии и мотивации поведения необходимы лишь руководителям, а рядовым работникам они не нужны. Однако в получении таких знаний должны быть заинтересованы обе стороны, а лучше сказать все стороны, поскольку процесс межличностного общения происходит не только на уровне «начальник – подчиненный», но и в повседневной жизни, среди совершенно незнакомых людей. Кроме того, менеджеры различных уровней могут одновременно являться и подчиненными, то есть выступать в лице рядовых сотрудников менеджеров, стоящих в управленческой иерархии на более высокой ступени.
К сожалению, очень часто менеджеры терпят неудачу в своей деятельности из-за недостатка твердых навыков межличностных отношений, нежели от профессиональной некомпетентности. И, наоборот, наиболее преуспевающие менеджеры оказываются более коммуникабельными, способны взять лидерство на себя и работать как часть бригады, использовать максимально эффективные мотивационные стимулы применительно к той или иной ситуации, находить оптимальные варианты решения конфликтов.
Используя
теорию организационного поведения, менеджеры
могут лучше понимать, как оно скажется
на людях и организации. Она предлагает
менеджерам постоянно думать о поведенческих
аспектах управления, представляет им
необходимый научный понятийный аппарат,
позволяющий анализировать, обсуждать
и обмениваться опытом работы. Организационное
поведение обеспечивает менеджеров методикой
решения проблем и ситуаций, которые имеют
место на работе и не только там.
Подход к менеджеру в организационном поведении
В менеджменте менеджер - это наемный работник, профессиональный управляющий, отвечающий за достижение целей организации или ее составной части. Менеджеры являются именно теми сотрудниками организации, которые отвечают за достижению ее целей. Современные условия требуют от менеджера добиваться реализации поставленных целей наиболее эффективными, безопасными для природы, общества и личности методами. Одной из первейших задач менеджера является эффективное использование ограниченных ресурсов организации: сырьевых, энергетических, финансовых, человеческих.
Организационное
поведение рассматривает
Следует также отметить, что в организационном поведении менеджер рассматривается и как лицо, отвечающее за деятельность одного или более подчиненных, что подчеркивает такую важную сферу его деятельности как взаимодействие с людьми. Непосредственные заботы менеджера о вверенном ему рабочем подразделении трехсторонни. Во-первых, менеджер заботится о выполнении задания, качестве и количестве произведенной работы или оказанных услуг. Во-вторых, менеджер заботится о поддержании должного уровня обеспечения кадровых ресурсов, привлечении и поддержании жизнеспособной рабочей силы. В-третьих, в соответствии с сегодняшним подходом к управлению предметом заботы менеджера должно быть оказание помощи работнику в максимальной реализации его потенциала, более полному удовлетворению его потребностей, и в первую очередь, социальных, без которых невозможно повышение качества жизни.
В условиях переходного к рыночной экономике периода в России исключительно велика конфликтогенность общества, что мы ощущаем ежедневно. Работники несут в организацию свои проблемы и раздражение, что неизбежно сказывается на появлении новых конфликтов в межличностных и межгрупповых отношениях. Это обстоятельство требует от менеджера больших знаний и умений в предотвращении и управлении конфликтами, то есть тех знаний и навыков, которые намного основательнее представлены в организационном поведении.
Менеджер должен обладать теоретическими и практическими знаниями. В соответствии с традиционным фойолевским представлением менеджер должен иметь определенные экономические, технические и административные (управленческие) знания. Если подходить к этому вопросу с точки зрения организационного поведения, то следует особо подчеркнуть важность подготовки по широкому спектру естественных и гуманитарных наук. Особенно следует выделить необходимость получения знаний психологии, без которых невозможно эффективное управление главным ресурсом организации: человеческим, то есть установление плодотворных отношений как между менеджером и управляемыми им работникам, так и корректировка отношений между управляемым персоналом и мотивация его на достижение целей организации.
Рассматривая
вопрос о профессионализме менеджеров,
способных решать проблемы в быстроизменяющемся
(хаотичном) обществе сегодняшнего и
завтрашнего дня, ряд специалистов
в области футурологии и
В связи с этим интересно рассмотреть квалификационные требования к профессиональной подготовке менеджера и его личности. В Великобритании, например, они определены так:
1.
Понимание природы
Необходимо подчеркнуть еще одну личностную характеристику, обладание которой представляется крайне необходимой для менеджера сегодняшнего и, особенно, завтрашнего дня - интуиции. В условиях хаотичного развития, когда скорость реакции на непредвиденные изменения в окружающей среде является исключительно важным фактором существования и выживания организации, своевременность нахождения наиболее эффективного решения при дефиците времени и возможной неопределенности информации, может быть обеспечена только развитой интуицией. Можно отметить, что сегодня важность интуиции несколько недооценивается, хотя ряд признанных менеджеров высшего звена отмечали высокую эффективность большинства принимаемых ими интуитивных решений.
Для организационного поведения характерен акцент не столько на функции менеджмента, сколько на роли, которые менеджер исполняет в своей деятельности. Признанным автором в этой области является Генри Минцберг, посвятивший ряд лет изучению природы управленческого труда и выпустивший книгу по данной проблеме. Он считает, что есть 10 управленческих ролей, которые группируются в три области: межличностную, информационную и область принятия решений. Из названия групп можно заключить, что только роли межличностной группы, охватывающие связи, которые менеджер имеет с другими людьми, имеют поведенческую основу. Внутри этой категории три роли: глава, лидер, связующее звено. Но если рассмотреть характер деятельности менеджера при выполнении других ролей, то окажется, что он включает в себя или базируется на осуществлении вербальных контактов в получении и передачи информации другим лицам, беседы, участия в заседаниях, устных выступлениях. А выполнение ролей, связанных с принятием решений, включает в себя участие в заседаниях с обсуждением стратегических и текущих вопросов, ведение переговоров. Таким образом, выполнение всех ролей менеджера требует от него знаний и навыков производственного поведения отдельных людей и целых групп.
Из множества ролей, которые выделяются специалистами в 90-е годы, чаще всего называются следующие:
Среди
других ролей менеджера, наиболее встречаются
такие как эксперт и
Хотторнские исследования
Решающее значение для появления науки организационного поведения имели Хотторнские исследования. В 1924 г. Национальный Исследовательский Совет при Академии наук принял решение изучить зависимость между освещением и индивидуальной эффективностью. С этой целью им были проведены исследования на хоторнском заводе компании Вестерн Электрик, производящей оборудование телефонное и телеграфное оборудование. В процессе эксперимента результаты становились все более неожиданными и загадочными. Независимо от уровня освещения (в одном случае оно даже было уменьшено до уровня лунного света) выпуск продукции увеличивался как в экспериментальной группе, так и контрольной. Озадаченные, исследователи отказались от изменения освещения и начали варьировать периоды отдыха, продолжительность рабочего дня и рабочей недели и другие факторы, влияющие, по их мнению, на производительность труда. Недовольные новыми результатами, исследователи решили отменить все введенные ранее изменения и вернуться к исходным условиям. Ожидавшие падения морального духа и производительности труда, они были поражены тем, что производительность труда, напротив, достигла наибольших за все время эксперимента результатов.
Эти эксперименты были столь неубедительными, что почти все были готовы признать бесполезным весь проект. Производительность труда увеличивалась, но никто не знал почему. В 1928 году к исследователям присоединился Жорж Элтон Мэйо. Он получил степень магистра логики и философии в Аделаидском университете (Австралия). Затем продолжил обучение по специальности в Куинслендском университете. Элтон Мэйо изучал медицину в Эдинбурге (Шотландия), где занимался также исследованиями в психопатологии. Впоследствии Мэйо эмигрировал в США. До перехода на работу в Гарвард он проводил исследования на одном из текстильных предприятий по установлению воздействия условий труда на производительность. Мэйо, заинтригованный начальными результатами эксперимента, принял приглашение присоединиться к нему. Именно Мэйо высказал предположение, что «удивительное изменение мышления в группе» было ключом к объяснению загадки Хоторна. По его мнению, работницы, участвовавшие в эксперименте, став социальной единицей, наслаждались возрастающим вниманием экспериментаторов. У них появилось чувство их собственного участия в проекте.