Сущность, принципы и функции транспортной логистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:29, реферат

Описание работы

Транспорт - это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг.
Транспорт представляют как систему, состоящую из двух подсистем: транспорт общего пользования и транспорт не общего пользования.

Содержание

Введение................................................................................................................................2
Транспорт и транспортная логистика.................................................................................3
Задачи, функции, цели и принципы транспортной логистики........................................5
Список использованной литературы..................................................................................9

Работа содержит 1 файл

ЛОГИСТИКА!!!.docx

— 27.19 Кб (Скачать)

Министерство  транспорта РФ

Якутский  институт водного транспорта (филиал) ФГОУ ВПО «НГАВТ»

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине «Основы логистики»

на тему «Сущность, принципы и функции транспортной логистики»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка гр. ОП-08-4

Попова Анастасия 

Проверила: Корытова С. Д.

 

 

 

 

Якутск 2011

Содержание

Введение................................................................................................................................2

Транспорт и транспортная логистика.................................................................................3

Задачи, функции, цели и  принципы транспортной логистики........................................5

Список использованной литературы..................................................................................9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Транспорт - это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг.

Транспорт представляют как систему, состоящую из двух подсистем: транспорт общего пользования и транспорт не общего пользования.

Логистика - форма оптимизации рыночных связей, гармонизация интересов всех участников процесса товародвижения.

Транспортная логистика - это система по организации доставки, а именно по перемещению каких-либо материальных предметов, веществ и пр. из одной точки в другую по оптимальному маршруту. Одно из основополагающих направлений науки об управлении информационными и материальными потоками в процессе движения товаров.

Оптимальным считается маршрут, по которому возможно доставить логистический объект, в кратчайшие сроки (или предусмотренные сроки) с минимальными затратами, а также с минимальным вредом для объекта доставки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Транспорт и транспортная логистика

Транспорт органично вписывается  в производственные и торговые процессы. Поэтому транспортная составляющая участвует во множестве задач  логистики. Вместе с тем существует достаточно самостоятельная транспортная область логистики, в которой  многоаспектная согласованность между участниками транспортного процесса может рассматриваться вне прямой связи с сопряженными производственно-складскими участками движения материального потока.

Транспортная логистика  выступает в роли необходимой  составляющей всей теории и практики логистики коммерции, так как  логистика как наука занимается управлением всеми потоковыми движениями, а управление материальным потоком  невозможно без его перевозки.

Логистические операции на пути движения материального потока происходят с применением различных транспортных средств. Затраты на эти операции составляют примерно половину от суммы затрат на логистику.

С учетом данного подхода  к транспорту как части логистической цепи, логистика коммерции рассматривается в разных аспектах:

  • с позиции эффективности работы отдельных видов транспорта;
  • с точки зрения организации перевозок от грузопроизводителя до получателя;
  • с учетом интересов клиента важны не только основная перевозка, но и обработка, хранение.

Качество перевозок в  большей степени отражается на общих  расходах, чем их себестоимость, поэтому учет вышеперечисленных аспектов способствует оптимальному выбору транспортных услуг.

Транспорт, являясь важным звеном логистической системы, должен быть достаточно гибким для обеспечения перевозочного процесса с удовлетворением изменяющегося спроса.

Транспорт делится на:

1. Транспорт общего пользования - отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население. Его часто называют магистральным (магистраль - основная, главная линия в какой-нибудь системе, в данном случае - в системе путей сообщения). Понятие транспорта общего пользования охватывает железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной), автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный.

2. Транспорт необщего пользования — внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям, является, как правило, составной частью каких-либо производственных систем.

Выделению транспорта в самостоятельную область применения логистики способствуют следующие  основные факторы:

1) способность транспорта реализовать  основную идею логистики - создать  надежно, устойчиво и оптимально  функционирующую систему: "снабжение  - производство - распределение - потребление";

2) неизбежность решения целого  ряда сложных транспортных проблем  при выборе каналов распределения  сырья, полуфабрикатов и готовой  продукции в рамках логистической системы;

3) высокая доля транспортных  издержек, максимальная величина  которых достигает 50 % в общих  логистических затратах на продвижение товара от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции;

4) высокая доля транспортной  составляющей во внешнеторговой  цене товаров (особенно для  стран с большими расстояниями  перевозок);

5) наличие большого числа транспортно-экспедиционных  предприятий, играющих большую  роль в организации оптимальной  доставки товаров, как во внутренних  перевозках, так и в международных  сообщениях.

 

 

 

Задачи, функции, цели и принципы транспортной логистики

Задачи транспортной логистики  заключаются в обеспечении участников транспортного процесса техническим  соответствием – это согласованность  параметров транспортных средств, позволяющая  работать как с контейнерами, так  и с пакетами; технологическим  соответствием, где технологическое  соответствие – это применение единой технологии транспортировки и прямых перегрузок; согласование экономических  интересов и использование единых систем планирования.

Создание транспортных коридоров, выбор вида транспорта, выбор  пути следования и вида транспортного  средства – все эти задачи также  относятся к транспортной логистике.

Основная функция транспортной логистики заключается в создании системы для оптимизации процесса перевозок, а также в транспортном и экспедиционном обеспечении.

Одной из основных функций  логистики является транспортировка. Высокое значение данной функции  объясняется тем, что именно в  результате реализации данной функции  происходит физическое распределение  товаров. Транспортировка представляет собой перемещение продукции  с помощью транспортного средства по определенной технологии в последовательной цепи поставок. Она состоит из логистических операций и логистических функций, таких как экспедирование, грузопереработка, упаковка, передача прав и собственности на груз, страхование различных рисков, таможенные процедуры и т.п.

Перемещение грузов представляет собой изменение их местонахождения  одновременно при соблюдении принципа экономичности (сокращения стоимостных и временных затрат).

Основная цель транспортировки  — доставка товаров в место  назначения как можно быстрее, дешевле  и с наименьшим физическим ущербом  для окружающей среды. Одновременно необходимо сводить к минимуму потери и порчу транспортируемых грузов при одновременном выполнении требований заказчиков по своевременности доставки и представлению информации о  грузе в пути.

Основным принципом транспортной логистики является постоянная оптимизация  расходов. Основным направлением выполнения данного принципа выступает экономия за счет масштабов грузоперевозки и  дальности маршрутов. Оптимум транспортных издержек должен быть таким, чтобы общие  логистические издержки были минимальными. Достигается это путем исследования баланса транспортных расходов и качества транспортного обслуживания.

Основные понятия транспортировки  и экспедирования грузов включают:

  1. деятельность по прогнозированию, организации и осуществлению доставки продукции от места ее изготовления до конечного пункта и дополнительных услуг по перевозке;
  2. оформление необходимых документов;
  3. юридическое сопровождение (заключение договоров) на перевозку;
  4. расчет за перевозку грузов;
  5. проведение и организация погрузочно-разгрузочных работ;
  6. расфасовку, упаковку, складирование;
  7. увеличение объема мелких и сокращение объема крупных отправок;
  8. информационное обеспечение;
  9. услуги по страхованию, финансовые и таможенные услуги.

Технология перевозок заключается в последовательности технологических операций при выполнении транспортного процесса.

Экспедиционное обеспечение  является частью процесса движения товаров  от производителя к потребителю  и включает ряд дополнительных работ, без которых перевозочный ход  не может быть начат и окончен.

Таким образом, благодаря  транспорту, логистический процесс товародвижения (начиная от поставщиков сырья и материалов, охватывая различного рода посредников, и заканчивая потребителями готовой продукции) трансформируется в единую технологическую цепь, а транспорт становится неотъемлемой частью единого транспортно-производственного процесса. В этой цепи основные функции транспорта заключаются в перемещении грузов и их хранении.

Перемещение грузов - это  изменение их местонахождения при  соблюдении принципа экономичности (сокращении стоимостных и временных затрат). Этот процесс должен быть экономически оправдан, так как при перемещении грузов расходуются время, деньги и экологические ресурсы. Значимость фактора времени возрастает в связи с появлением логистических концепций, требующих сокращения запасов (в том числе и запасов, находящихся в пути), которые существенно ограничивают использование материальных и товарных ресурсов, т. е. "связывают" капитал. Транспортировка требует и финансовых ресурсов - в форме внутренних расходов для перевозки грузов собственным подвижным составом, и внешних расходов для использования с этой целью коммерческого или общественного транспорта.

Таким образом, данная функция  транспортировки определяет ее главную  цель - доставку товаров в место  назначения как можно быстрее, дешевле  и с наименьшим ущербом для  окружающей среды. Нужно также свести к минимуму потери и порчу транспортируемых грузов при одновременном выполнении требований заказчиков к своевременности  доставки и к предоставлению информации о грузах в пути.

Хранение грузов как  функция транспортировки происходит в случаях целесообразности экономии средств на повторной перегрузке и выгрузке (когда расходы на эти  операции превышают потери от простоя  загруженного подвижного состава), недостаточности  складских мощностей и необходимости  изменения маршрутов следования грузов. При этом увеличивается время  нахождения грузов в пути.

В общем, использование  транспортных средств для временного хранения грузов обходится дорого, но вполне оправдано с точки зрения общих издержек, если перевалка груза более накладна, если нет иных возможностей для хранения, либо если допустимо удлинение сроков доставки.

Главным принципом транспортной логистики, как и логистики в  целом, является оптимизация расходов. На транспорте она достигается при  соблюдении экономии за счет масштабов  грузоперевозки и дальности маршрутов.

Экономия за счет масштабов  грузоперевозки связана с тем, что, чем крупнее груз, тем меньше транспортные расходы на единицу веса. Точно  так же более мощные виды транспорта - железнодорожный и водный - обходятся  дешевле в расчете на единицу  веса перевозимого груза, чем менее  мощные - автомобильный и воздушный  виды транспорта.

Экономия за счет масштабов  грузоперевозки возникает в силу того, что постоянная компонента транспортных расходов распределяется на весь груз, так что чем он больше, тем меньше удельные издержки на единицу веса. В состав постоянных издержек входят административные расходы, связанные с обработкой заказов на транспортировку; затраты на простой транспортного средства под погрузкой-разгрузкой; затраты на оформление платежных документов и эксплуатационные расходы. Эти издержки считаются постоянными, так как их величина не зависит от размера грузовой отправки.

Экономия за счет дальности  маршрута связана с тем, что чем  длиннее маршрут, тем меньше транспортные расходы в расчете на единицу  расстояния. Например, перевозка одного груза на расстояние 800 км обойдется  дешевле, чем доставка двух грузов (такого же суммарного веса) на расстояние 400 км. Этот эффект также называют принципом  убывания, поскольку удельные издержки на единицу пути сокращаются по мере увеличения дальности грузоперевозки. Экономия за счет дальности перевозки  возникает в силу тех же причин, что и экономия за счет масштабов перевозок. Постоянные издержки, связанные с погрузкой-выгрузкой транспорта, должны быть отнесены к переменным затратам на единицу пути. Чем длиннее маршрут, тем на большее расстояние распределяются эти затраты, что ведет к сокращению транспортных расходов в расчете на единицу пути.

Эти принципы необходимо учитывать  при оценке альтернативных стратегий  транспортного обслуживания. Следует  стремиться к максимальной загрузке транспортных средств и максимальной протяженности маршрутов грузоперевозки при обязательном удовлетворении всех сервисных ожиданий потребителей.

Информация о работе Сущность, принципы и функции транспортной логистики