Совершенствование управления закупочной деятельностью производственного предприятия (на примере ЗАО «Волнис»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования - управление закупочной деятельностью на производственном предприятии ЗАО «Волнис».
Предмет исследования - организация управления закупочной деятельностью ЗАО «Волнис» на основе логистических принципов.
Цель работы: определить направления совершенствования управления закупочной деятельностью производственного предприятия, проанализировав закупаемые материальные ресурсы и сырье и их поставщиков.

Содержание

Реферат……………………………………………………………………………….2
Введение………………………………………………………………………….....4
1. Теоретические основы закупочной деятельности в логистической
системе производственного предприятия ……………………………………........6
2. Анализ закупочной деятельности ЗАО «Волнис»…………………………13
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Волнис»……….13
2. Особенности закупочной деятельности ЗАО «Волнис»…………………..14
3. Анализ закупок на ЗАО «Волнис» на основе логистических
методов ……………………………………………………………………………18
3. Предложения по совершенствованию закупочной деятельности..
ЗАО «Волнис»……………………………………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………...…28
Список использованных источников………………………………………....…29
Приложение А. Организационная структура управления
ЗАО «Волнис»……………………………………………………………………...30
Приложение Б. Шаги цикла закупок на ЗАО «Волнис»……………………….31

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ доработанная.docx

— 109.06 Кб (Скачать)

- удалённость поставщика от  потребителя;

- сроки выполнения текущих и  экстренных заказов;

- наличие у поставщика резервных  мощностей;

- организация управления качеством  продукции у поставщика;

- психологический климат в трудовом  коллективе поставщика;

- риск забастовок у поставщика;

- способность поставщика обеспечить  поставку запасных частей в  течение всего срока службы  поставленного оборудования;

- кредитоспособность и финансовое  положение поставщика [5, c.73].

Для сбора информации, необходимой  для применения перечисленных критериев, требуется использование разнообразных  источников. Или могут быть, например:

- собственное расследование;

- местные источники (действующие  на данной территории юридические  лица или «осведомители» официальных  органов);

- банки и финансовые институты;

- конкуренты потенциального поставщика;

- торговые ассоциации;

- информационные агентства;

- государственные источники.

Окончательный выбор поставщика производится лицом, принимающим решение, и не может быть полностью формализован.

Многие системы планирования потребностей сырья имеют модули закупок, которые  решают многие процедурные задачи по закупкам, выполняемые обычно служащими. Работа логистика становится всё  более аналитической и профессиональной. Долгосрочная перспектива системы  планирования потребностей в сырье  — до года — означает более длительный срок планирования закупок и переговоры по более долгосрочным контрактам с  ежегодными скидками, исходя из объёма закупок. По этим контрактам более часто  поступают заказы, и осуществляется поставка, зачастую нестандартными размерами  партий. Скидки по индивидуальным заказам  становятся гораздо менее привлекательными в сравнении со своевременной  доставки высококачественной продукции.

Логистики должны понимать производственный процесс как своих компании, так  и поставщиков. Гораздо большая компактность компаний, использующих систему планирования в сырье, повышает ответственность функции закупок в вопросах сокращения неизбежных проблем, которые возникнут при поставках. Система планирования в сырье обеспечивает служащих по закупкам информацией для составления производственного расписания, так что они могут производить более качественную оценку поставщиков. В связи с пониженным уровнем ресурсов как следствие системы планирования потребностей в сырье логистики должны уметь гибко ускорять или при необходимости замедлять выполнение заказа. По сути, расчёт на интеграцию и перспективу использования системы планирования потребностей в сырье означает рост специализации отдела закупок, и, как следствие, повышение эффективности системы управления закупочной деятельностью. [3, с. 220].

 

 

    1.  Цели и задачи логистического управления закупочной деятельностью

Выделение функции закупок  характеризуется необходимостью специализации  фирм. Невозможно найти компанию, которая  могла бы производить все материальные ресурсы, используемые ею в своем производственном процессе. Материальные ресурсы проходят через цепочку организаций и предприятий осуществляющие их закупки с целью последующей переработки для продажи.

Основной целью логистического управления закупками является планирование, организация и контроль за обеспечением основного производства необходимыми материально-техническими ресурсами в определенном временном режиме с минимальными совокупными затратами, т.е. оптимальное приобретение, доставка и распределение материальных ресурсов в процессе производства. На этом этапе управления материальными потоками возникает необходимость принимать решения, позволяющие координировать интересы предприятий-поставщиков и потребителей. Для этого необходимо создание гибкой системы централизованного оперативного регулирования и контроля за процессом обеспечения производства необходимыми материальными ресурсами.

Регулирование процессов  продвижения материальных потоков  основывается на:

- контроле за планами закупок и принятии необходимых мер в случае их нарушения;

- контроле за непосредственным продвижением материальных потоков и погрузочно-разгрузочных работ;

- оперативном контроле за приемкой продукции и направлении материальных потоков на рабочие места.

Процесс управления материальными  потоками в закупочной логистике  можно рассматривать с двух позиций: управление запасами и регулярного  анализа и организация поставок материальных ресурсов на предприятие (т. е. управление поставками).

Таким образом, процесс закупки представляет собой экономически-целесообразное приобретение товаров и услуг, произведенных не самим потребителем. После принятия решения о производстве определенного вида продукции и приобретении необходимого оборудования - осуществляется процесс закупки.

Одним из важных условий  повышения конкурентоспособности  фирмы является нахождение наиболее приемлемых условий закупки.

Для этого рассмотрим основные задачи процесса закупки продукции:

1. Носящие информационный характер (определение собственных потребностей и исследование рынка поставщиков);

2. Подготовка и заключение  договоров о поставке продукции,  ее хранении, транспортировки и  т.п.;

3. Соблюдение сроков, объемов  и качественных характеристик  закупаемой продукции.

Функции закупок заключаются  в определение типов материальных ресурсов, товаров и услуг которые необходимо приобрести у сторонних организаций, а так же поиск оптимальных поставщиков, уровня цен, способов транспортировки и т.д.

Процесс организации закупок можно охарактеризовать следующими этапами:

1. Сбор и обработка  информации о конъюнктуре рынка  ресурсов и действующих условиях  торговли, доставки, хранения и т.д.

2. Выбор форм и источников  материально-технического снабжения

3. Размещение заказов  и их реализация.

4. Организация делопроизводства  по учету ресурсов и расчетам  за приобретенные материальные  ценности.

5. Поддержание отношений  с поставщиками.

В странах с рыночной экономикой основной целью управления закупочной логистикой является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью, однако её достижение зависит от решения целого ряда задач. В обобщённом виде эти задачи можно сгруппировать следующим образом:

- выдерживание обоснованных сроков закупки сырья и комплектующих изделий;

- обеспечение точного соответствия между количеством поставок и потребностями в них;

- соблюдение требований производства по качеству сырья и комплектующих изделий;

 Основу экономической эффективности закупочной логистики составляют поиск и закупка необходимых материалов удовлетворительного качества по минимальным ценам. В изучении рынка, которое производится соответствующими отделами фирм, вопрос цен — главный, но существенную роль также играет анализ других факторов, в том числе возможных логистических расходов и сроков поставок [5, с. 69-72].

Для более точного определения  всех целей закупок необходимо рассмотреть  следующие девять понятий:

        1. непрерывный поток сырья — обеспечение непрерывного потока сырья, поставок комплектующих и продовольственных услуг, необходимых для работы компании;
        2. управление запасом — сведение инвестиций, связанных с запасами, и расходов к минимуму;
        3. повышение качества — поддержание и повышение качества;
        4. работа с поставщиками — поиск или развитие компетентных поставщиков;
        5. стандартизация — покупать стандартные товары там, где это возможно;
        6. достижение самой низкой общей стоимости — процесс закупки требует наличие товаров и услуг по наименьшей стоимости;
        7. улучшение конкурентоспособности;
        8. достижение отношений с взаимным обменом функций — достижение гармоничных, продуктивных рабочих отношений с другими функциональными подразделениями организации;
        9. снижение административных расходов — снабжение при наименьших административных расходах [8, с.308].

Цель проведения исследований рынка закупок сырья и материалов определяет одновременно и типы рынков, которые должны быть исследованы:

- непосредственные рынки (обеспечивающие в настоящее время потребности в сырье и материалах);

- опосредованные рынки (рынки, используемые поставщиками);

- рынки заменителей (полностью или частично заменяемых продуктов);

- новые рынки.

Для эффективного управления закупочной деятельностью на предприятии необходимо знать, какие именно материалы необходимы для производства продукта; составить план закупок, обеспечивающий согласованность действий всех отделов и должностных лиц предприятия по решению следующих задач снабжения:

- анализ и определение потребности, расчёт количества заказываемых материалов;

- определение метода закупок;

- согласованность цены и заключение договора;

- установление наблюдения за количеством, качеством и сроками поставок;

- организация размещения товаров на складе.

Качественное планирование и информационное обслуживание логистики снабжения  решает также задачу баланса противоречия между необходимостью бесперебойного снабжения производства и минимизации  складских запасов.

В процессе планирования закупок необходимо определить:

- какие материалы требуются;

- количество материалов, необходимое для производства продукта;

- время, когда они потребуются;

- возможности поставщиков, у которых могут быть куплены товары;

- требуемые площади складских помещений;

- издержки на закупки;

- возможности организации производства некоторых деталей на предприятии.

Непосредственно организация процесса закупок включает в себя следующие  работы:

- определение потребности в  материальных ресурсах;

- точная спецификация объектов  закупок;

- исследование рынка закупок;

- изучение предложений по закупкам  и проведение конкурсного размещения  заказов;

- проверка предложений и их  оценка;

- выбор поставщиков;

- размещение заказов;

- оплата обусловленных обязательствами  закупок;

- осуществление поставок и контроль за полнотой и качеством их исполнения;

- координация и системная взаимосвязь  закупок с производством, сбытом, складированием, транспортировкой.

Таким образом, управление закупочной деятельностью охватывает информационные и управленческие процессы, процессы транспортировки и хранения товаров, интеграция которых позволяет осуществлять надежное и качественное обеспечение производственных и коммерческих предприятий материальными ресурсами и товарами.

 

 

1.3 Выбор метода закупок  на производственном предприятии

Существует множество методик  определения того, сколько необходимо закупать материалов для производства продукции и с какой периодичностью они должны поступать от поставщиков, но все они требуют информации о том, как использовались аналогичные  материалы в прошлом.

Выбор метода закупок зависит от сложности конечного продукта, состава  комплектующих изделий и материалов.

Основными методами закупок являются:

  1. Закупка товара одной партией.

Метод предполагает поставку товаров  большой партией за один раз (оптовые  закупки).

Его преимущества: простота оформления документов, гарантия поставки всей партии, повышенные торговые скидки.

Недостатки: большая потребность  в складских помещениях, замедление оборачиваемости капитала.

  1. Регулярные закупки мелкими партиями.

В этом случае покупатель заказывает необходимое количество товаров, которое  поставляется ему партиями в течение  определённого периода.

Преимущества таковы: ускоряется оборачиваемость  капитала, так как товары оплачиваются по мере поступления отдельных партий; достигается экономия складских помещений; сокращаются затраты на документирование поставки, поскольку оформляется только заказ на поставку.

Недостатки: вероятность заказа в  избыточном количестве; необходимость  оплаты всего количества, определённого  в заказе.

  1. Ежедневные (ежемесячные) закупки по котировочным ведомостям.

Такой метод закупки широко используется там, где закупаются дешёвые и быстро используемые товары.

Котировочные ведомости составляются ежедневно (ежемесячно) и включают следующие  сведения:

- полный перечень товаров;

- количество товара, имеющегося на складе;

- требуемое количество товаров.

Преимущества: ускорение оборачиваемости  капитала, снижение затрат на складирование  и хранение, своевременность поставок.

  1. Получение товара по мере необходимости.

Этот метод похож на регулярную поставку товаров, но характеризуется  следующими особенностями:

- количество не устанавливается, а определяется приблизительно;

- поставщики перед выполнением каждого заказа связывается с покупателем;

- оплачивается только поставленное количество товара;

- по истечении срока контракта заказчик не обязан принимать и оплачивать товары, которые ещё только должны быть поставлены.

Преимущества: отсутствие твёрдых  обязательств по покупке определённого  количества, ускорение оборота капитала, минимум работы по оформлению документов.

Информация о работе Совершенствование управления закупочной деятельностью производственного предприятия (на примере ЗАО «Волнис»)