Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 17:14, курсовая работа
Целью курса Организационное поведение является формирование знаний у менеджеров главных основ поведения индивидов и групп и управления им в современной компании.
Цели и задачи курса
Целью
курса Организационное поведение является
формирование знаний у менеджеров главных
основ поведения индивидов и групп и управления
им в современной компании.
Главными задачами Организационного поведения являются:
- описание поведения людей в различных возникающих в процессе труда ситуациях
- понимание причин и объяснение поступков индивидов в определенных условиях
- понимание поведения людей в группах (формальных и неформальных группах)
- изучение поведения индивидов в стрессовых и конфликтных ситуациях
- прогнозирование поведения людей в производственных условиях
- поиск
путей повышения эффективности деятельности
людей в организации (посредством использования
различных инструментов управления)
История развития науки Организационное поведение
С начала 1940-х годов начинают активно развиваться различные модели управления персоналом. На начальных этапах развития этих моделей преобладал технократический подход и основное внимание уделялось методам повышения производительности труда (Ф.Тейлор)
С 1970-х годов стал преобладать гуманистический подход (социально ориентированный), усилилось внимание к личности каждого сотрудника и условиям для проявления его творческих способностей, что явилось предпосылкой изучения потребностей, интересов сотрудников и причин его поведения в организации. Это явилось предпосылкой появления такой научной дисциплины как Организационное, которое как научная дисциплина сформировалась только к 1970-м годам. Сегодня дисциплина «Организационное поведение» популярна как в зарубежных, так и в российских вузах.
Из зарубежных ученых, которые оказали
большое влияние на развитие науки Организационное
поведение, можно выделить Э.Мэйо,
А. Файоля, Э. Лоулера,
В.Врума, П.Гехра, Г. Минтцберга. Отечественные
ученые, занимавшиеся аспектами труда
человека в организации и его поведения
- А.А.Ухтомский, А.К.Гастев,
Н.А.Берштейн, Н.Витке.
Сущность и понятие науки ОП
Организационное поведение - наука о поведении отдельных работников и групп работников, взаимодействии их между собой и с другими элементами организации и внешней среды, о лучших способах менеджерского воздействия на это поведение для повышения эффективности деятельности организации.
Организационное поведение - прикладная наука, поскольку применяет полученное знание относительно поведения отдельных социальных объектов для совершенствования их совместной работы по достижению целей организации. Организационное поведение как прикладная наука ищет ответы на практические вопросы.
Организационное поведение рассматривает
проблемы в соотношении друг с другом,
не выдвигает единственно
верного и конкретного
предложения или решения. Таким образом,
организационное поведение имеет вероятностный
характер
Объект, субъект и предмет ОП
Объект организационного поведения – индивид, группы и организация.
Субъект – руководители, влияющие на поведение работников и групп в организации.
Предмет
исследования ОП - процессы внутрифирменных
действий и поступков индивидов в производственной
группе, а также специфика группового
поведения.
Связь ОП с другими науками
Организационное поведение как наука базируется на научных выводах и достижениях ряда других наук. Свой вклад в формирование организационного поведения как самостоятельной науки внесли такие "поведенческие" дисциплины как психология, социология, социальная психология, антропология, политология.
Психология изучает закономерности, механизмы и факты психической жизни человека. Социология изучает общество как целостную систему, процессы в группах, их связи с обществом. Социальная психология - специальная область в психологии.
Занимается
закономерностями поведения и деятельности
людей, обусловленными их принадлежностью
к определенным социальным группам, а
также психологические характеристики
групп. Антропология - наука о происхождении
и эволюции человека. Изучение различных
культур и окружающей среды, отношений
и поведений между людьми в разных странах
и внутри различных организаций. Политология
изучает поведение индивидуумов и групп
в рамках политической окружающей
среды, приход людей к власти и ее использование.
Роль менеджера, как субъекта Организационного поведения
В управлении организационным поведением основная роль принадлежит Менеджеру. Менеджер с точки зрения науки ОП должен:
- анализировать поведение людей, выявлять его причины;
- разрабатывать
пути совершенствования
- устранять нежелаемое поведение индивидов и групп в организации.
Таким образом, для решения задач ОП менеджеру необходимы:
1. Навыки социального взаимодействия (способность эффективно общаться, строить межличностное взаимодействие).
2. Ориентация на достижение успеха (упорство, настойчивость, работоспособность, склонность к риску).
3. Социальная зрелость (наличие достаточно сформированных личных целей, способность корректировать собственное поведение).
4. Практический интеллект (способность определить проблему и найти практически возможные способы ее решения).
5. Способность к сложной работе (устойчивость к стрессу, способность планировать сложную работу и устанавливать приоритетность задач при дефиците времени).
6. Социальная приспособляемость (адаптация к коллективу, руководителям, организационной культуре, традициям, нормам).
7. Лидерство
(способность побуждать к действию других,
внушать окружающим доверие).
Оценочный лист для оценки руководителей
(прим.
Можно оценить
себя по данному
оценочному листу, сделав
выводы о выраженности
необходимых качеств
у вас, как у руководителя).
№ | Качества | Степень выраженности | ||||
Очень высокая | Высокая | Средняя | Низкая | Очень низкая | ||
1 | Работоспособность | |||||
2 | Энергичность | |||||
3 | Решительность | |||||
4 | Конфликтность | |||||
5 | Стрессоустойчивость | |||||
6 | Самоконтроль | |||||
7 | Творческие способности | |||||
8 | Умение разбираться в людях | |||||
9 | Пунктуальность | |||||
10 | Отзывчивость | |||||
11 | Обязательность | |||||
12 | Организаторские способности | |||||
13 | Личностный авторитет | |||||
14 | Уровень интуиции | |||||
15 | Рассудительность | |||||
16 | Уверенность в себе | |||||
17 | Убедительность в высказываниях | |||||
18 | Смелость | |||||
19 | Предприимчивость | |||||
20 | Честность в отношениях | |||||
21 | Рискованность | |||||
22 | Амбициозность | |||||
23 | Неординарность мышления | |||||
24 | Высокий интеллект | |||||
25 | Ораторские способности | |||||
26 | Высокое самообладание | |||||
27 | Адекватный уровень самооценки | |||||
28 | Дальновидность | |||||
29 | Быстрота принятия решения | |||||
ИТОГО: |
Основные характеристики индивида в Организационном поведении
Для решения важнейшей задачи науки Оргповедения («объяснение, прогнозирование и управление поведением индивидов и групп в организации») особую роль играет изучение индивидуальных характеристик.
Изучение индивидуальных характеристик важно при:
- Прогнозировании поведения в той или иной ситуации
В науке ОП при изучение индивида основной акцент делается на четыре основные категории характеристик индивида:
1. демографические или социологические характеристики (пол, возраст, семейное положение, статус и др.);
2. характеристики умений и способностей;
3. психологические характеристики (качества характера);
4. ценности.
1. Демографические характеристики помогают понять становление личности и объяснить поведение индивида в организации. Наиболее важными демографическими характеристиками являются пол, этническая принадлежность, возраст, семейное положение, статус. Некоторые из них являются временными, такие как социально-экономический статус; другие – постоянными (место рождения, семья, пол).
2. Умения и способности. У каждого индивида существует комплекс определенных способностей и умений, что оказывает влияние на поведение в процессе принятия решений, мотивации, руководстве и т.д. Способность представляет собой потенциальную возможность что-либо выучить, а умение отражает реально существующую возможность выполнения заданий, определяемых данной работой. Способности - потенциальные возможности. Умения - это навыки, уже присущие человеку. Например, знание языков, быстрота выполнения определенной операции (умения). Способность к изучению иностранных языков (способность).
3.Психологические характеристики раскрывают общую тенденцию предрасположения личности вести себя соответствующим образом. Набор личностных качеств (характер индивида).
Перечень примерных личностных характеристик индивида
1 | Оперативность работы | 22 | Общительность | 43 | Способность убеждать |
2 | Качество работы | 23 | Креативность | 44 | Ориентация на цели |
3 | Организованность | 24 | Способность работать в коллективе | 45 | Аналитические способности |
4 | Самостоятельность | 25 | Демократизм | 46 | Объективность суждений |
5 | Выносливость | 26 | Жизнерадостность | 47 | Самообладание |
6 | Добросовестность | 27 | Интернациональная направленность | 48 | Самостоятельность в принятии решений |
7 | Аккуратность | 28 | Чуткость | 49 | Самокритичность |
8 | Серьезность | 29 | Предприимчивость | 50 | Гибкость |
9 | Рассудительность | 30 | Доверчивость | 51 | Терпение |
10 | Уравновешенность | 31 | Энергичность | 52 | Лидерские качества |
11 | Готовность работать | 32 | Высокие моральные качества | 53 | Конфликтность |
12 | Объективность | 33 | Инновационность | 54 | Честность |
13 | Сдержанность | 34 | Обучаемость | 55 | Находчивость |
14 | Дисциплинированность | 35 | Стрессоустойчивость | 56 | Интуиция |
15 | Приверженность к порядку | 36 | Сила воли | 57 | Способность работать в команде |
16 | Деловитость | 37 | Интеллект | 58 | Способность к риску |
17 | Ответственность | 38 | Инициативность | 59 | Лояльность к организации |
18 | Способность работать в команде | 39 | Уверенность в себе | 60 | Амбициозность |
19 | Доброжелательность с коллегами | 40 | Готовность помочь | 61 | Внимательность |
20 | Принципиальность | 41 | Справедливость | 62 | Порядочность |
21 | Скромность | 42 | Широта кругозора | 63 | Дипломатичность |